О 20‑летней истории «Курбалесии» побеседуем со старшим преподавателем кафедры театроведения Харьковского национального университета искусств Ольгой Дорофеевой, на протяжении нескольких лет являющейся заместителем председателя экспертного совета этого конкурса.
Уже не уникальный
— Ольга Юрьевна, напомните читателям, когда и как появился в Харькове фестиваль негосударственных театров?
— История фестиваля как собственно «Курбалесии» начинается с 2002 года. Именно тогда Харьковское межобластное отделение национального Союза театральных деятелей Украины (ХМО НСТДУ) инициировало появление проекта, быстро ставшего творческим событием в Украине и странах ближнего зарубежья. Концепция «Курбалесии» основана, с одной стороны, на имени знакового для украинского театра режиссера Леся Курбаса, во второй половине 1920‑х — начале 1930‑х годов работавшего в Харькове, а ныне ставшего символом поиска новых выразительных средств и осмысленного эксперимента в драматическом искусстве. С другой стороны, фестиваль создавался для продвижения идеи негосударственных театров в Харькове, местом активной работы которых стал как раз Дом Актера.
Сейчас движение негосударственных театров в Украине приобрело иной характер, они, пожалуй, уже отстояли свое место в творческом процессе и вышли на новый уровень самоутверждения.
— Харьковчане — единственные в своем роде?
— Существует много фестивалей, которые ориентируются на негосударственные театры, «Курбалесия» даже в Харькове уже перестала быть уникальной по своему творческому формату. Ныне становится очевидной необходимость переориентировать фестиваль — та форма, в которой он существует все эти годы, изживает себя. Эту проблему озвучил на пресс-конференции директор фестиваля заслуженный артист Украины Игорь Арнаутов.
— Какие из спектаклей получили высокую оценку экспертного совета?
— В этом году на двух сценах Дома Актера были показаны десять спектаклей. Большинство из них — это спектакли репертуарных негосударственных театров Харькова, которые работают здесь стационарно. Из других городов были приглашены киевский театр «Між ІІІ колон», кременчугский «Театр комедии МО», львовский «Вільний театр ОКО».
Без традиционных номинаций
— Кроме памятных дипломов и фирменных изделий Харьковской кондитерской фабрики — что еще получили участники?
— На первом же заседании экспертного совета было решено отказаться от награждения участников «Курбалесии» в традиционных номинациях «Лучший спектакль», «Лучший актер» и т. д. Вместо этого постановили выделить удачные спектакли и отметить их оригинальными формулировками, составленными членами экспертного совета. К примеру, спектакль «Рожи», поставленный по прозе Сергея Довлатова в театре SaXaLin, был награжден «За верность авторской интонации». Режиссеру Евгению Сафонову, объединив несколько рассказов Довлатова, удалось создать цельное сценическое произведение, где сарказм писателя и атмосфера того времени раскрываются благодаря ярким актерским работам и использованию живой музыки. После премьеры спектакля не прошло и двух недель, а он уже обрел большую популярность у зрителей.
Специальным призом был отмечен Малый театр марионеток «За оригинальное раскрытие внутреннего мира художника» в тоже недавней премьере, «Натюрморте» режиссера Валерия Дзеха. Спектакль, созданный по мотивам биографии нешироко известного художника Эгона Шиле, за счет особой метафоричности языка театра кукол и выверенным художественным образам погружает в загадочную, довольно мрачную атмосферу творческих сомнений и открытий. Удачная работа.
Театр «Між ІІІ колон» из Киева показал спектакль «Лифт вверх» режиссера Елены Аль-Юсеф, в выразительно условном сценографическом пространстве которого светлые, несколько наивные истории любви раскрывали тонкие, хрупкие проявления человеческих отношений. Произведение получило премию «За оригинальное визуальное решение».
В спектакле «Зверские истории» одного из самых популярных харьковских негосударственных коллективов — «Театра 19» — гармонично объединены яркие актерские работы, точные режиссерские решения Игоря Ладенко и образная сценография, благодаря чему удается поднимать в совсем небуквальной и небанальной форме очень важные и серьезные темы. Экспертный совет наградил «Зверские истории» премией «За оригинальное воплощение неординарного замысла».
Ярким впечатлением фестиваля стал спектакль «Mon bebe, або Маленькі хитрощі» львовского «Вільного театру ОКО». Легкая французская комедия положений была воплощена в нарочито игровой форме, где разрушалась иллюзорность театра, все события рождались будто бы прямо на глазах зрителя и при его непосредственном участии. Важной чертой театра является именно особая культура работы с аудиторией, потому спектакль получил премию «За изобретательность во взаимодействии со зрителем».
В спектакле «Украдене щастя» Лилии Петренко привлекает внимание стремление современными сценическими средствами актуализировать известный сюжет Ивана Франко, раскрыть его идеи не вербальными средствами, а через музыкальные, пластические образы.
Оригинальную современную трактовку известного украинского произведения предложил и «Творчий простір «І.Гра». Спектакль «Тіні забутих предків» стал первым проектом этого коллектива. Режиссер Ольга Турутя-Прасолова использовала пластические, визуальные метафоры, чтобы подчеркнуть универсальность, мифологичность произведения Михаила Коцюбинского, отказавшись от его этнографически-бытовой составляющей.
Звания лауреатов фестиваля «Курбалесия‑2018» и денежные премии присвоены и вручены заслуженному артисту Украины Юрию Викторовичу Плотникову и артистке Светлане Ивановне Гуриной «За мастерское перевоплощение» в спектакле «Рожи». Актеры с большим жизненным и творческим опытом по-новому выразительно раскрылись в острохарактерных сценических образах.
До встречи в 2020‑м!
— А молодым везде у нас дорога?
— В структуре «Курбалесии» предусмотрена лабораторная программа — это мастер-классы по режиссерскому, актерскому мастерству и конкурс устной рецензии среди студентов‑театроведов, который стал уже традиционным. В ХНУИ работает кафедра театроведения, которая, кстати, в следующем году отметит 75‑летний юбилей. Для участия в лаборатории молодых театральных критиков в разные годы приглашались студенты этой специализации из Киева и Львова. В этот раз вместе с харьковчанами в обсуждениях участвовали студенты-театроведы Львовского национального университета им. И. Франко. Такая работа способствует развитию очень важных навыков для студентов. Приятно, что почти на всех обсуждениях присутствовали режиссеры и актеры спектак­лей. Надеюсь, это было полезным опытом профессионального диалога и для театральных коллективов.
— В организационно-хозяйственной структуре все те же лица?
— Нет, организацией «Курбалесии» в этом году занималась новая команда — директором фестиваля впервые стал Игорь Арнаутов, недавно занявший должность председателя ХМО НСТДУ. Изменился логотип фестиваля, иначе проходили некоторые его события, но о трансформации самой концепции нужно серьезно подумать, чтобы в 2020 году воплотить следующий фестиваль еще лучше.
— Встречи уже точно будут не ежегодными?
— К сожалению, это так. «Курбалесия» проходит в последнее время раз в два года.
Тогда будем готовиться не к фестивалю, а к биеннале «Курбалесия». Так что до встречи в 2020‑м!