Король эпизода

03.03.2014 09:48   -
Автор:
Народный артист Украинской ССР (1988), Лауреат Государственной премии Украины им. А. П. Довженко (1995) Бронислав Брондуков снялся в 115 картинах. Его не случайно называют настоящим мастером эпизода, ведь своим обаянием и талантом он даже самую неприметную роль всегда превращал в нечто цельное и искрометное.

Сын польки и лихого чапаевца

Б. Брондуков родился 1 марта 1938 года на Киевщине (село Дубовая Полесского района).
Его отец подростком воевал в дивизии легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева, который за мужество и героизм наградил его именным наганом и шашкой. Мать была польских кровей, отсюда, наверное, Брондуков и получил при рождении имя Болеслав. Правда, позже его пришлось сменить, поскольку в советских регистрационных книгах такого имени не значилось, и в метрике младенца записали Брониславом. В детстве Болек был очень хилым, и часто болел. Однажды даже чуть не умер от перенесенного коклюша (в те времена эта болезнь была неизлечима), но мальчика спасла местная знахарка, посоветовавшая родителям носить ребенка по утрам на болото. Начальное образование Бронислав получал дома и в церковно-приходской школе при римо-католическом костеле. Затем была общеобразовательная школа. Об актерской карьере поначалу Брондуков и не помышлял. В 1960 году окончил Киевский горный техникум, работал прорабом на стройке, затем год мастером цеха на киевском заводе «Арсенал», и только потом решил поступить на кинофакультет Киевского института театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого. Впрочем, толчком тому послужили занятия самодеятельностью, он играл в заводском народном театре. На одном из выступлений его заметил ректор Театрального института им. И. Карпенко-Карого Николай Заднепровский и пригласил юное дарование к себе в вуз. В приемной комиссии к будущему актеру отнеслись снисходительно: «Знаете, с такой внешностью, как у вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься». Обидевшись, Брондуков хотел уйти, но тут в комнату вошел ректор. «Вы чего его гоните?! Да он знаменитым артистом станет! А ну-ка берите у него документы!». Экзамены Брондуков сдал с первого раза.

Путь к славе

После окончания театрального института в 1965 году Брондуков стал актером Киевской киностудии им. А. П. Довженко, где проработал всю свою жизнь, хотя ему довелось сниматься, как мастеру экрана, на многих киностудиях СССР. После нескольких эпизодических работ Брондуков продемонстрировал свой актерский дар в фильме Леонида Осыка «Каменный крест» (1968), где он сыграл вора, забравшегося в нищую хату старого крестьянина. Это была самая отрицательная и единственная трагическая роль в творчестве Брондукова. За эту работу актер был награжден в 1968 году дипломом за лучшую мужскую роль на III Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде. Слава к Брондукову пришла не сразу, не вмиг, а постепенно — от фильма к фильму, от роли к роли. Расцвет творчества пришелся на 70‑е годы, когда артист сыграл во многих известных картинах разных жанров. Первоначально сыграл ряд эпизодических ролей в фильмах: «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши». Однако впервые был отмечен публикой в комедии Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» и производственной драме Сергея Микаэляна «Премия». Нельзя не вспомнить также полюбившиеся многим «Женитьба», «Осенний марафон», «Спортлото-82», «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс», «Гараж», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Тревожный месяц вересень» и многие другие ленты, запомнившиеся зрителю участием незаменимого Брондукова. Он был украшением любого фильма. К слову, Бронислав Николаевич с легкостью отказывался от главных ролей, если по каким-либо причинам они ему не нравились, а свои маленькие делал настолько яркими, что многие фразы его героев стали «крылатыми», например:
• Чуть шо, сразу — Грыщщенко… («Зеленый фургон»)
• Вещественное доказательство во временное пользование («Зеленый фургон»)
• Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был! («Афоня»)
• Не люблю я таких людей непунктуальных («Афоня»)
В 80‑е годы он сыграл одну из самых своих блистательных ролей — инспектора Лестрейда в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе. Правда, говорит он там голосом не своим, а ленинградского актера Ефимова, так как его украинский говор совсем не был похож на английский. В 1994 году Брондуков сыграл в фильме Юрия Кара «Мастер и Маргарита» администратора Варьете Варенуху. Из-за разногласий режиссера и продюсеров, а также из-за претензий потомков Булгакова фильм увидел свет спустя 17 лет, в 2011 году.

Очень личное

В первый раз Брондуков женился в начале 60‑х, однако этот брак оказался несчастливым. Как выяснилось вскоре после свадьбы, его жена была психически больным человеком, и вскоре жизнь с нею превратилась для Брондукова в пытку. В конце концов он не выдержал и развелся. После этого наступила черная полоса: он впал в жуткую депрессию и запой. В те дни ему всерьез казалось, что радости семейного счастья ему больше никогда не испытать. Но это оказалось не так. В 1968 году судьба свела 31-летнего Брондукова с 18-летней Катей, с которой они прожили всю оставшуюся жизнь, вырастили двоих сыновей. А познакомились они так. Одной из подруг Кати очень нравился актер Иван Миколайчук. Узнав, что он прилетает в Киев из командировки, собралась его встречать. Но ехать в одиночку ей было боязно, поэтому она прихватила с собой Катю. Последняя вспоминает: «Мы приехали в аэропорт Жуляны. Встретили Миколайчука. Там же был и Бронислав Брондуков, который нес чемоданы. Я поначалу решила, что это грузчик. И вот подруга общается с Иваном, а я сижу с Брондуковым на скамейке. Сижу, а он начинает ко мне приставать (он был слегка, как говорится по-украински, «напiдпитку»). Я хочу уйти, а подруга мне — сиди! Ну, кое-как расстались… Следующая встреча Кати с Брондуковым произошла благодаря инициативе той же подруги, которая вновь отправилась на встречу с Миколайчуком (теперь уже к нему домой) и вновь взяла ее с собой. Когда они вошли в квартиру, Катя первым делом увидела своего недавнего знакомого — Брондукова. Однако на сей раз актер был более галантен, поэтому ухаживания девушка восприняла благожелательно. Когда же он узнал, что Катя собирается поступать в театральный, вызвался натаскать ее по основным предметам. В театральный Екатерина поступила, а через год вышла за Брондукова замуж. В феврале 1969 года в Одессе по инициативе друга Брондукова Николая Мережко состоялась помолвка Бронислава и Катерины. Свадьбу сыграли 30 апреля того же года. По словам Е. Брондуковой: «До свадьбы Бронислав Брондуков меня не тронул, хотя мы даже ночевали в одной постели. Берег! Боря такой мягкий, добрый, смешной, как еще сказать? Блаженный!». Брондуков был очень заботливым. Никогда не дарил цветов, зато старался как следует накормить. Он безумно любил свою Катерину, был очень ревнив, поэтому карьеру актрисы жене сделать не дал. Он искренне считал, что жена должна быть хранительницей семейного очага и воспитывать детей.

Нелегкие испытания

Брондуков не щадил себя, работал на износ, постоянно мотался по съемкам: Москва — Ленинград — Одесса — Киев — опять Москва… Дома бывал мало и совсем не отдыхал. Играя трагедии маленьких людей, брошенных на дно общества, он словно сам переживал их судьбу. В 1984 году у него случился первый инсульт. Это произошло после съемок в картине Николая Мащенко «Карастояновы», где актер снимался вместе с женой Екатериной. После четырех месяцев, проведенных в больнице, артист все-таки справился с болезнью, и целых 9 лет еще продолжал сниматься в кино. Но судьба уготовила ему новые испытания. В 93‑м после второго инсульта, жена Екатерина оставила работу и уже не отходила от Брондукова. Материальное положение в семье было бедственным, порой им не на что было купить хлеба. Чтобы как-то сводить концы с концами, Катя стала шить на заказ концертные платья для украинских эстрадных звезд. Она искренне и самоотверженно боролась за здоровье мужа, и, видимо, чувствуя это, Брондуков находил в себе силы вновь подниматься и выходить на съемочную площадку. Но кино в то время снимать практически перестали, актер оказался не у дел. Последние годы он провел в полной нищете, ему практически никто не помогал. Вспоминает Екатерина Петровна: «В наше время многие мужчины сломались, потому что раньше были кормильцами, а потом стали немощными и никому ненужными. Никогда не забуду, как младший сын пришел домой, а Боря плачет: «Богданчик, нам кушать нечего». Боря ходил на рынок, где знакомый мясник давал ему целую сумку костей вроде как для собаки. На самом деле мы из этих костей варили суп себе. Когда нечего было кушать, Боря на целый день уходил гулять по Киеву. Я волновалась, говорила: «Ты же голодный». А он: «Ничего, мне кто пирожок даст, кто булочку». Наверное, люди узнавали его и угощали».
…Последний раз на экране Борислав Брондуков появился в 1997 году в картине «Хиппиниада, или Материк любви», после чего у него случился третий инсульт, а через год начались приступы эпилепсии. С тех пор он уже не мог говорить и почти не двигался.
После сложнейшей операции по удалению гематомы мозга врачи предупредили: вероятность летального исхода — 99 %. Но он жил. На таблетках, на капельницах. Туда, за черту, не отпускала жена — его Ангел, его последняя опора. Она кормила Борислава Николаевича кашей из ложки, вытирала ему слезы, переворачивала на другой бок, мыла, ласково называя Бронечкой.

 Спасение, бессмертие, милосердие

Однажды Брондуковым позвонили из Харькова с телевидения, и предложили снять фильм о Брондукове. Сначала Екатерина Петровна не согласилась, но телевизионщики ее уговорили. Снятый ими сюжет показали по НТВ, и началось: звонили простые люди из Киева, Харькова, Донецка, Петербурга, Москвы, Иерусалима, Нью-Йорка… Интересовались, чем можно помочь, и помогали. За последний год Брондукову было оказано много внимания. Звонили, присылали деньги, письма. Гильдия актеров кино Украины тоже собрала деньги на лечение Бронислава Николаевича.
…10 марта 2004 года Бронислава Брондукова не стало. Актера похоронили 12 марта 2004 года в Киеве на Байковом кладбище. Рядом находятся могилы его друзей: Ивана Миколайчука, режиссера Николая Осыки, Леонида Быкова. Памятник на могиле Бронислава Николаевича символизирует вечный крест, спасение, бессмертие, милосердие.
Подготовила Татьяна АДАМОВИЧ