"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Маэстро джаза Луи Армстронг

Уникальный голос Луи Армстронга имитировался бесчисленными исполнителями в продолжение многих лет. Он сделал популярным скэт-пение, в котором больше использовались различные бессмысленные звуки, чем слова, а его музыкальное фразирование игры на трубе повлияло практически на каждого певца, появившегося на сцене после 1930 года, таких как Бинг Кросби, Билли Холлидэй и Фрэнк Синатра. В добавление ко всему прекрасное чувство юмора и лучезарный сценический образ Луи Армстронга стали, пожалуй, основным и естественным фактором популяризации джаза. Молодые исполнители вдохновлялись, хотя бы однажды увидев его на сцене, и просто миллионы зрителей были очарованы джазом через волшебство музыки Армстронга. В поздние годы его творчества мировые турне Армстронга сделали его известным в качестве «Американского Посланника Мира».
Луи Армстронг родился в Нью-Орлеане 4 августа 1901 года (его свидетельство о рождении было найдено в середине 80‑х, так что эта дата очень приблизительна) и вырос в бедном районе города, иногда выступая на улицах за гроши в качестве певца в вокальном квартете.
В новогоднюю ночь 1912 года Луи взял в руки пистолет и выстрелил в воздух, отмечая праздник, после чего был арестован и послан в дом для трудновоспитуемых подростков. Этот период жизни стал для него как музыканта отправным моментом, так как именно в доме для трудновоспитуемых он научился играть на корнете. Выйдя на свободу через два года, Луи начинает играть в джазовых группах Нью-Орлеана. Когда Кинг Оливер, который покровительствовал Армстронгу, покидал Нью-Орлеан, он порекомендовал Луи Киду Ори и его популярной в то время группе. Через 4 года Кинг Оливер пригласил своего протеже играть в Чикаго в своей группе Creole Jazz Band в качестве второго корнетиста.
В 1922–1924 годах Кинг Оливер играет в лучших классических джазовых оркестрах и вскоре становится очевидно, что Луи начинает оттеснять маэстро своей игрой.
В 1923 году группа записывает сорок одну композицию для четырех лейблов и встречается с пианисткой Лили Харден, которая становится второй из четырех жен Луи Армстронга. Лили уговаривает Луи покинуть группу и перебраться в оркестр Fletcher’s Henderson в Нью-Йорке, пожалуй, самый популярный оркестр в то время. В то время музыканты Нью-Йорка отставали в технике от музыкантов Чикаго. Наверное, поэтому игра Армстронга дала возможность местным музыкантам почувствовать новое направление. Луи стал записываться как аккомпаниатор блюзовых исполнителей, например Бесси Смит и Ма Рэйни, а также вместе с другими музыкантами и группами: Сидни Бечетом и Blue Five Кларенса Вильямса. В 1925 году, после того как он покидает оркестр Хендерсона, Луи переезжает обратно в Чикаго и начинает свои знаменитые серии Hot Five и Hot Seven.
В 1925–1927 гг. вместе с кларнетистом Джонни Доддсом, трамбонистом Кидом Ори, пианисткой Лили Армстронг и мастером банджо Джонни Сэнт-Сиром Армстронг записывает шедевр за шедевром — музыку, которая подняла и прославила нью-орлеанский джаз. Композиция Cornet Chop Sue изумила музыкальных ценителей (в этой композиции 1927 года Луи меняет корнет на трубу,), а композиция Heebies Jeebies стала хитом и окончательно сделала популярным скэт-пение. В 1928 году Армстронг играет в студийной группе The Savoy Ballroom Five. West End Blues с очаровательным вступлением трубы была признана многими, в том числе и самим Армстронгом, самой удачной записью — наряду с Weather Bird, исполненной дуэтом с Эрлом Хайнсом.
Армстронг учавствует в различных ночных программах в Чикаго с большими группами Эрскина Тэйта и Каролла Дикерсона, оттачивая свое мастерство шоумена. Начиная с 1929 года он записывается как лидер сразу нескольких джазовых коллективов, создавая классические шедевры, как например I Can’t Give You Anything But Love. В последующую декаду имя Луи Армстронга становится своего рода визитной карточкой джаза, в 1932–1934 гг. он совершает два тура в Европу, играет несколько запоминающихся эпизодических ролей в кино и играет в большой свинговой группе. Самым запоминающимся в его музыкальной карьере стала совместная работа с Эрлом Хайнсом в 1928 году — волшебство игры Луи можно прочувствовать во всех записях, а его голос находится на пике эмоциональной выразительности.
В 1947 году Армстронг покидает большую группу и формирует секстет The All-Stars, в состав которого входят трамбонист Джек Тигарден, кларнетист Барни Бигард и Эрл Хайнс. С ним Армстронг начинает непрерывные гастроли, которые будут длиться до самой его смерти.
В 1950 году Хайнс, Тигарден и Бигард покидают секстет The All-Stars, на их место приходят Трамми Янг и Эдмонд Холл, но звучание группы не меняется. Армстронг время от времени записывается с большими оркестрами и с Эллой Фицджералд. Он записывает свои основные хиты Blueberry Hill, Mack the Knife, Hello Dolly уже в качестве признанного классика.
На день его смерти — 6 июля 1971 года — в мире не было ни одного джазового музыканта, кто мог бы сравниться по популярности с великим Сачмо.
Интересные факты из биографии Армстронга
1. Армстронг до конца жизни не знал точной даты своего рождения и сам «назначил» ее на 4 июля 1900 года: якобы он появился на свет в начале нового века в День независимости США. Ошибся Луи ровно на один год и один месяц — свидетельство о рождении нашли уже после его смерти в середине 80‑х. В нем указана дата 4 августа 1901 года.
2. Прозвище Сачмо закрепилось за Армстронгом в самом начале музыкальной карьеры. Есть много версий происхождения этого слова, все они сходятся к тому, что это сокращение от английского Satchel Mouth (рот-кошелка, рот-рюкзак). Сам Армстронг в автобиографии писал, что это прозвище дали ему в детстве мальчишки, дразнившие его за большой рот. По другой версии, слово Satchel здесь означает меха — именно с ними ассоциировалась мимика Армстронга, играющего на трубе. Впрочем, Сачмо и Сэчелмаут — далеко не единственные прозвища Луи. В разное время друзья и поклонники называли его Гейтмаут, Диппермаут, Диппер, Попс…
3. Армстронг верил, что его карьера началась с пальбы из револьвера. В этом Сачмо признается на страницах своей автобиографии. Первые концерты Луи начал давать в 6 лет в черных кварталах Нью-Орлеана. Денег на первый корнет одолжила ему семья евреев-старьевщиков, нанявшая его в помощники. Играть на инструменте Армстронг учился самостоятельно — до тех пор, пока не угодил в исправительную школу для мальчиков. Дирижер ансамбля в исправительной школе дал Луи первые настоящие уроки музыки. Больше Армстронг нигде официально не обучался.
4. С самого начала Армстронг привык неправильно складывать губы и язык при игре на духовом инструменте. По мнению специалистов, именно эта «ошибка» позволяла Сачмо брать высокие ноты и извлекать исключительно чистый, мощный звук. Правда, уже в 50‑х годах музыкант стал испытывать из-за этого трудности: его верхняя губа оказалась сильно деформированной, и игра доставляла ему сильные боли.
5. Армстронг пытался сделать операцию на связках, чтобы избавиться от хрипотцы в голосе. Произошло это в середине 30‑х, в один из самых успешных периодов его карьеры. К счастью для меломанов всего мира, операция прошла безрезультатно. А с годами Армстронг в полной мере осознает важность своего уникального, низкого, хрипловатого тембра и до конца жизни оттачивает особую манеру пения, напоминающего игру на трубе.