Любовные импровизации в театре музыкальной комедии
Премьеру обещают в 20 числах апреля, и она станет первой постановкой Л. Садовского в этом театре. Вместе с тем, то, что за плечами режиссера опыт создания многих успешных спектаклей в разных драматических и музыкально-драматических театрах Украины, на сценах Харьковского театра для детей и юношества и театра им. А. Пушкина, а также учебного театра университета, позволяет предполагать, что премьера станет событием харьковской театральной жизни.
– Леонид Викторович, когда драматический режиссер приходит ставить в театр оперетты, это плюс – появляется острота драматического рисунка, конкретность действенных задач. Но, вместе с тем, актуальным является вопрос о владении спецификой музыкально-драматического театра.
– Могу вас успокоить. С такой спецификой я встречаюсь не впервые. Я имел опыт постановки настоящего мюзикла М. Ли «Человек из Ламанчи» в Крымском музыкальном театре, полнометражных национальных синтетических спектаклей по украинской классике «Назар Стодоля», «Ой, не ходи, Грицю…», «Шантрапа» в Луганске, Полтаве и Кировограде. Так что как режиссер, я имею значительный опыт работы постановки с оркестром. Конечно же, хожу на репетиции оркестра, слушаю, вникаю в музыку. У меня есть давняя мечта – поставить мюзиклы «Скрипач на крыше», «Вестсайдская история». Сегодня это как никогда актуально, на дворе – бум мюзикла. И мне, как драматическому режиссеру, это направление кажется перспективным, интересным. Да и зритель любит синтетический театр.
– В чем тогда изюминка материала В. Колло, который был выбран к постановке сейчас?
– Главный дирижер театра Я. Сорочук сориентировал меня по партитуре, отвечающей стилю джаза 1930-х. То есть налицо ретро. Однако, мне хотелось, чтобы наш спектакль мог привлечь как можно больше меломанов и театралов, а не только знатоков классического джаза. Поэтому я рискнул разбавить музыку современным популярным джазом, симфоджазом, джазом-модерн. Что касается стиля спектакля, то я намеренно перенес действие в 1950-е. Это эра буги-вуги, рок-н-ролла, мне нравится женская мода того времени. Все это создает праздничность спектакля. Балетмейстер, заслуженный артист Украины Л. Марков, с которым мы часто выступаем в постановочном тандеме, насытил спектакль современными джазовыми пластическими вариациями. По своей танцевальной энергетике спектакль будет «драйвовым» уже с первых тактов.
«Любовь в стиле джаз» – не просто название, в нем заложена игра смыслов. Ведь сюжет спектакля, как всегда в этом жанре – любовь, приключения. Темой служит поиск идеала и любви. А джаз – лично для меня – синоним импровизации. Вот и получилось название «Любовь в стиле джаз». А жанр я придумал свой, оригинальный – музыкальная комедия 6-D.
– Объясните! К 3-D все уже привыкли, а вот 6-D – это что-то новенькое.
– Конечно, в этом названии есть некая ирония. Мы знаем разные спецэффекты в кинотеатрах: звук дождя, двигающиеся кресла, запахи… Формат 6-D предполагает то, что развязка действия может меняться, в общем, она во многом зависит от… зрителя. К пьесе я дописал некоторые сцены, делающие ее остро современной. Я ввел в канву параллельную историю о двух девушках-фанатках кино, мечтающих о Голливуде. И хоть я не называю спектакль мюзиклом (в нашей стране пока нет наработанной традиции, школы мюзикла), буду рад, если наша премьера поможет к этой традиции приблизиться, начать ее осваивать.
– Во многом современный театр мюзикла выигрывает в смелых постановочных решениях и сценических эффектах. Как с этим обстоит дело у вас?
– Я придерживаюсь мнения, режиссер и художник сотворцы мира спектакля. Вместе с художником театра Т. Шигимагой мы оттолкнулись в замысле от образа мифического киногероя, о котором в пьесе постоянно грезят. Главные спецэффекты будут связаны с трансляцией на сцену через проектор. Наш спектакль первым апробирует это свежее приобретение Театра музыкальной комедии. Конечно, это долгожданный шаг театра к современной эстетике. Мы задумываем полифонический спектакль. Полифонический по сюжету – ведь сегодняшние персонажи будут подставлять себя на место киногероев, дублируя их экранные судьбы и чувства. Полифонической будет и музыкальная сторона – живая музыка в сочетании с фонограммой. В постановке занято не одно поколение артистов театра: от заслуженного артиста Украины А. Младова, среднего поколения, представленного Н. Коваль, А. Андренко, Т. Цыганской, Э. Джулик, до студенток университета искусств.
– В Театре музкомедии в основном работают вокалисты. Как вы, драматический режиссер, сработались с ними?
– Тут мне однозначно помогает многолетний педагогический опыт, терпение. Я вижу, что если я, режиссер, планомерно занимаюсь с певцом, то он справляется и с актерскими задачами. Конечно, в музкомедии есть свои традиции, но я категорически не согласен с режиссурой такого рода, когда роль перенимается «с голоса». Это приводит к штампам. Слава Богу, в труппе есть выпускники и моей кафедры. С ними однозначно проще. Но вот что любопытное я наблюдаю на своих репетициях. Иногда у актера «третий вызов» за день, он имеет право не приходить, но приходит. Значит, интересно.
– Думаю, им интересна работа с драматическим режиссером со стороны, непредвзятым, с незамылившимся глазом и не обремененным внутренними должностными связями.
– С нынешней постановкой связаны, на мой взгляд, необходимые музыкальному театру нововведения. По моему предложению, актриса и начинающий педагог М. Бораковская проводит с труппой актерский тренинг. Дирекция в лице И. Коваля, который, к слову, очень радеет за свой театр, готова идти на дополнительные траты, эксперимент, чтобы улучшить творческий результат на своей сцене.
– От замысла до средств его воплощения – все, что вы обозначили, свидетельствует о том, что театру повезло привлечь к работе опытного мастера и понимающего застарелые проблемы этого коллектива режиссера-педагога. В принципе, Театру музыкальной комедии очень давно уже нужна разная режиссура, категорически профессиональная, а не «актерская». Наверное, хорошо, если ваше сотрудничество с театром продолжится и если ваша премьера станет почином для приглашения иных опытных режиссеров.
– Хотя я много лет более чем востребован в других городах Украины, и доказал владение профессией лауреатствами поставленных мной спектаклей, мне особенно приятна эта новая работа. Хочется быть полезным своему городу, хочется доставлять своей работой радость родным харьковчанам.