Маленький юбилей «Театроника»
2017 год не стал исключением. В этот первый небольшой юбилей пятидневный фестиваль, который пройдет с 30 октября по 3 ноября, примет на сценах Харькова величайших актеров современности. Они, в свою очередь, дадут мощный импульс всем — простым зрителям, критикам, начинающим актерам-студентам и, конечно же, заслуженным и народным артистам Украины.
—Мы расширяем географию фестиваля, в Харьков приедут артисты из 8 стран, мы хотим, чтобы наши гости приезжали в Харьков и влюблялись в него. Наш фестиваль не конкурсный, а демонстрационный, своего рода ВДНХ театра. Пятый «Театроник» вобрал в себя весь лучший опыт проведения фестиваля за предыдущие годы, в том числе и новинки европейских направлений.
Что фестиваль грядущий нам несет
«Театроник» создавал и создает неповторимую атмосферу профессионального общения, творческого развития и интегрирует харьковский театральный процесс в европейский контекст. И к этому непрестанно стремятся учредители и организаторы фестиваля: Харьковский городской совет, Харьковское межобластное отделение Национального союза театральных деятелей Украины, Благотворительний фонд «Харьковский театральный центр», Творческое объединение KOLES TV, Театр «Ланжерон». Программа фестиваля охватывает 5 дней, зрителей ожидают спектакли на сценах Дома Актера и Еврейского культурного центра «Бейт Дан».
На фестиваль прибудет огромное количество почетных гостей.
Сергей Васильев — театральный критик, заслуженный деятель искусств Украины (2000), лауреат премии «Киевская пектораль» (1992), литературно‑художественной премии имени И. Котляревского (2000), премии Союза театральных деятелей Украины за театрально­критические статьи (1987), премии альманаха «Современная драматургия» (Москва) за лучшую публикацию года (1989), премии «Книга года» (2004), кавалер ордена «За заслуги» III степени (2008), заведующий отделом культурных стратегий, инициатив и технологий Института проблем современного искусства Академии искусств Украины (с 2007 года). С 1989 года ведет семинар по театральной критике в Национальном университете театра, кино и телевидения имени И. Карпенко­Карого, доцент (с 2003 года).
Валерий Чигляев — актер, режиссер, шоу­мен, лауреат международных фестивалей, заслуженный артист Украины.
Зарина Чигляева — продюсер, кинорежиссер.
Александр Бирштейн — известный писатель, поэт, публицист, драматург, член Всемирного клуба одесситов, автор более десяти книг и пяти пьес, спектакли по которым идут в театрах разных стран; лауреат премии «Сетевой Дюк» и премии им. К. Г. Паустовского.
Николай Свентицкий — Генеральный директор Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А. С. Грибоедова. Председатель правления Ассоциации деятелей русских театров зарубежья. Руководитель, организатор и координатор Международного российско­грузинского поэтического фестиваля. Член Театрального общества Грузии. Заслуженный деятель искусств РФ. Заслуженный артист РФ. Кавалер Ордена Дружбы (Россия).
О звездах театральной сцены подробнее
Ирина Мегвинетухуцеси — ведущая актриса театра имени А. С. Грибоедова, лау­реат премии имени К. Марджанившили выступит на фестивале. Она родилась в Харькове, окончила Харьковский институт искусств им. И. Котляревского, актерский факультет. Актриса раскроет свой талант перед зрителем в моноспектакле «Ангелова кукла» (Рассказы Эдуарда Кочергина). Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А. С. Грибоедова.
«Персонажи Кочергина — люди, оказавшиеся «на дне» в 1940‑е–1950‑е годы: беспризорники, нищие и проститутки, юродивые и калеки — инвалиды войны и трамваев, с культяпками рук и ног, а то и вовсе живые обрубки — «самовары». Бывшие герои войны, выброшенные на свалку жизни. Спектакль театра имени Грибоедова — первая попытка перенести прозу Кочергина на сцену… Ирина Мегвинетухуцеси здесь во всех ролях сразу. Но главная роль — это рассказчик, прошедший через мясорубку той жизни. Линия рассказа никогда не теряется, туда лишь вкрапливаются игровые эпизоды. И они отыгрываются не впрямую, а как бы отраженным светом. Все происходит не здесь и сейчас, а там и тогда. В этой стилистике вполне позволительны мгновенные перевоплощения актрисы, что она точно делает, не выпадая из заданного жанра. Чувство меры и вкуса — отличительная черта этого спектакля. Надо сказать, достаточно редкая в наши дни… Действует спектакль как ушат холодной воды. После показа на встрече с режиссером даже звучало забытое слово «катарсис». (Вера Церетели, театровед.)
Второй день фестиваля откроет Матеуш Новак моноспектаклем «Спереди и сзади», Люблин (Польша).
Действие монодрамы происходит приблизительно в XVIII веке в Польше накануне ее падения. В своей автобиографии Кароль Збищевский высмеивает политиков из боевых лагерей, духовенства, армии, не щадя ни короля, ни главного героя, автора «Возвращения могущественного». Высмеивает пьянство, лень, безрассудство, страсть к пустой фразе и жесту, преданность, политический пыл и другие пороки, все общество, в некотором смысле ответственное за поражение разделов.
Шоу представлено на международных театральных фестивалях в Албании, Армении, Чехии, Кувейте, Монголии, Словакии (четыре раза), Турции и Украине (пять раз) — В Харькове будет представлено в первый раз.
Актеры Киевского муниципального академического театра кукол Юлия Шаповал и Игорь Федирко покажут спектакль «Оскар». По определению режиссера Михаила Урицкого, он является философской притчей, инсценировкой романа «Оскар и Розовая Дама» французского автора, классика современной мировой литературы Эрика­Эммануэля Шмитта.
«Дорогой Бог, меня зовут Оскар, мне десять лет… Меня зовут Лысый, на вид мне семь лет, я живу в больнице из­за рака и никогда не обращался к тебе, потому что даже не знаю, существуешь ли ты», — пишет Оскар в своем письме к Богу.
Оскару не помогли ни пересадка костного мозга, ни химиотерапия. И никто, особенно его родители, не решаются сказать то, что он и так уже знает — он умирает. Бабушка Роза, старейшая среди «розовых» дама, посещает Оскара в больнице и становится для него близкой приятельницей. Она советует мальчику поиграть в игру: представить, что каждый из следующих двенадцати дней равен десяти годам его воображаемого будущего. Кроме того, Розовая дама предлагает обращаться к Богу и просить у него все что угодно. Принимая правила игры, Оскар каждую ночь пишет письма к Богу, рассказывает о своей жизни и, наконец, за 12 дней проживает насыщенную жизнь длиной в 110 лет. 14 чувственных, искренних, временами забавных и по­детски непосредственных писем неизлечимо больного ребенка к Богу касаются глубины души и, наконец, поднимают недетские вопросы философии бытия.
Спектакль — победитель театральной премии «Киевская пектораль­2015» в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучшее драматическое представление».
Одессит Александр Бирштейн проведет творческую встречу и расскажет о жизни одесского двора.
Александр Бирштейн — известный писатель, поэт, публицист, драматург, автор более десяти книг и пяти пьес, спектакли по которым идут в театрах разных стран.
Джазовый виртуоз Аркадий Готесман и Евгения Карпикова представят авторский проект «Монолог женщины», Вильнюс (Литва).
Монолог одной женщины, которой можешь оказаться ты…
Этот необычный проект родился благодаря синтезу двух эксцентричных художников — джазового виртуоза Аркадия Готесмана и молодой актрисы и писателя Евгении Карпиковой. Совмещая между собой элементы театра, перформанса и музыки артисты создают необычный мир в голове женщины, где есть место только для НЕГО и для НЕЕ.
Белорусская актриса Елена Дудич предстанет перед зрителем в моноспектакле «О Ромео и Джульетте… только звали их Маргарита и Абульфаз».
Спектакль­потрясение… Создан по рассказу писательницы Светланы Алексиевич, удостоенной в 2015 году Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».
Спектакль, в котором история о великой силе любви сталкивается с распадом самого понятия «человек». Геноцид армян в Баку… Ужасы погромов… Грабежи… Поджоги… Убийства… Берег моря стал свидетелем трагических сцен — родители теряют своих детей, брат — сестру, муж — жену. Может ли межнациональная ненависть стоять на пути у любви между армянкой и азербайджанцем?
Московский актер Владимир Жуков представит монодействие, фантазию по мотивам пьесы Алессандро Барикко «НОВЕЧЕНТО».
«Новеченто» — фантазия из музыки и слов. Как вы думаете, под какую музыку танцует Бог, когда его никто не видит? Итальянский драматург Алессандро Барикко считает, что это джаз. А актер Владимир Жуков из московского театра «Выпускники­Щукинцы» привез это знание нам вместе с моноспектаклем «Новеченто».
Монодействие, фантазия — так задумал ее режиссер­постановщик Вячеслав Терещенко — это повествование о судьбе гениального пианиста­самоучки, музыканта, ни разу не сходившего с океанского корабля, где его нашли младенцем. Это пронзительная, светлая история, «сотканная из музыки и слов.
Еще одно напутствие, этакое «Евангелие от Новеченто», гласит, что 88 черно­белых фортепианных клавиш — не предел, все мы играем свою мелодию жизни, а у жизни нет предела. «Этот спектакль — проза жизни, из музыки и слов».
Ивелина Сотирова (Болгария) предстанет на сцене Дома Актера в моноспектакле с дегустацией болгарского вина «Монолог одной гейши». Один взляд гейши может заставить мужчину забыть обо всем!
Спектакль создан по мотивам романа Артура Голдена «Мемуары гейши». Роман­сенсация, ставший абсолютным мировым бестселлером, покоривший миллио­ны женских сердец и положенный в основу одного из самых красивых и романтичных фильмов Голливуда! Искусство гейши — не обольщать мужчин, но покорять их… Гейша — женщина, одним взглядом способная заставить забыть обо всем самого искушенного представителя «сильного» пола.
Кульминационным, по мнению организаторов фестиваля, будет появление на харьковской сцене известной актрисы из Амстердама Фунды Мужд с авторским спектаклем Funda Draait Door («Фунда продолжает двигаться»).
В 2007 году она пережила серьезную аварию, которая приковала ее к инвалидному креслу. Фунда известна как комик, ведущая и актриса в художественных фильмах и телесериалах, представлена также Funda Draait в голландских театрах.
Валерия Жилина (г. Орел) выступит в моноспектакле по произведениям Марины Цветаевой «БЫЛИ СЛЁЗЫ БОЛЬШЕ ГЛАЗ».
Моноспектакль актрисы Валерии Жилиной — это признание в любви к автору и ее героям, это восхищение их талантом, мужеством, честностью.
Спектакль Валерии Жилиной «Были слезы больше глаз» стал лауреатом международных театральных фестивалей в Санкт­Петербурге, в Кишиневе (Молдова), в Ганновере (Германия), в Литве, на фестивале «Театральный дивертисмент» в Израиле. Дважды спектакль был сыгран в московском Доме‑музее Марины Цветаевой. А на орловском международном фестивале камерных и моноспектаклей спектакль режиссера А. Михайлова стал обладателем Гран­при.
На финише фестиваля харьковского зрителя ждет Валерий Чигляев в моноспектакле «Спектакль после спектакля».
После спектакля только начинается главное действо…
И вот в этом «разборе полета» обнаруживается важность деталей — взглядов, жестов, реплик. Без кого театр не театр — без режиссера или без актера? Или без осветителя? Или без зрителя? Что задумывалось, а что стало понятно? И кому? И зачем?..
На эти вопросы пытается ответить Валерий Чигляев в спектакле «Спектакль после спектакля», автором которого является участник фестиваля ТЕАТРОНИК­2015 Александрас Рубиновас из Литвы.