Король комедии
В Иркутске, в доме у родителей, Леонид Гайдай нашел номер газеты «Правда» с фельетоном в стихах «Пес Барбос» Степана Олейника. Фельетон необычайно увлек его и он рассказал сюжет жене: «Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит Пес — 2 метра пленки, за ним Бывалый — 3 метра, оглядывается — 1,5 метра. Общий план — бегут все…». Родные только плечами пожали: «Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного?» Но как оказалось, они были не правы.
9‑минутный фильм «Пес Барбос и необычайный кросс» имел огромный успех. Гайдай нашел настоящую «золотую жилу».
И более того, эта незатейливая короткометражка породила уникальный феномен трех популярных героев советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в следующей короткометражке «Самогонщики», в третьей новелле комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и в «Кавказской пленнице».
Кстати, на роль Балбеса поначалу был утвержден Сергей Филиппов, но к началу съемок он находился на гастролях, а потому ассистенты стали подыскивать других претендентов. Когда на студию пришел Юрий Никулин, Гайдай сказал: «Все, Балбес у нас есть. Не надо никаких проб».
Что касается грима, то режиссер сказал: «Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще».
Гайдай учился во ВГИКе на режиссерском факультете и еще будучи студентом поработал режиссером-практикантом и снялся как актер в нескольких фильмах: «Ляна» и «Ветер».
Это были его первые и последние работы в качестве актера в чужих фильмах. Леонид Иович обратился к режиссуре и с тех пор на экране появлялся лишь изредка в эпизодических ролях в собственных фильмах.
Первым фильмом Гайдая стал «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов Короленко. Затем на экраны выходит его сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссеру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины.
Но судьбоносным для режиссера стал «Пес Барбос». Гайдай начинает одну за другой снимать комедии, которые пользуются невероятной популярностью у зрителей.
В своих фильмах Леонид Гайдай сыграл несколько эпизодических ролей: «Иван Васильевич меняет профессию» — прохожий. В сцене, где Шурик подбегает к магазину радиотоваров, закрытому на учет, мимо него проходит высокий бородатый гражданин в шляпе и темных очках. «Бриллиантовая рука», — в массовке, когда берут интервью у Семен Семеныча, рука во сне Козодоева, пьяный, которого увозят в милицию. «Двенадцать стульев», — Коробейников. «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — сошедший с ума, которого выносят из казино, когда туда заходит герой Харатьяна.
Фильмы, бьющие точно в цель

И был верен своим пристрастиям. Трюки сыпали в его фильмах, как из рога изобилия, монтаж был жесточайшим, темп не позволял зрителю перевести дыхание, а словечки и фразочки уже давно живут своей собственной жизнью.
Так, на съемках «Бриллиантовой руки» на площадке постоянно присутствовал «контролер»: уж больно сюжетец подозрительный. Что это за аморалка такая на советском экране? Девушки легкого поведения, герои пьют без меры, воруют… Цензоры уже успели испытать шок от сцены в отеле «Атлантик» и вполне невинного стриптиза Светланы Светличной. Но Гайдай стойко стоял за свои фильмы и смог спасти сцену.
Конечно, кое-что было все-таки убрано.
«И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает любовницу!» — возмущалась Нонна Мордюкова в роли управдома.
Если вглядеться, заметно, что произносит при этом Мордюкова совсем другое слово — не «любовница», а — «синагога». Оказывается, в Сочи, где в основном снимался фильм, действительно была в те годы как бы синагога — помещение в обыкновенном здании, где собирались местные иудеи. Поэтому цензоры потребовали: пусть уж лучше будет любовница.
От цензуры не спасли и «Кавказскую пленницу». Например, пришлось вырезать заставку, в которой Трус пишет на заборе «х», Бывалый приписывает «у», а после появления милиционера Балбес дописывает «художественный фильм».
Режиссер не только умел грамотно подойти к съемкам, он легко находил подход к каждому артисту.
В фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Леонид Гайдай пригласил юную актрису Наталью Селезневу. Нужно было как-то добиться того, чтобы в новелле «Наваждение», где они с Шуриком готовятся к экзамену, она естественно и без стеснения разделась перед камерой до купальника. Леонид Гайдай нашел ловкий ход. Он сказал, что в кадре актрисе нужно будет раздеться: «Но у вас, возможно, не очень хорошая фигура», — как бы засомневавшись, добавил он. «Как это не очень хорошая!» — возмутилась Селезнева и одним движением скинула с себя платье.
«Операция «Ы», «Кавказская пленница» и комедия «Бриллиантовая рука» образовали лучшую комедийную трилогию 60‑х.
В 70‑е годы Гайдай поставил еще две комедии, вошедшие в золотой фонд отечественного кино — «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!» Песня «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…» из кинофильма «Иван Васильевич…» стала визитной карточкой всех ресторанов страны 70‑х и 80‑х годов.
А вот экранизировать роман Ильфа и Петрова «12 стульев» режиссер хотел еще до «Бриллиантовой руки». Однако руководители Госкино велели ему подождать, пока Михаил Швейцер поставит «Золотого теленка». В результате съемки начались позже. Самой большой трудностью стали поиски актера на роль Остапа. Гайдай перепробовал 22 артиста, среди которых были В. Басов, В. Высоцкий, А. Баталов, О. Борисов, Е. Евстигнеев, А. Миронов, пока не остановился на ни кому неизвестном Арчиле Гомиашвили, который оправдал надежды режиссера, а также стал самым обаятельным Остапом Бендером в истории кинематографа.
«Когда я случайно встретилась в коридоре «Мосфильма» с ассистенткой по актерам, — рассказывала актриса Луиза Мосендз, — то на ее предложение сыграть Аллу Дмитриевну в «Спортлото-82», ответила «да» без размышлений. Сняться в кино у Гайдая — эта был тот самый счастливый билет. Пусть это будет даже небольшая роль».
Каким он был

Леонид Гайдай родился в 1923 году в городе Свободный. Его отец Иов Гайдай был железнодорожным служащим. Когда Леня был маленьким, семья переехала в Читу, а затем — в Приангарье, в Иркутск. Гайдай учился в Иркутской железнодорожной школе.
Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1942 году первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт. 14 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил 3 немцев, участвовал в захвате пленных, за что награжден медалью «За боевые заслуги».
С будущей женой Гайдай познакомился во ВГИКе. Вместе они прожили 40 лет.
О последних годах жизни Леонида Иовича супруга вспоминает: «Последние годы ему тяжело работалось. Он не был лежачим больным, но страдал — на ноге открылась рана плюс эмфизема легких. Причем он курил. Но он был счастливый человек — жил только тем, что его интересовало. Например, любил играть в карты. Он проигрывал огромное количество денег. «Леня! Так никто не живет!» — пыталась я остановить его. «Как никто? Я так живу».
Гайдая не стало. Но память о нем будет жить долго в бессмертных кинофильмах короля комедийного жанра.
Подготовила Анастасия БЫКОВА