Красноармеец на все времена

12.03.2014 09:28   -
Автор:
Анатолий Кузнецов родился в Москве. Его отец — Борис Кузнецов — был певцом и работал в джазе Кнушевицкого, затем на радио и в хоре Большого театра. По стопам своего родителя решил пойти и Анатолий: после окончания десятилетки в 1948 году он поступил на вокальное отделение училища имени Ипполитова-Иванова. Однако проучился там немного и вскоре решил сменить профессию. Побудили его поступить таким образом два человека. Первым был педагог училища по сценическому мастерству Нина Осиповна Смирнова, которая часто ему повторяла: «Толя, голос может пропасть, поэтому поступай лучше в театральное».
Вторым человеком был известный актер Михаил Кузнецов (двоюродный брат Анатолия по отцу), который часто бывал в их доме и очень увлеченно рассказывал Анатолию о мире кинематографа. В конце концов летом 1951 года наш герой решил бросить музыкальный вуз и отправился поступать на актера.
Поступал Анатолий Кузнецов в два театральных заведения одновременно: в театральное училище имени Щукина и Школу-студию при МХАТе. Причем в «Щуке» его сразу раскусили, сказали: «Мы знаем, что ты, кроме нас, сдаешь экзамены и в студию МХАТа. Но поскольку аттестат ты сдаешь нам, а копию — туда, мы считаем, что ты поступаешь только к нам».
Кузнецова приняли в оба вуза, и перед ним встал непростой вопрос: какое заведение выбрать? В течение нескольких дней Анатолий ломал голову над этой проблемой, пока двоюродный брат Михаил Кузнецов не заявил: «Толя, надо продолжать наши традиции. Поэтому иди во МХАТ».

Начало пути

В 1955 году Анатолий Борисович окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Александра Карева и Николая Дорохина), и ему была предложена работа в театре имени Волкова в Ярославле и в московском театре «Современник», а также главные роли в фильмах «Гость с Кубани» и «За витриной универмага».
Кузнецов выбрал кино. К тому времени актер уже снимался в кино: в 1954 году, еще будучи студентом, он дебютировал в фильме «Опасные тропы», в котором исполнил одну из центральных ролей.
С 1958 года Анатолий Кузнецов — актер Театра студии киноактера.
За годы работы в кино Кузнецов сыграл около 100 ролей. Одной из первых значительных киноролей артиста стал геолог Владимир Батанин в фильме «Случай на шахте восемь» (1957), потом военный оператор Сушков в фильме «На дорогах войны» (1958).
Сам Анатолий Борисович считал для себя поворотной роль Леньки Незваного в фильме «Ждите писем» (1960). После этой роли даже внешний облик актера изменился. Он словно раздался в плечах, а с его лица исчезло нейтральное обаяние киногероя. В нем определились собственные неповторимые черты.
Далее в творческой биографии Анатолия Кузнецова появился пионервожатый Сергей Руденко в картине «Друг мой, Колька» (1961), затем последовали фильмы «Утренние поезда» (1963), «Дайте жалобную книгу!..» (1965), «Весна на Одере» (1967), «Встречи на рассвете» (1968), «Люди на Ниле» (СССР – Египет, 1968).
В 1969 году актер снялся в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», после чего к нему пришло международное признание. Красноармеец Федор Сухов в исполнении Кузнецова покорил сердца не только советских зрителей; фильм демонстрировался более чем в 80 странах.

 Легенда

Весной 1970 года на кинотеатрах СССР появились афиши первого советского «истерна» — «Белого солнца пустыни». Фильма, который сразу же разлетелся на крылатые фразы и который принес «всесоюзную» славу Анатолию Кузнецову — исполнителю роли товарища Сухова.

«У меня же, кроме товарища Сухова, в кино более 100 ролей! Но Сухов им всем поставил палки в колеса», — говорил Анатолий Кузнецов.


Только за первый год новую картину режиссера Владимира Мотыля посмотрели почти 50 млн. зрителей. Фильм мгновенно растащили на цитаты. Но даже после такого успеха мало кто мог тогда предположить, что картина станет настоящей народной киноклассикой.
Однако удивительно не то, что «Белое солнце пустыни» столько лет находится в зените народной любви… Удивительно, что это «Солнце» вообще смогло «взойти». Потому что «госпожа удача» в те годы явно была не на стороне создателей картины.

Фразы из фильма, ставшие крылатыми:
«Восток — дело тонкое…»
«Таможня дает «добро».
«Гюльчатай, открой личико».
«Я мзду не беру — мне за державу обидно…»
«Опять ты мне эту икру поставила!»
«Вот что, ребята, пулемета я вам не дам».
«Да гранаты у него не той системы».

Бартер с бандитами

Изначально сценарий доверили писать Андрону Кончаловскому и Фридриху Горенштейну. Однако их работа руководство киностудии не устроила. Тогда за дело взялся сценарист Валентин Ежов.
«Поскольку действие будущей картины должно было разворачиваться на Востоке, мне требовался в помощники человек, который знает «восточную тему» изнутри. Тогда-то я и решил позвать в соавторы Рустама Ибрагимбекова», — вспоминал Ежов. «Честно говоря, я тогда скрыл, что никогда не был в Средней Азии и ни в каких революционных событиях там, понятно, не участвовал. Я принял предложение, пообещав поделиться своим «восточным опытом», — спустя годы признался Ибрагимбеков.
Сценарий был готов, однако экранизировать его все известные режиссеры категорически отказывались. Владимир Мотыль поначалу отказался тоже. Дать согласие режиссера заставили обстоятельства… Дело в том, что после выхода его фильма «Женя, Женечка и «катюша» Мотыля занесли в список «неблагонадежных», что означало серьезную угрозу его дальнейшей карьере. Так что особо выбирать режиссеру не приходилось.
Многочисленные трудности и неприятности сопровождали создателей картины практически от первого и до последнего дня съемок.
«Когда мы приехали на съемки в Махачкалу, нас в первый же день местная воровская шайка обчистила по полной программе. Украли все: костюмы, бутафорское оружие, сабли, да чуть ли не половину реквизита. Все были в шоке! Мы просто не знали, что делать! — рассказывает ассистент оператора Игорь Клебанов. — Из положения вышли оригинально: нашли главного мафиози Махачкалы и предложили ему небольшую роль. В обмен попросили вернуть украденное. Ударили по рукам. Реквизит тут же «нашелся», а мафиози сыграл, по сути, самого себя. Помните бандита, которого убивают у баркаса? Так это он и есть!»
Условия съемок были и так несладкими — страшная жара, песчаные бури… Ситуацию усугубляло еще и то, что в группе подчас хромала дисциплина, а техническая организация процесса была крайне слабая (на тот момент основные силы советской кинематографии были брошены на съемки киноэпопеи «Освобождение», так что «Белому солнцу…» даже съемочного крана не досталось).
Все сцены, в которых появлялся красноармеец Сухов, пришлось попросту отправить в корзину спустя первую же неделю после начала съемок. Сухова изначально играл Георгий Юматов. Но… в первый же выходной актеру в пьяной драке изрядно подпортили лицо. Никакой грим этого скрыть не мог, а ждать месяц, пока синяки на лице Юматова пройдут, никто не собирался. В итоге его место занял Анатолий Кузнецов.
Вообще, режиссеру пришлось переснимать немало сцен. Например, сцену с закопанным по шею в песок Саидом в исполнении Спартака Мишулина. Актера, кстати, закапывали в специально сколоченном ящике, иначе он просто «сварился» бы. Температура песка достигала +75 градусов! Как назло, пленка, на которую снимали эту сцену, оказалась бракованной. Говорят, узнав о браке, Мишулин рвал и метал от негодования… «Все плохо! Фильм на полку!»
Но если жару можно вытерпеть, с бандитами — договориться, брак — переснять, а съемочный кран ухитриться сделать своими руками, то как быть с чиновниками от кино, никто не знал. Отсмотрев рабочий материал, комиссия разнесла работу в пух и прах. Мотыля обвинили в профнепригодности. Встал вопрос о том, чтобы картину доснимал другой режиссер. Но вновь никто за «Белое солнце…» не желал браться. Картину, снятую уже на две трети, законсервировали почти на четыре месяца, после чего Мотыля все-таки отправили доснимать фильм, заставив переснять и переделать множество ключевых сцен, в том числе поменять концовку. Так, например, изначально картина заканчивалась сценой, в которой многочисленные жены гарема бросались к мертвому телу Абдуллы и рыдали во весь голос.
Но, даже после того как все пожелания чиновников были учтены, Мотыля заставляли вносить все новые и новые поправки — всего около 30. Но… итог все равно был печален: тогдашнему директору «Мосфильма» картина категорически не понравилась, и он не подписал акт приемки. «Белое солнце пустыни» «закатилось» на полку.
Неизвестно, сколько бы фильм пылился, если бы его однажды не увидел Брежнев. Генсеку картина невероятно понравилась, после чего, понятно, недовольные киночиновники были вынуждены выпустить ленту в прокат.
В 1970‑х и 1980‑х годах Анатолий Кузнецов также много снимался. И не только в Союзе. Он работал в Болгарии, Чехословакии, ГДР, Югославии, снявшись в совместных постановках «Украденный поезд» (1971), «Как песня» (1973), «Единственная дорога» (1974), «Братушка» (1975), «Один сребреник» (1976), «Гордубал» (1979), «На том берегу свобода» (1983), «Берега в тумане» (1985).
Но никто не знает, что в жизни актера Кузнецова могли быть и другие, очень значимые роли. Несколько раз Эльдар Рязанов делал предложения Анатолию Борисовичу. Рязанов хотел, чтобы именно Кузнецов сыграл и Гришу Кольцова в «Карнавальной ночи», и следователя Подберезовикова в «Берегись автомобиля», и директора кооператива в «Гараже». После выхода фильмов на экраны эти роли стали знаковыми. Но не для него, а для других актеров: Юрия Белова, Олега Ефремова, Валентина Гафта. А Кузнецов ответил Рязанову согласием только один раз: когда сыграл чиновника Ивана Ильича Кондакова в фильме «Дайте жалобную книгу». Кузнецову в первую очередь было важно самому выбрать роль. Со временем он с сожалением вспоминал эти моменты, но тогда ему казалось, что он делал правильный выбор.

Среди последних работ актера фильмы «На углу, у Патриарших…» (1995), «Райское яблочко» (продюсер, исполнитель главной роли, 1998), «Кавалеры Морской Звезды» (2004), «Богатство» (2004), «Евлампия Романова-2» (2004), «Турецкий гамбит» (2005), «День Победы» (2006), «Участок» (2006), «Трое с площади Карронад» (2008), «Старики» (2010), «Мосгаз» (2012) и др. В разное время он принимал участие в театральных постановках: «Светлые души» по рассказам Василия Шукшина, «Суровое поле» по повести Анатолия Калинина, а также в антрепризном спектакле «Семейный уикенд». Последняя его актерская работа — в детективном мини-сериале «Палач», который готовится к выходу в 2014 году.

 Любовь

…Его независимый, гордый нрав сразу пришелся по душе генералу Ляпидевскому — его будущему тестю. С Александрой, дочерью знаменитого на весь мир летчика Анатолия Ляпидевского — первого в истории страны Героя Советского Союза, Анатолий Кузнецов познакомился в годы учебы в Школе-студии МХАТ. С момента их встречи прошло уже более 50 лет, и все эти годы они прожили вместе, сохранив уважение и нежные чувства друг к другу.
Им было далеко за 40, когда у них появилась дочь Ирина. Сначала Аля пыталась реализовать себя в профессии, но семья в итоге оказалась для нее важнее. С тех пор вся забота о близких лежала на плечах Анатолия Борисовича. Он и до рождения дочери был примерным семьянином, и после ее рождения остался заботливым мужем и чутким отцом. Всегда трезвый, всегда готовый к работе человек, которому слава не испортила характер. До последнего, несмотря на свой преклонный возраст и на перенесенный недавно инфаркт, он не падал духом, выступал на сцене, гастролировал по стране и снимался в кино…
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА