"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Королева оперетты

«Нет уменя никакой биографии, — сказала однажды в интервью Татьяна Ивановна. — Родилась, училась, теперь работаю». И, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография…».
Юность
Татьяна Ивановна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве.
Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец — инженер‑металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.
Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. «Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, — вспоминала Т. Шмыга. — Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории». Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути «боевое крещение», состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.
В 1947 году Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова. «Я появилась там на полгода позже остальных — все уже более‑менее освоились, а меня всю колотит, я пришла на свой первый день занятий. Вхожу в аудиторию, а там одна из девчонок на столе лихо отплясывает. У меня душа в пятки — ну разве я так смогу?» — вспоминала артистка.
Вечером Таня прибежала домой и со слезами к маме: «Туда больше ни ногой! Они все такие уверенные, а я боюсь!» Мать Татьяны Ивановны еле‑еле уговорила ее остаться в училище. Но по мере овладения профессией ее зажатость уходила.
Музыкальное образование Татьяна завершила в 1953 году, окончив факультет музыкальной комедии ГИТИСа. После этого ее сразу же приняли в труппу Московского театра оперетты.
Дебют
Первой ролью для нее стала роль Виолетты в «Фиалке Монмартра» Имре Кальмана. Она сразу же принесла 25-летней Татьяне успех и внимание, и уже тогда певица выбрала оперетту, которую позднее в одном из интервью назовет «шампанским, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми». Через несколько лет Шмыга стала одной из ведущих солисток театра.
На протяжении своей карьеры Шмыга сыграла в театре более 60 ролей, причем не столько в «буржуазных» шедеврах зарубежных композиторов, сколько (таковы были условия времени) в советских музыкальных комедиях — «Цирк зажигает огни», «Белая акация», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты» и других. К началу 1970‑х годов Шмыга стала настолько популярной, что аншлаг был обеспечен любому спектаклю с ее участием.
Кино
Однако певица не ограничивалась работой в Московском театре оперетты. Красота и талант Шмыги оказались востребованы и в кино, и в театре. Одной из самых заметных киноролей для нее стала дебютная — роль француженки Жермон в «Гусарской балладе» Эльдара Рязанова. Кроме того, она сыграла в таких фильмах, как «Кое-что из губернской жизни», «Эксперимент» и «В первый час».
Что касается спектаклей, то на пике успеха певицы некоторые были написаны специально для нее. К примеру, третий муж Шмыги Анатолий Кремер, бывший главный дирижер Театра сатиры, написал для нее оперетты «Джулия Ламберт», «Джейн», «Катрин» и «Эспаньола». В «Катрине» и «Джейн» Шмыга пела до самого конца, пока ее не подкосила болезнь.

Когда ей исполнилось 80, в театре Оперетты устроили в ее честь юбилейный вечер. Татьяна Ивановна завершила его своей знаменитой «Карамболиной». Она вышла на сцену в точно таком же костюме Нинон, что был на ней ровно 40 лет назад — размер в размер — и произвела настоящий фурор.

Личное
Татьяны Шмыги не стало 3 февраля 2011 года. Ее ученица и коллега, актриса и режиссер Татьяна Константинова, рассказывала в одном из интервью:
—Последние несколько месяцев она провела в Боткинской больнице. Легла на плановое обследование. У нее болела нога. Но это было и не удивительно: всю жизнь она ходила на очень высоких каблуках — 12–15 сантиметров, больше полувека танцевала в театре, а это невероятные нагрузки. Отсюда — проблемы с сосудами. Татьяне Ивановне сделали шунтирование вен, и она пошла на поправку. Но вдруг врачи обнаружили признаки саркомы. Ампутация ноги стала неожиданностью для всех. Помимо проблем с сосудами, у Шмыги обнаружили диабет.
«Лучшие ножки театра» — так говорили о Татьяне Шмыге. В 80 лет она еще танцевала на сцене. И вдруг — ампутация… После нее Татьяна Ивановна прожила еще несколько месяцев. Ее мучили страшные фантомные боли.
—Татьяна Шмыга трижды была замужем. Кто были ее мужья?
—Первый супруг, профессор МГУ Рудольф Борецкий, родом из Киева. Они познакомились на отдыхе, когда он был еще студентом. Но вместе прожили недолго — год с небольшим. Несмотря на то что разошлись, сумели сохранить хорошие отношения. С мамой Рудольфа, которую Татьяна Ивановна называла «моя киевская мамочка», они всю жизнь созванивались. Бывшая свекровь ее очень любила, хранила дома фотографии Татьяны Шмыги.
Вторым мужем Татьяны Ивановны стал Владимир Канделаки — с ним она прожила 20 лет. Я знала его. Это был красавец‑мужчина, замечательный режиссер. Татьяна Ивановна младше его на 20 лет. Работали они в одном театре. Но, как вспоминала Татьяна Ивановна, счастливыми и безоблачными в их жизни были только первые пять лет. А потом начались сложности в отношениях.
А с третьим мужем — Анатолием Кремером — она прожила более 30 лет. Это был союз людей, которые творчески «подпитывали» друг друга. Если бы не спектакли Кремера, написанные специально для Татьяны Шмыги, неизвестно, как бы дальше сложилась ее театральная судьба. Перейдя определенный возрастной рубеж, актриса, как бы хорошо она ни выглядела, все равно вынуждена менять амплуа. Но не каждая может пойти на это. Когда Татьяне Ивановне предложили в оперетте «Королева чардаша» сыграть уже далеко не юную Цецилию, она отказалась, так как считала, что для подобных ролей у нее не хватает комического дара.
Татьяна Шмыга никогда не играла возрастных ролей. И не будь спектаклей Анатолия Кремера, лет в 60 ей пришлось бы в творческом смысле остановиться. Наверное, участвовала бы в каких-то концертах, но этого для актрисы недостаточно. Татьяна Ивановна была безумно благодарна Анатолию Львовичу за то, что он продлил ей творческую жизнь.
***
О том, что она тяжело больна, Татьяна Ивановна не хотела говорить никому. Не желала, чтобы её видели немощную. Она хотела остаться в памяти красивой, талантливой, лихо отплясывающей канкан Карамболины.
Подготовила Виктория Сергеева