Премьеру обещают в 20 числах апреля, и она станет первой постановкой Л. Садовского в этом театре. Вместе с тем то, что за плечами режиссера опыт создания многих успешных спектаклей в разных драматических и музыкально-драматических театрах Украины, на сценах Харьковского театра для детей и юношества и Театра им. А. Пушкина, а также учебного театра университета, позволяет предполагать, что премьера станет событием харьковской театральной жизни.
—Леонид Викторович, когда драматический режиссер приходит ставить в театр оперетты, это плюс — появляется острота драматического рисунка, конкретность действенных задач. Но вместе с тем актуальным является вопрос о владении спецификой музыкально-драматического театра.
—Могу вас успокоить. С такой спецификой я встречаюсь не впервые. Я имел опыт постановки настоящего мюзикла М. Ли «Человек из Ламанчи» в Крымском музыкальном театре, полнометражных национальных синтетических спектаклей по украинской классике «Назар Стодоля», «Ой, не ходи, Грицю…», «Шантрапа» в Луганске, Полтаве и Кировограде. Так что как режиссер я имею значительный опыт работы постановки с оркестром. Конечно же, хожу на репетиции оркестра, слушаю, вникаю в музыку. У меня есть давняя мечта — поставить мюзиклы «Скрипач на крыше», «Вестсайдская история». Сегодня это, как никогда, актуально, на дворе — бум мюзикла. И мне, как драматическому режиссеру, это направление кажется перспективным, интересным. Да и зритель любит синтетический театр.
—В чем тогда изюминка материала В. Колло, который был выбран к постановке сейчас?
—Главный дирижер театра Я. Сорочук сориентировал меня по партитуре, отвечающей стилю джаза 1930‑х. То есть налицо ретро. Однако мне хотелось, чтобы наш спектакль мог привлечь как можно больше меломанов и театралов, а не только знатоков классического джаза. Поэтому я рискнул разбавить музыку современным популярным джазом, симфоджазом, джазом‑модерн. Что касается стиля спектакля, то я намеренно перенес действие в 1950‑е. Это эра буги-вуги, рок-н-ролла, мне нравится женская мода того времени. Все это создает праздничность спектакля. Балетмейстер, заслуженный артист Украины Л. Марков, с которым мы часто выступаем в постановочном тандеме, насытил спектакль современными джазовыми пластическими вариациями. По своей танцевальной энергетике спектакль будет «драйвовым» уже с первых тактов.
«Любовь в стиле джаз» не просто название, в нем заложена игра смыслов. Ведь сюжет спектакля, как всегда в этом жанре — любовь, приключения. Темой служит поиск идеала и любви. А джаз — лично для меня — синоним импровизации. Вот и получилось название «Любовь в стиле джаз». А жанр я придумал свой, оригинальный — музыкальная комедия 6-D.
—Объясните! К 3-D все уже привыкли, а вот 6-D — это что-то новенькое.
—Конечно, в этом названии есть некая ирония. Мы знаем разные спецэффекты в кинотеатрах: звук дождя, двигающиеся кресла, запахи… Формат 6-D предполагает то, что развязка действия может меняться, в общем, она во многом зависит от… зрителя. К пьесе я дописал некоторые сцены, делающие ее остро современной. Я ввел в канву параллельную историю о двух девушках-фанатках кино, мечтающих о Голливуде. И хоть я не называю спектакль мюзиклом (в нашей стране пока нет наработанной традиции, школы мюзикла), буду рад, если наша премьера поможет к этой традиции приблизиться, начать ее осваивать.
—Во многом современный театр мюзикла выигрывает в смелых постановочных решениях и сценических эффектах. Как с этим обстоит дело у вас?
—Я придерживаюсь мнения, режиссер и художник сотворцы мира спектакля. Вместе с художником театра Т. Шигимагой мы оттолкнулись в замысле от образа мифического киногероя, о котором в пьесе постоянно грезят. Главные спецэффекты будут связаны с трансляцией на сцену через проектор. Наш спектакль первым апробирует это свежее приобретение Театра музыкальной комедии. Конечно, это долгожданный шаг театра к современной эстетике. Мы задумываем полифонический спектакль. Полифонический по сюжету — ведь сегодняшние персонажи будут подставлять себя на место киногероев, дублируя их экранные судьбы и чувства. Полифонической будет и музыкальная сторона — живая музыка в сочетании с фонограммой. В постановке занято не одно поколение артистов театра: от заслуженного артиста Украины А. Младова, среднего поколения, представленного Н. Коваль, А. Андренко, Т. Цыганской, Э. Джулик, до студенток университета искусств.
—В Театре музкомедии в основном работают вокалисты. Как вы, драматический режиссер, сработались с ними?
—Тут мне однозначно помогает многолетний педагогический опыт, терпение. Я вижу, что если я, режиссер, планомерно занимаюсь с певцом, то он справляется и с актерскими задачами. Конечно, в музкомедии есть свои традиции, но я категорически не согласен с режиссурой такого рода, когда роль перенимается «с голоса». Это приводит к штампам. Слава богу, в труппе есть выпускники и моей кафедры. С ними однозначно проще. Но вот что любопытное я наблюдаю на своих репетициях. Иногда у актера «третий вызов» за день, он имеет право не приходить, но приходит. Значит, интересно.
—Думаю, им интересна работа с драматическим режиссером со стороны, непредвзятым, с незамылившимся глазом и не обремененным внутренними должностными связями.
—С нынешней постановкой связаны, на мой взгляд, необходимые музыкальному театру нововведения. По моему предложению, актриса и начинающий педагог М. Бораковская проводит с труппой актерский тренинг. Дирекция в лице И. Коваля, который, к слову, очень радеет за свой театр, готова идти на дополнительные траты, эксперимент, чтобы улучшить творческий результат на своей сцене.
—От замысла до средств его воплощения — все, что вы обозначили, свидетельствует о том, что театру повезло привлечь к работе опытного мастера и понимающего застарелые проблемы этого коллектива режиссера-педагога. В принципе, Театру музыкальной комедии очень давно уже нужна разная режиссура, категорически профессиональная, а не «актерская». Наверное, хорошо, если ваше сотрудничество с театром продолжится и если ваша премьера станет почином для приглашения иных опытных режиссеров.
—Хотя я много лет более чем востребован в других городах Украины и доказал владение профессией лауреатствами поставленных мной спектаклей, мне особенно приятна эта новая работа. Хочется быть полезным своему городу, хочется доставлять своей работой радость родным харьковчанам.