"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Концерт для юбилея с оркестром

А. Н. Сергиец — начальник отделения, преподаватель высшей квалификационной категории: — Меня часто спрашивают, в чем состоит сложность работы с такими детьми, как наши воспитанники. Скажу, что она существует в работе с детьми в принципе, потому что это — дети как в массовой школе, так и в интернате для детей с недостатком зрения. Они так же себя ведут. Психология у всех тоже практически одинакова — детская, подростковая, в чем-то наивная, в чем-то обостренная. И сложность, наверное, заключается в том, чтобы найти подход к каждому ребенку. Я работаю в гимназии уже 20 лет, последние 3 года — на посту заведующего музыкальным отделением. По окончании консерватории Зоя Харитоновна приняла меня на работу, рассказала о ней, с тех пор я работаю с одним и тем же коллективом. То есть дети приходят и уходят, а коллектив по-прежнему учит и маленьких, и взрослых, и я тоже с гордостью могу назвать себя учеником, Зоя Харитоновна — мой главный педагог по таким дисциплинам, как «администратор» и «руководитель». Нам очень часто приходится давать концертные выступления для всевозможных гостей. Поскольку гимназия-интернат известная, ее часто посещают спонсоры, почетные гости, представители различных администраций — областной, городской, районных. А это немаловажно — показать лицо гимназии, его музыкальную сторону, ведь ни одно учебное заведение, так сказать, интернатного типа не может похвастать тем, что дети там получают профессиональное базовое обучение, то есть по окончании музыкальной школы получают свидетельство об образовании — сертификат. И еще, когда работаешь с детьми, с душой делаешь свое дело, все душевно получается. И это не тавтология. К примеру, на наших концертах, помимо того, что дети поют, они еще читают — отрывки из прозы или стихотворений. Многие из них я уже слышал и, кажется, сам знаю наизусть, но все равно в какой-то определенный момент, как говорится, слеза прошибает, потому что подетски наивно и очень трогательно у них это каждый раз получается.
В. А. Стецюк — главный специалист Департамента культуры ХОГА: — Да, замечательный состоялся концерт участников–слабовидящих детей в ДМШ № 13 им. Н. Т. Коляды. Весь педагогический коллектив выполнил неимоверную работу: детей, которые, как говорят в народе, не очень-то обласканы жизнью, эти замечательные преподаватели научили понимать и ценить не только музыку — искусство. Хор отделения — даже слова сложно подобрать — составляют настолько талантливые дети! Меня всегда поражало, как они чувствуют своего руководителя, каждое его движение, жест, отношение к исполняемому произведению. А их потрясающие голоса и слух?! Такое впечатление, будто исполнители — профессионалы, которые уже учились, пожалуй, не один десяток лет. Прекрасно выступали и дети-инструменталисты, с такой самоотдачей, что просто поражаешься, а иногда и сомневаешься: неужели этот ребенок не видит? Тогда, честно скажу, слезы наворачиваются на глаза оттого, что понимаешь: ребенок все делает на слух, с помощью своих каких-то ощущений. Не мне одной, наверное, хочется отдать должное и низко поклониться, памятники поставить педагогам, научившим детей так чувствовать музыку и исполнять ее, — это колоссальный педагогический труд, труд в атмосфере любви к детям, к творчеству. И знаете, что меня еще поразило? В отделении начали заниматься с детьми хореографией! Пусть это хореография пока с натяжкой, но дети все чувствуют и проявляют настоящую синхронность. Я верю, в свое время они так же себя проявят и в этом музыкальном жанре, как в музицировании и пении, а педагоги-скептики снова убедятся в том, что в умелых руках педагога этим детям подвластно многое. Знаю, зал всегда с замиранием сердца слушает таких исполнителей и благодарит и ребят, и преподавателей действительно бурными аплодисментами, которых они, безусловно, заслуживают.
М. Д. Пилипчук — депутат Харьковского облсовета, мэр города с 1996 по 2006 год, Почетный гражданин Харькова: — Откровенно скажу, мне посчастливилось быть приглашенным на прекрасный праздник, который проходил в ДМШ № 13 на музыкальном отделении для детей с ограниченным зрением, посвященный 25-летию отделения. При этом на празднике совершенно не ощущалось, что дети — даже трудно подобрать слова — больны таким серьезным недугом. Атмосфера, отношение коллектива педагогов к своим воспитанникам, теплота и внимание — все это создало впечатление, словно ты побывал на каком-то фестивале с участием детей не с такими серьезными нарушениями зрения, а в обычном детском коллективе. Просто дух захватывает: как здорово все получилось! И тут же следующая мысль: а сколько нужно было вложить педагогического труда и заботы в коллективы, в каждого ученика в отдельности, во все то, чем сейчас восхищаешься?! Что ни говорите, а за такое короткое время суметь научить непростых детей мастерству исполнения по плечу действительно школе, школе в широком понимании — педагогики, воспитания, чувства прекрасного, любви к искусству. И здесь, конечно, нельзя не выразить слова благодарности и Зое Харитоновне, и Александру Николаевичу, и всему педколлективу за обстановку, ауру в зале, которой все были увлечены, охвачены соучастием и порывом, излучаемыми самими детьми. В этой связи хотел бы отметить выступление солиста Геннадия Суменкова и ансамбля бандуристов, а при исполнении произведений «Господи, помилуй нас!» и композиции «Моя країна», без стеснения скажу, — слезы на глаза наворачивались. Низкий поклон и искренняя благодарность всем за этот праздник.
С. А. Горбунова-Рубан — вице‑мэр Харькова: — Кроме самых высоких слов похвалы и восхищения, нужно сказать, что итогом 25-летнего сотрудничества музыкальной школы и гимназии для слабовидящих детей стала безусловная способность учащихся гимназии демонстрировать высокую музыкальную и творческую культуру, связанную с пением, музыкой, игрой на различных музыкальных инструментах, — я это наблюдаю практически на протяжении всех 25 лет. Но то, что показал хор гимназии и воспитанники гимназии, исполняя свои номера в праздничном концерте, скажу не тая, превзошло все мои ожидания. Они растут! Растут, потому что системно занимаются музыкой. Для них звук — особенно музыкальный — приобретает особую ценность. Позже эти дети войдут в уже взрослый, сложный мир с меньшим, а может быть, и не имея, того багажа агрессии, отрицательных эмоций, которые, как правило, накапливаются множеством молодых людей. И это благодаря тому, что на протяжении всей учебы в гимназии их сопровождала музыка. Музыку же в их жизнь привнес конкретный человек — директор музыкальной школы Зоя Харитоновна Колесникова.
З. Х. Колесникова — отличник образования Украины, Почетный гражданин города Харькова, лауреат творческой премии Харьковского горсовета, преподаватель‑методист руководит ДМШ с 1973 года, отделением для слепых детей — с 1991 года: — 25 лет нашему музыкальному отделению при гимназии для детей-инвалидов по зрению. Мне кажется, что эти годы просто пролетели для нас в бесконечном поиске новых методик работы, новых открытий. В свое время, когда мы только пришли в коллектив гимназии, там были музыкальные классы, прекрасный духовой оркестр, но не случайно ее директор Александр Николаевич Белоусов очень хотел, чтобы все дети пели и играли, он был инициатором открытия именно профессионального музыкального отделения. Однако, когда отделение открылось — посреди учебного года, финансирования не оказалось, и спасибо руководству в то время Дзержинского, теперь Шевченковского района за решение принять 120 детей-инвалидов по зрению и обучать их бесплатно. Сложности были большие, потому что, повторюсь, ни планов работы, ни методик профессионального обучения невидящих детей в Украине не было и, прежде всего, нашим педагогам пришлось изучить систему Брайля, чтобы в дальнейшем суметь обучать их музыке. Столкнулись мы и с тем, что дети имели не только дефект отсутствие зрения или остаточного зрения, но и комплексы иных заболеваний. Так, к примеру, при игре на любом инструменте ощущались вялость рук, слабость пальцев. Это натолкнуло нас на то, что нужно открывать два отделения: одно музыкальное, на котором бы обучали детей игре на инструментах, второе — общеэстетическое, хоровое, где они могли бы посещать коллективные формы обучения. Но оказалось, что и коллективные формы обучения тоже сложны, потому что у детей, не видящих себя, на лицах «маски». Так, педагогам хора приходилось очень нелегко, они не внедряли, а именно настраивали процесс учебы, самих учеников, чтобы те чувствовали душой музыку и могли, даже не видя, передавать состояние мелодии, передавать ее оттенки своими, безусловно, сложно существующими эмоциями. Самоотверженная педагогическая работа проведена огромная, зато все наши новые методики и разработки мы начали издавать, и за сборники, которые участвовали в ярмарках педагогических идей, получали грамоты и дипломы. Это вдохновляло, и далее мы поняли, что именно коллективные формы обучения способствуют социальной адаптации детей зрячих и незрячих. Так мы начали проводить совместные коллективные мероприятия и занятия: организовали прекрасных хор, ансамбль народных инструментов, ансамбль бандуристов, великолепный ансамбль шумовых инструментов. Со временем наши коллективы стали участвовать в областных конкурсах и фестивалях, предусмотренных для детей обычных музыкальных школ и школ эстетического воспитания, а когда побеждали в них, — очень вдохновлялись и дети, и взрослые. Я думаю, что благодаря профессионализму педагогов и уровню подготовки самих детей впоследствии, мы пришли к тому, что нам позволили перейти на учебные планы министерства культуры, предназначенные для школ эстетического воспитания. Теперь наши дети полностью профессионально подготовлены к занятиям на уровне детей без недостатков зрения, и это, считаю, огромная победа, к чему стремились сами и к чему привели детей. Полагаю, что и факт ввода в учебный план ритмики и хореографии, чего никогда в музыкальных школах не предусматривалось, и лечение музыкой, и настройка, и ремонт музыкальных инструментов, несомненно, дали возможность получить какую-либо специальность после окончания музыкальной школы для перспективных детей. Конечно, все перечисленное в комплексе сыграло огромную роль в оценке нашей работы, но самое главное: совершенно другими глазами стали смотреть на нас педагоги общеобразовательного цикла, которые поначалу встретили нас настороженно, мол, что там даст эта музыка. Но потом, когда они поняли, что дети с недостатком зрения стали значительно лучше успевать и по предметам общеобразовательного цикла, совершенно иначе стали смотреть на занятия музыкой. На сегодняшний день эти два коллектива, две формы обучения слились в одно целое, главным же для всех по-прежнему остается воспитание ребенка, его духовное воспитание, чтобы ребенок значительно, может быть, даже лучше, чем любой стопроцентновидящий, после окончания учебного заведения мог выстоять в жизни и оставаться на равных. Посему, мне кажется, с гордостью могу сказать: основная цель достигнута, и самая главная задача, которая стояла перед нашими педагогами, выполнена.