Леонид Садовский. Таланты ушедшего мастера – газета «Харьковские известия»
… НЕВЕРОЯТНО ТАЛАНТЛИВ В СМЫСЛЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ
— История нашего знакомства уходит не в такое уж далёкое прошлое, но я его хорошо помню, — рассказывает заведующий кафедрой мастерства актёра и режиссуры театра анимации ХНУИ им. И. П. Котляревского, профессор, заслуженный деятель искусств Украины Александр Александрович Инюточкин. — Мы привлекли его к работе на нашей кафедре, когда набирали первый заочный курс. Он читал низовой план, это такие лекции по драматическому искусству, которые необходимы, как у нас говорят, для работы за ширмой, внизу. Потом некоторое время, когда я был заведующим кафедрой драматической режиссуры, до того, как туда пришёл Александр Аркадьевич Школьник, мы уже сотрудничали как педагоги на кафедре режиссуры, так что несложно догадаться, что общение у нас было достаточно тесным. Но это касается не только служебных, профессиональных отношений, как, скажем, между двумя заведующими кафедрами, но и отношений чисто человеческих, по-настоящему дружеских. Человеком Леонид Викторович был хоть и коммуникабельным, но очень требовательным, а ещё — невероятно талантливым в смысле организационной работы. То есть, думаю, со мной согласятся, если скажу, что он занимался этой самой работой просто артистично. При этом очень много ставил — и в Харькове, и в других драматических театрах городов нашей страны, к тому же баловал себя на кафедре театром «Пятый этаж», такой на общественных началах очень нужной академической, профессиональной вещью. То есть он умел с людьми находить общий язык, и в то же время потребовать от них выполнения работы, их обязанностей… Конечно, для университета это очень большая потеря, потому что необыкновенно работоспособным был Леонид Викторович, и как специалист, и как творец, что, безусловно, всегда давало результаты. Кроме того, он наладил контакт с зарубежными театральными школами, в широком смысле слова, многократно ездил за рубеж со студентами. Их там чудесно принимали, ну и из-за рубежа алчущие знаний от нас, конечно, к нам приезжали тоже, обменивались, так сказать, мастерством, делали совместные работы силами драматических кафедр. В общем, диапазон его деятельности был достаточно велик. Уверен, студенты будут нести его школу дальше, она останется в его учениках.
…ОН БЫЛ ПРОТИВНИКОМ ОФИЦИОЗА
— Наверное, я дольше всех из коллег был знаком с Леонидом Викторовичем Садовским, пожалуй, лет сорок, к тому же в последнее время он был и членом нашей кафедры, — говорит заведующий кафедрой режиссуры и актёрского мастерства ХНУИ им. И. П. Котляревского, доцент, заслуженный деятель искусств Украины Александр Аркадьевич Школьник. — В он меня с кем-то знакомил, я — его, в частности, с Александром Сергеевичем Берсегяном, в общем, на месте не стояли, оба были невероятно деятельными. Много чего в его характере мне импонировало, но что покорило и окончательно утвердило во мнении — он был противником официоза, всегда! Пример, что называется, на поверхности: приближался 70-летний юбилей Леонида Викторовича, мы затевали на кафедре праздник, чтобы отметить его как положено, для этого, разумеется, посоветовались с юбиляром, как бы и что он сам хотел. Но он наотрез отказался! Только кафедру это не остановило — тайным, обманным путём мы вели в институте подготовку: пригласили на праздник нынешних и бывших его учеников, причём из разных городов и театров, не только харьковских, были и достаточно известные его последователи. В общем, вечер получился таким тёплым, душевным и искренним, что иначе, чем восторг благодарности, любви и уважения Учителю от учеников и коллег его было не назвать. Правда, виновник торжества улучил несколько секунд и успел показать мне кулак — за непослушание, за праздник, за устроенный всё-таки официоз… Не просто мне говорить о Садовском в прошедшем времени. Одно скажу: мы дружили.
… ПОСЛЕДНЯЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЕГО ТРУД
— Может быть, суховато скажу в память о Леониде Викторовиче, но с удовольствием. С удовольствием в том смысле, что подчеркну именно профессиональные черты его характера, — сказал декан факультета театрального искусства Харьковской государственной академии культуры, профессор кафедры режиссуры Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского, заслуженный деятель искусств Украины Игорь Александрович Борис. — Одной из них было умение создать организационную структуру кафедры, её программы, её тактики и стратегии. Выражалось это в том, что определённые направления на каждом курсе контролировал и согласовывал их с руководителями курсов как заведующий кафедрой лично Леонид Садовский. Также необходимо отметить и то, что, будучи руководителем и куратором своего курса, он обязательно брал такие сложные дипломные спектакли, как мюзиклы, рок-оперы и т. д., например последняя из них «Иисус Христос — суперзвезда». Это дало возможность актёрам на четвёртом курсе, выпускникам, дипломникам познать и жанр сложного вокально-музыкального направления. Ещё один очень важный аспект деятельности Леонида Викторовича в университете — это международные связи. Он умел налаживать такие межгосударственные студенческие связи с другими странами — Германией, Польшей, что студенты, учась, могли использовать не только интернет-общение, но и реальные спектакли. До пандемии целые группы иностранных студентов приезжали сюда, проводились мастер-классы, что стало возможностью развития каждого студента в современном ключе не только у нас, но и в тех странах, с которыми они творчески сотрудничали. Садовский был человеком очень открытым, и когда нужно было, например, помочь кафедре мастерства актёра в академии культуры, он никогда не зацикливался на своих каких-то личных пониманиях, позициях того, быть ли этим связям, а всегда шёл на контакт, вернее сказать, на помощь, что было основой хороших отношений между кафедрами ХГАК и ХНУИ им. И. П. Котляревского. Это ли не говорит о безотказности педагога Садовского, понимании современной методики, современной специфики обучения и общения между творческими вузами, их студентами и преподавателями.
— Я учился у Леонида Викторовича Садовского на режиссёрских курсах всего год, когда, выучившись и поработав актёром, решил получить ещё и профессию театрального режиссёра, — поделился воспоминаниями актёр театра и кино Михаил Озеров. — Учёба была как учёба, но главный урок этого педагога не забуду никогда. Дело было так. Как лавина надвигался экзамен, в подготовку к которому входило составление режиссёрского плана спектакля, а потом преподаватель должен был его утвердить. Время шло, но ничего хорошего в виде написанного у меня не выходило. Так я промучился ночь накануне экзамена до четырёх утра, а потом с утра пораньше отправился к художнику нашего Театра Кукол им. В. Афанасьева Наташе Денисовой с просьбой о помощи. В результате не с написанным на бумаге режиссёрским планом спектакля, а с его настоящим макетом я пришёл в аудиторию. При этом понимал, что преподаватель меня выгонит, задания-то нет, я написанное сам оценил и порвал в клочья. В общем-то, всё так и произошло. Сначала я сказал Леониду Викторовичу, что написанного плана у меня нет, он мне, как положено: «Придёте в следующий раз», я ему: «У меня вот макет спектакля» и демонстрирую — «Гумилёв. Дерево превращения», вот, мол, от него коробка, рюкзак и т. д. Педагог смотрит и — перечёркивает предыдущую оценку и ставит новую. В результате те, кто сдали тогда экзамен до меня, не сдали его, а те, кто шёл после, не были допущены и приглашались в следующий раз со своими макетами. Подставил ли я ребят в группе? Я не думал об этом. Да и не пересекался, можно сказать, после ни с кем, главное — они уже будут заниматься делом, думал я. А преподаватель меня поддержал. Поддержал в своём и моём понимании профессии, за что я ему, конечно, буду всегда благодарен. В этом и был его, мой главный урок.