Май, сирень и кинофестиваль…
Достойнейшие получили награды, все остальные остались с незабываемыми впечатлениями и воспоминаниями
Программа юбилейного фестиваля получилась очень насыщенной. И началась она 17 мая, еще до официальной церемонии открытия. В Харькове на ул. Сумской открыли мемориальные доски фотографу Альфреду Федецкому и основателю Одесской киностудии Дмитрию Харитонову.
Тут же «по горячим следам» киновед Владимир Миславский в галерее «Бузок» презентовал свои книги, посвященные Д. Харитонову и фотографу и кинематографисту Александру Мишону, чью памятную доску в Слесарном переулке открыли на следующий день фестиваля. Кстати, на презентации книг присутствовала правнучка мастера, Елена Мишон, которая специально приехала из Воронежа.
Кроме того, в этот день мастер-класс провел бессменный председатель жюри режиссер Владимир Фокин. Свою встречу с участниками мастер-класса он посвятил кинематографическому образованию: рассказал о методике и технологии подготовки кинорежиссера, о принципах экранизации кино, ответил на вопросы о своем профессиональном и творческом пути.
В рамках фестиваля в кинотеатре «Боммер» в секции «68-летию Великой Победы посвящается» состоялась демонстрация фильма «Ночь длиною в 641 день». На кинопоказ пригласили ветеранов Великой Отечественной и детей войны, которые пережили оккупацию. Фильм представили В. Миславский и автор сценария фильма Валерий Чернай.
«Это документальный фильм, но он сделан таким образом, что в нем есть реальная история, которая происходила во время оккупации города Харькова. В фильме рассказана история жизни молодой женщины в дни оккупации. Это очень достойная картина», — рассказал В. Миславский перед демонстрацией фильма.
Открытие
Официальная церемония открытия кинофестиваля, как и в минувшие годы, собрала множество зрителей и поклонников кинематографа. Почетные гости и члены жюри кинофестиваля прибывали ко Дворцу студентов юракадемии в сопровождении мотоциклетного эскорта и под аплодисменты публики проходили внутрь по ковровой «сиреневой» дорожке. Среди почетных гостей — французская актриса, исполнительница роли Анжелики в одноименной серии кинокартин Мишель Мерсье, почетный президент фестиваля Милен Демонжо, российская и украинская актриса театра и кино Светлана Живанкова, президент украинско-французской ассоциации «Весна» Ульяна Чайковская и французский специалист по 3D-графике Оливье Кауфер, заслуженные артисты России Людмила Гладунко и Борис Токарев, заслуженный артист Украины, актер театра и кино Алексей Колесник, заслуженный деятель искусств России, писатель, драматург, публицист Аркадий Инин и другие.
Началось мероприятие с анимационной короткометражки Евгения Бойцова, которая рассказала о жанровой палитре фестиваля. Далее зрителям представили театрализованное 3D-шоу, несколько короткометражек, выступление Большого Слобожанского ансамбля песни и танца под руководством народного артиста Украины Бориса Колногузенко и Академического симфонического оркестра под руководством заслуженного деятеля искусств Украины Юрия Янко.
Кстати, именно к юбилейному фестивалю был создан гимн «сирени», впервые исполненный в ходе открытия этого феста. Слова и музыку к нему написали Людмила Петрик и Николай Стецюн. Исполнили гимн симфонический оркестр и Академический хор имени Вячеслава Палкина Харьковской областной филармонии.
В своем приветственном слове, обращаясь к гостям и участникам фестиваля, председатель Харьковской облгосадминистрации, председатель оргкомитета фестиваля Михаил Добкин отметил: «Май для Харькова — месяц особый. Это месяц, когда мы можем показать всей Украине, каким красивым может быть наш город, когда зацветает сирень. Вот уже на протяжении пяти лет кинофестиваль «Харьковская сирень» открывает миру киноискусства новые имена и дает возможность раскрыться многим молодым талантам. Через 5 лет, с тех пор, как состоялся первый кинофестиваль, Харьков может многим дать фору — об этом можно судить по количеству звезд, прошедших по сиреневой дорожке нашего кинофестиваля». Он добавил, что за эти годы серьезно расширилась география кинофестиваля — Харьков принимал работы представителей кинематографа более 40 стран мира — Европы, Азии, Америки и Австралии.
«Пусть каждый, когда будет уезжать от нас, увезет частичку Харькова в своем сердце», — пожелал М. Добкин.
Приветствовал собравшихся и Харьковский городской голова Геннадий Кернес. В частности, он сказал: «Для меня очень почетно и радостно встречать таких прекрасных гостей, всех, кто неравнодушен к кино. Я никогда не думал, что буду находиться среди людей, которые вызывали бурю эмоций во всем мире. Я думаю, что у харьковского фестиваля большое будущее, и он будет развиваться и дальше».
Председатель жюри «Харьковской сирени», режиссер Владимир Фокин в свою очередь отметил, что уровень харьковского фестиваля за последние годы значительно вырос. Он поблагодарил Харьковского городского голову и губернатора за теплый прием и за красивый и чистый Харьков, который за последнее время стал настоящим европейским городом.
Мишель Мерсье: на экране и в жизни
18 мая состоялось, наверное, самое долгожданное событие «Харьковской сирени»-2013 — встреча с потрясающей Анжеликой, знаменитой актрисой Мишель Мерсье, которая, заметим, помимо «Анжелики», снялась еще более чем в 50 французских, итальянских и американских фильмах.
Общение со звездой предварял 50‑минутный фильм о ней.
Далее актриса ответила на вопросы своих поклонников. В частности, ее спрашивали о секретах ее неувядающей красоты, об актерском мастерстве, о сотрудничестве со знаменитыми актерами и режиссерами, а также о любви и заветных мечтах.
Спросили актрису и о том, в каком городе она чувствует себя счастливой и насколько ей понравился Харьков.
«Я родилась в Ницце и люблю этот город, но живу в Каннах. Там сейчас проходит всемирно известный кинофестиваль. Получается так, что время проведения кинофестивалей совпало, и я предпочла приехать сюда и увидеться с вами, чем оставаться в Каннах. Я бы хотела вернуться в Харьков как можно скорее, потому что немногое успела здесь повидать, к сожалению. Меня замечательно приняли, и я искренне за это благодарна. Я испытываю настоящее счастье, общаясь с людьми, я увидела здесь много хороших чувств — нежности, любви, я познакомилась со многими замечательными людьми», — сказала актриса.
Также знаменитая француженка рассказала, чем занимается сейчас. «Я читаю несколько сценариев. Один из них — фильма, съемки которого будут проводиться на Гаваях. Есть еще один телевизионный фильм. Но я задаю себе вопрос, почему бы не сняться в каком-нибудь фильме здесь, у вас», — сказала Мишель Мерсье.
Сопредседатель оргкомитета фестиваля Виктория Маренич отметила, что будет сделано все возможное, чтобы фильм с Мерсье в главной роли был обязательно снят в Харькове.
После окончания творческой встречи актриса провела для харьковчан автограф-сессию.
«Призрак оперы» под открытым небом
Вечером, 18 мая, в саду Шевченко на Аллее почетных гостей «Харьковской сирени» состоялась масштабная реконструкция сеанса немого кино времен первой половины XX века. Вниманию зрителей была представлена картина «Призрак оперы» 1929 года — одна из первых экранизаций одноименного романа Гастона Леру.
«Вы увидите фильм, который называется «Призрак оперы». Эта картина была снята в 1925 году режиссером Джулианом Рупертом. Вся прелесть этого фильма в нескольких моментах: с одной стороны, это первая экранизация знаменитого романа Гастона Леру, а с другой — в нем снимался замечательный и непревзойденный актер Лон Чейни. Его звали «Человек с тысячью лиц», потому что он пользовался необычайно сложным гримом, и публика даже не знала его в лицо. Этот фильм снят в технологии черно-белого кино, но некоторые сцены раскрашены — там, где нужно было напряжение, они выполнены в красном цвете, лирические моменты — в желтоватых оттенках», — отметил в своем вступительном слове харьковский кинокритик, член жюри фестиваля «Харьковская сирень» В. Миславский.
Акция собрала у экрана под открытым небом около тысячи человек. Все полтора часа от начала и до конца показ сопровождала музыкальная импровизация в исполнении композитора, заслуженного артиста Украины Владимира Соляникова. Перед началом кинофильма перед публикой выступили артисты «Театра на ходулях» из Евпатории, завершившие свой перфоманс красочным файер-шоу.
«Призрак оперы» (англ. The Phantom of the Opera, 1925) — немой фильм ужасов по одноименному роману Гастона Леру. Лента находится в общественном достоянии в США и внесена в Национальный реестр фильмов. В 1929 году фильм был полностью переснят заново в тех же декорациях и с теми же актерами. Были озвучены некоторые диалоги, окрашены некоторые сцены. Фильмы 1925 и 1929 годов очень похожи, но не идентичны. Исполнитель роли Призрака — выдающийся американский актер немого кино Лон Чейни.
Награждение победителей
Встречи со знаменитостями, презентации новых книг… Все это прекрасно. Но не будем все же забывать, что «Харьковская сирень» — это прежде всего конкурс короткометражных фильмов. И главными здесь остаются участники, которые привезли на суд жюри свои работы. Поэтому самым важным и волнующим стал момент награждения достойнейших в ходе церемонии закрытия фестиваля.
Напомним, в этом году на конкурс поступило рекордное количество фильмов — 248 кинолент из 33 стран. В результате работы селекционная комиссия отобрала 36 лент из 17 стран. Среди них — 21 игровое кино, 7 документальных и 8 анимационных. Киноленты, в частности, поступили из Украины, России, Франции, Польши, Аргентины, Испании, Италии, Эстонии, Бельгии, Греции, Канады, США, Великобритании, Новой Зеландии, Азербайджана, Китая, Болгариия
Участники конкурсной программы соревновались в шести номинациях: лучший документальный короткометражный фильм, лучший игровой короткометражный фильм, лучший анимационный короткометражный фильм, лучшая режиссерская работа, лучший сценарий, лучшая операторская робота.
В состав жюри фестиваля вошли: заслуженные артисты России Людмила Гладунко и Борис Токарев, заслуженный артист Украины, актер театра и кино Алексей Колесник, заслуженный деятель искусств России, писатель, драматург, публицист Аркадий Инин, кинокритик Владимир Миславский. Председатель жюри — режиссер, сценарист, член Союза кинематографистов России Владимир Фокин.
Все члены жюри, кстати, отметили высокий уровень работ, отобранных для конкурса. И выбор было сделать не так просто.
«Фильмы, которые были показаны, до сих пор потрясают воображение», — отметил член жюри, актер Борис Токарев.
«Я ветеран фестиваля. Я имею честь возглавлять жюри уже в пятый раз и имею возможность видеть динамику и рост во всех отношениях — и в географии, и в количестве, и в поиске формы нашего приза. Наконец, приз обрел совершенно законченную форму. Я надеюсь, что этот приз и этот фестиваль будут жить очень долго», — добавил член правления Союза кинематографистов РФ, председатель жюри Владимир Фокин.
Почетный гость пятого фестиваля и один из новичков в жюри Аркадий Инин в свою очередь подтвердил, что фестиваль прекрасен, замечательна и география, и разнообразие, и качество присланных работ. «То, что мы выбирали в каждой номинации не между одной-двумя, а между десятью работами — это уже показатель уровня фестиваля», — заявил он.
«Гран-при» фестиваля получил фильм «Пуритане» («The Puritans») американского режиссера Шона Робинсона (Sean Robinson). Победитель в номинации «Лучший игровой фильм» — Патрик Юрек (Patryk Jurek) из Польши с фильмом «Пустота» («Vocuus»), номинации «Лучший неигровой фильм» — Райли Льюнг (Riley Leung) из КНР с фильмом «Больше, чем мороженое Wong Kwong» («More Than Ice-cream Wong Kwong»).
В номинации «Лучшая режиссура» победителем стала режиссер из Великобритании Ирина Изместьева, представившая фильм «Картина идеальна» («Picture Perfect»), в номинации «Лучший анимационный фильм» — россиянка Анна Шепилова с мультфильмом «Дождь идет». Приз в номинации «Лучший сценарий» получила Татьяна Будицкая из России за фильм «Простое женское счастье», а за «Лучшую операторскую работу» — Мартин Розете (Martin Rosete), Испания, за фильм «Голос» («Voice over»).
Приз Милен Демонжо получил фильм Стефана Геру (Stephane Guerout) «Контратака 007» («007 Contre Attaque») (Франция). «Я остановила свой выбор на французском фильме. Это история и смешная, и трогательная. Что интересно, этот фильм создан отцом и сыном — как раз не тот случай, когда строгий папа говорит сыну «Какой ерундой ты там занимаешься!»», — отметила киноактриса.
В этом году также появилось несколько новых номинаций. Приз жюри «За поиск исторической правды» получили Андрей Ус и Ольга Белогуб за фильм «Несчастливая звезда» (Украина), а приз жюри «Краткость — сестра таланта» вручили эстонцу Анти Наулайнену (Anti Naulainen) за работу «Попугай Питер Аврелий» («Parrot Peeter Aurelius») длительностью 92 секунды.
Вместо послесловия
В ходе церемонии закрытия фестиваля не могли не поделиться своими впечатлениями от увиденного французские актрисы Милен Демонжо и Мишель Мерсье.
«Сегодня закрытие кинофестиваля. В определенной степени это грустное событие. Но мне очень приятно, что кое-что, связанное с моей матерью, вспоминается в этом городе и продолжает жить. Я имею в виду фестиваль «Харьковская сирень». Я надеюсь, что этот фестиваль будет жить еще очень и очень долго», — подчеркнула Милен Демонжо.
В свою очередь Мишель Мерсье, которая посетила Харьков впервые, осталась в восторге от «Харьковской сирени» и готова и в будущем быть ее почетным гостем. «Я уеду домой во Францию с сердцем, переполненным любовью, и очень быстро вернусь. Я обожаю вашу страну и ваш город! До скорых встреч», — заявила она.
А сопредседатель оргкомитета фестиваля Виктория Маренич заявила, что Харьков сегодня без сомнения может называться кинематографической столицей Украины.
«Харьков уникальный город. Я не перестаю удивляться, срезая пласт за пластом события прошлых лет, которые очень интересны мне, и я только могу представить, как они могут быть интересны тем, кто работает в кинематографе. У меня нет сомнений, что Харькову быть кинематографической столицей. У нашего города есть все исторические основания», – сказала она.