"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Кукольник с душой кинорежиссера

Со школьных лет в душе Володи состязались два стремления — играть на сцене и снимать фильмы и клипы как режиссер, при этом стоя за кинокамерой в качестве оператора. Не подозревая о том, будущую специальность напророчил Вове отец — известный харьковский художник Владимир Шапошников. Он обклеил детскую комнату яркими изображениями Петрушки, Панча, Гурвинека. Володя попробовал актерство «на вкус» в детской театральной студии «Сорванцы» и успешно начал карьеру кинорежиссера, сняв несколько любительских фильмов в студии «Магика-фильм». За свою первую короткометражку в четырнадцать лет Володя был награжден серебряной медалью I Петербуржского международного фестиваля непрофессионального кино «Белые ночи». Последующая картина стала лауреатом в Сумах. Фильм о Великой Отечественной войне, снятый по материалам документов времени — открыток, фотографий, кинохроники — показали по харьковскому телевидению ко Дню Победы.
После окончания Владимиром университета искусств руководитель киевского театра кукол народный артист Украины С. Ефремов пригласил его работать в столицу. В постановке «Снежная королева» Шапошникову достались роли принца и Кая. Однако уже через год Владимир вернулся в Харьков по приглашению Е. Гимельфарба. Здесь молодой артист вначале тоже попал под амплуа героя, сыграв Принца в «Золушке». Но такой сценический типаж не пришелся по душе самому Владимиру. Его всегда куда более привлекали роли характерного спектра. В спектаклях для детей актер не боится выстраивать своим героям «взрослые» мотивации, подчеркивать конкретную человеческую чудаковатость в каждом сказочном герое. Беря бытовые штришки своих героев из жизни, Володя по-сказочному гипертрофирует их, окарикатуривает. В спектакле «Айболит» Шапошников придумал для своего Бармалея характерность по Фрейду! Каким бы грозным он ни казался, сам Бармалей не мог спокойно заснуть без игрушечного мишки.
Может показаться, что В. Шапошников стремится усложнять в спектаклях то, что в сказке просто, однако так случается только в том случае, если режиссер не предлагает ему достаточной мотивации поведения героя. Ведь Шапошников сам себе режиссер.
Успешная поездка на нижегородский фестиваль профессиональных театральных капустников «Веселая Коза» снова подтолкнула Володю взяться за видеокамеру, засесть в монтажной студии — завязав контакты с москвичами, он стал профессионально снимать в Харькове видеоклипы. Востребованность и расширение творческого диапазона Владимира проявились также в его выходе на драматическую сцену. В начале 2000‑х Шапошников жил «на два дома» — тогда он часто ездил играть главную роль в драматическом спектакле на сцене Тульского театра кукол. Олег Русов поставил для него спектакль в жанре мистического трагифарса с элементами детектива — «Замок в Швеции» по Ф. Саган.
А тем временем на сцене Харьковского театра кукол им. В. Афанасьева Шапошников примерял на себя самые экстравагантные маски. Как, например, в спектакле Е. Гимельфарба «Декамерон».
Пожалуй, самым значительным результатом первого периода работы Шапошникова в театре стала роль Коровьева. На вопрос, кто для него Фагот, Шапошников ответил, не задумываясь: «Моя ассоциация — свита Калиостро в фильме «Формула любви». Коровьев — немножко черт, немножко авантюрист». Коровьев-Шапошников наделен легкостью необычайной, он моментально импровизирует. Но если в сценах московских похождений и бесчинств свиты Коровьев — стопроцентный бес, то в сценах с Маргаритой он чуткий, заботливый и чувствует свою ответственность за «королеву».
Новый этап наступил для Шапошникова с приходом в театр режиссера О. Дмитриевой. Такого сложного образа, как Корнуэлл в «Короле Лире», ему еще воплощать не приходилось. И дело не только в том, что этот образ начисто лишен кукольной ипостаси (по словам актера, «не за чем спрятаться»), ведь в живом плане он уже играл и в спектаклях Гимельфарба, сколько в том, что воплощение зла Корнуэлл принципиально чужд его характеру. Корнуэлл ассоциируется с диким атавизмом, это человек-животное, который не говорит, а рычит; не смотрит, а украдкой бросает взгляд; не ест, а жрет.
На контрасте с образом Корнуэлла, который каждый спектакль рождается у актера на преодолении сопротивления, самой любимой ролью Шапошникова является Левко («Майская ночь, или Лунное колдовство»). Созерцательный и лиричный украинец с добродушным юмором ему несравненно ближе и роднее, чем шекспировский узурпатор. «Я не понимаю актеров, которые во что бы то ни стало хотят сыграть Гамлета. Его уже сыграл Смоктуновский. Мне кажется, нужно находить и играть свое». В роли Левка, рядом с музыкально одаренными партнерами, Шапошников по-настоящему распелся, проявил себя как одаренный перкуссионист и наимпровизировал половину текста своего героя. Воззвание Левка: «Галю, вставай, хата горить!» — было придумано им прямо на репетиции. У актера действительно получилось создать оригинальную интерпретацию хрестоматийного героя Гоголя. Его Левко не лирический любовник, а современный характерный герой с налетом сентиментальности. Он сам под стать кукле — домотканому наивному «губошлепу» с большими, как у теленка, глазами.
Одну из лучших своих на сегодня ролей — Медвежонка из сказок С. Козлова, объединенных в спектакль «Ежик из тумана», — Владимир играет с нескрываемой отцовской нежностью. Потому-то его Медвежонок особенно нравится маленьким зрителям! Небольшая выводная куколка трепетно оживает в его руках. Над неповоротливостью этого Медвежонка можно сколько угодно смеяться. Его домовитости можно умиляться. Но не признать, что именно такой — по контрасту «земной» — друг необходим романтику Ежику, просто невозможно!
Две равные страсти ведут В. Шапошникова в его творческой судьбе и сейчас. Успехи в смежных искусствах приходят параллельно. С участием актеров своего театра Шапошников снял уже несколько черно-белых короткометражек. Один из фильмов — «Все У.Е.» (по повести отца «Герой у.е.вого времени») в 2012 году стал лауреатом Международного кинофестиваля «Киноликбез-3» (город Барнаул).
Недавно Владимир в качестве режиссера запустил в работу телесериал «Городские легенды», в котором снялись актеры харьковских театров. Уже по пилотной серии видно, что сериал обещает быть романтически-приключенческим, для семейного просмотра, и при этом знакомить с легендами харьковской (и не только) старины. Независимо от того, по стезе актера-кукольника или кинорежиссера пойдет Шапошников в дальнейшем, он не склонен успокаиваться: «В искусстве мне всегда хочется чего-то нового!»