Любимец миллионов

20.12.2013 09:59   -
Автор:

Лев Дуров происходит из знаменитой династии русских циркачей — дрессировщиков и клоунов, он внучатый племянник А. и В. Дуровых. А вот родители Льва Дурова не были связаны с цирком. Отец — Дуров Константин Владимирович (1895 г. р.), работал «мирным» взрывником в «СоюзВзрывПроме». Мать — Дурова Валентина Игнатьевна (1903 г. р.), работала научным сотрудником в военно-историческом архиве Лефортовского дворца.
Как сказано в Общем Гербовике Всероссийской империи, «Фамилии Дуровых многие служили Российскому престолу дворянские службы и жалованы были от государей в 1629 и других годах поместьями.» Шестую часть Гербовика занимает родословная потомственных дворян Дуровых. Дуровы в родственных отношениях и со знаменитой артистической династией Садовских: дочь Владимира Леонидовича Дурова, тетушка Льва Константиновича — Анна, когда вышла замуж за артиста Малого театра Прова Михайловича, стала носить фамилию Дурова-Садовская.

Детство

Лев Дуров родился 23 декабря 1931 года в Москве. Детство Льва Константиновича прошло в районе Лефортово. Родителям — Константину и Валентине Дуровым с сыном приходилось нелегко: сын получал двойки и постоянно дрался. Несколько раз его даже из школы исключали. Но отец никогда не ругал Льва. Максимум, на что он был спосо-бен, — не разговаривать с сыном несколько дней. «Правда, лучше бы он ругался, — вспоминает Лев Дуров. — Его молчание было самым страшным наказанием, поскольку я его очень уважал».

Семья Дуровых жила на территории музея Лефортово — в екатерининской конюшне. «Комнаты, вероятно, в своей прошлой «жизни» были стойлами, — вспоминает Лев Константинович. — Выглядели они странно: длинные, узкие, словно пенал. И еще одно яркое воспоминание из детства: один туалет на сорок коммуналок».

Лев не был единственным ребенком в семье Дуровых. «Мода» на одного ребенка появилась в нашей стране несколько позже. Так что у его родителей было трое детей.

Лев — средний ребенок — и две дочери.

Во время войны он с мальчишками тушил бомбы-зажигалки на крышах, выступал в военных госпиталях, поднимая настроение раненым: одновременно пел, отбивал чечетку и не забывал строить рожицы поуморительнее, чтобы раненым было веселее.

Театр

В школьные годы Лев Дуров занимался в драматической студии во Дворце пионеров Бауманского района, где его педагогом был С. В. Серпинский. Потом он поступил в Школу-студию МХАТ, когда набирался курс Георгия Авдеевича Герасимова и Сергея Капитоновича Блинникова. Преподавали на курсе все старые мхатовцы: Топорков, Масальский, Карев, Раевский и, конечно, сам Блинников. Дуров был одним из его любимых учеников.

В 1954 году после окончания Школы-студии МХАТ директор Центрального детского театра Шах-Азизов пригласил Дурова работать в свою труппу. Он согласился и в сентябре пришел на первый в своей жизни сбор труппы, где встретился с А. В. Эфросом, с которым потом не расставался почти 27 лет. В Центральном детском театре он проработал около 10 лет. Сколько же ролей было сыграно! И каких! Лев Дуров играл самые разнообразные роли — от репейника, огурца или тучки до Федора в «Борисе Годунове».

В 1955 году В. С. Розов написал свою комедию «В добрый час» и принес ее Эфросу. С тех пор драматург остался верен детскому театру и все свои пьесы приносил туда: «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином»… Дуров был занят во всех этих спектаклях, что приносило ему большое творческое наслаждение.

Когда А. В. Эфрос перешел в Театр имени Ленинского комсомола, он взял с собой нескольких актеров, в том числе и Л. Дурова. Так что с 1963 по 1967 год Л. Дуров играл на сцене театра имени Ленинского комсомола.

В 1967 году Эфросу предложили перейти в театр на Малой Бронной и взять с собой 10 артистов. И вновь Дуров ушел вместе с ним. Здесь он работает и по сей день.

Как можно заметить, театральная судьба Льва Дурова неразрывно связана с творчеством А. В. Эфроса. Лев Константинович создал целую галерею впечатляющих образов в спектаклях выдающегося советского режиссера: Тибальд в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира, Чебутыкин в «Трех сестрах» А. П. Чехова, Яго в «Отелло» У. Шекспира, Жевакин в «Женитьбе» Н. В. Гоголя, Ноздрев в «Дороге» по Н. В. Гоголю, а также в спектаклях. «Трибунал» А. Макаенка, «Вы чье, старичье?» Б. Васильева и др. Созданный им в театре образ Сганареля в «Дон-Жуане» Ж. — Б. Мольера получил мировое признание на театральном фестивале в Югославии.

Знаменитую «Женитьбу» Гоголя представляли на фестивале в г. Эдинбурге. Тогда в одной из рецензий в местной газете помимо всяких лестных эпитетов Льва Константиновича назвали «трагическим клоуном». Автор писал, что этот спектакль стоит посмотреть хотя бы из-за того, что в нем занят «трагический клоун Лев Дуров». Актер считает для себя это звание самым высоким, самым почетным.

Режиссер

После окончания Высших режиссерских курсов Лев Дуров стал режиссером-постановщиком. На Малой Бронной им поставлены спектакли «Обвинительное заключение» Н. Думбадзе, «Занавески» М. Ворфоломеева, «Жестокие игры» А. Арбузова, «А все-таки она вертится» А. Хмелика, «Золушка» Е. Шварца, «Весельчаки» Н. Саймона, «Ксантиппа и этот, как его…» С. Алешина, «После бенефиса» по А. П. Чехову, «Жиды города Питера» А. и Б. Стругацких, «Лес» А. Н. Островского, «Полонез Огинского» Н. Коляды. Не так давно он выпустил яркий, праздничный спектакль «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малюгина — полную музыки и танцев историю о похождениях дочери американского миллионера. Недавняя премьера — современная пьеса Н. Воронова «Страсти по Торчалову».

Кино

В кино Лев Дуров начал сниматься в 1954 году и сыграл к настоящему времени более 160 ролей. В своей первой картине «Доброе утро» он сыграл роль помощника экскаваторщика. В фильме «Гость с Кубани» он был помощником комбайнера. Потом появился в образе милиционера…. Актер попал в такую орбиту, где играл, как он сам их называет, «в полу-цветных, полухудожественных, полумузыкальных фильмах», и играл довольно долго, пока однажды М. И. Ромм не взял его в картину «Девять дней одного года». Это было началом его серьезного вхождения в кино.

Каждый персонаж Льва Дурова индивидуален и самобытен, хотя и неизменно несет в себе неповторимую интонацию, его человеческую неординарность, его темперамент, его особый взгляд на окружающий мир. Не случайно, что участие в таких картинах, как «Високосный год» (1962), «Иду искать» (1966), телефильме «Вся королевская рать» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Калина красная» (1974), «Ксения, любимая жена Федора» (1974), «Открытая книга» (1974), «Последний день зимы» (1975), «Странные взрослые» (1974), «Во-оружен и очень опасен», «Успех», «Три мушкетера», «Рассказы Зощенко», «Прощание с Матерой», «Бумбараш», «Нос», «Тридцать четвертый скорый», «Село Степанчиково и его обитатели» и многих других принесло актеру подлинную популярность и любовь зрителей. Лев Дуров — любимец миллионов зрителей, веселый, жизнерадостный человек, у которого привнесенное из детства озорство и даже хулиганство — всегда при нем.

Его друг Владимир Качан очень точно сказал, что «география его звания — народный артист СССР — формально сузилась до размеров России, а фактически расширилась. Потому что он по-прежнему народный артист и Белоруссии, и Украины, и Казахстана, и Прибалтики, и Израиля, и США, и всех других стран, где любят и помнят артиста Дурова, драматического клоуна, хулигана, анекдотчика, своего в доску мужика для всех слоев населения, а потому — абсолютно народного артиста.

Личная жизнь

В жизни Л. К. Дуров всегда следует принципу — «вперед!». Свободное время предпочитает посвящать дому, семье. Супруга — Кириченко Ирина Николаевна (1931 г. р.), актриса. Дочь — Дурова Екатерина Львовна (1959 г. р.), актриса. Внуки: Екатерина (1979 г. р.), студентка РГГУ; Иван (1986 г. р.), школьник. Любимый автор — Ф. М. Достоевский. Любит музыку П. И. Чайковского. Среди актеров особенно выделяет И. Смоктуновского. В 1999 году в издательстве «Алгоритм» вышла книга Л. К. Дурова «Грешные записки».

Большинство артистов в быту абсолютно беспомощные люди. Прямо как дети — ничего не умеют… Однако эти слова не про Льва Дурова. Он с детства был приучен к хозяйству. Умеет и готовить, и так называемой мужской работы по дому не чурается. А когда был помоложе, любил резать по дереву. Делал мебель.


Правила жизни от Льва Дурова по версии журнала Esquire

—Сотовый телефон я готов разбить о стену. Ненавижу технику. Мне больше всего нравится, чтоб пальчик в дырочку — и крути.

—Если кого-то бьют — надо вмешаться. Я и вмешиваюсь.

—Любовь — это не я за ручку вас держу, и мы гуляем по лугу с ромашками. Сама природа нам все продиктовала. И нам не надо драмапутру читать, мы все сами сообразим. Я прожил с одной женщиной 50 лет. Потому что не предъявлял ей серьезных претензий.

—Раньше я много чего делал — плотничал, к примеру. Сейчас только читаю.

—Когда у котов хорошие хозяева — они долго живут. Моему коту двадцать один год.

—Никогда в жизни не куплю то, что рекламируют. Чай? Я уж сам как-нибудь. Вы «Майский» пили? Это же просто веник, вымоченный в шайке.

—С женщинами нельзя говорить о деньгах.

—Что хорошо дает по мозгам — так это арбуз, в который налили водки и дали настояться.

—Часто думаю: это тот же сериал или не тот? Ощущение, что актеры даже пиджаки не меняют. Но такое, наверное, и про меня можно сказать: Дуров! А сам-то?

—У нас спорт держался на чувстве родины. Чувство улетело — прилетели деньги. Но зачем играть — пока не поняли. Английский футбол всегда был на деньгах, а у нас едва‑едва поменялись правила.

—Настоящие джинсы у меня в Москве появились у одного из первых. Мама, помню, плакала: «Лева, ты же артист — тебе нельзя в таких штанах». Она думала, это какая-то тряпка смешная.

—Я рос во дворе. А сейчас компьютеры. Толстой однажды взревел: «Прогресс? Скажите, как можно усовершенствовать ужас? Он станет еще ужасней?»

—Если актер талантлив, а как человек — дрянь, я все равно буду с ним работать. Иначе можно остаться с дилетантами. С одним актером я полгода не здоровался. Но когда он сыграл замечательно, я вошел в гримерку и поздравил. А назавтра опять не здоровался.

—Я большой любитель пива. Но все просто одурели. Вы не видите, что страна стала пивной? Едешь в метро — стоит пивной запах.

—Сейчас страх перед болезнями и бедностью. А такого страха чудовищного, который был в каждой семье и во всей державе, нет. Поэтому мне сейчас жить лучше.

—На даче должен быть запах дерева, а не джакузи под задницей.

—Ни давление, ни цензура не могут убить хорошее кино. Кино убивают, когда его снимает не художник, а тот, кому деньги дали.

—Это только кажется, что умирают другие. Только что об этом думать.

—Я верю в ясновидящих. Мы с Жженовым ехали в купе с ясновидящей — Лидией Михайловной, крановщицей, которую молния долбанула. Она стала все рассказывать. Все переломы пересчитала, у меня их двадцать три. Потом говорит: «Скажи, год назад ты был на грани смертельного исхода?» — «Да». Она: «Автомобиль?» Я: «Нет, лошадь. Во время съемок на меня лошадь завалилась». Она: «Вообще-то тебя нет, ты умер, у тебя точка смерти совсем сформировалась». Но раз я уже умер — так чего мне теперь бояться?..