«Мало сольные» инструменты на концерте оркестра «Слобожанский»

16.05.2018 07:02   -
Автор:
Только за последний год в Харькове прошло несколько концертов Молодежного симфонического академического оркестра «Слобожанский» при участии известных музыкантов. «С нами выступали Аллин Власенко, Теодор Кучар, Даниил Австрих и Аркадий Шилклопер, — перечисляет директор оркестра Алена Еремина, — и как раз Шилклопер показал, что солировать могут инструменты, которые никогда солирующими не считались, как, например, валторна».
Однако деятельность оркестра не ограничивается сотрудничеством с именитыми музыкантами. «Мы стремимся открывать новые имена, воспитывать новые таланты, давать дорогу молодым дарованиям, — говорит художественный руководитель молодежного коллектива, народный артист Украины Гаррий Абаджян. — И в этом плане концерт очень показателен, ведь на нем состоялся дебют дирижера и сразу двух солистов».
Музыканты Алексей Николаенко и Владимир Рогоза — друзья детства. Вместе учились в музыкальной школе, потом в музыкальном училище, вместе оканчивали консерваторию по классу фагота. Сейчас Алексей работает в Днепровской филармонии, а Владимир — в МАСО «Слобожанский». В этот раз они дебютируют как солисты.
«Фагот обычно звучит в составе оркестра. Услышать соло для фагота можно нечасто, а для двух фаготов, вообще, крайне редко, — рассказывает художественный руководитель оркестра, профессор Гаррий Абаджян. — Его иногда даже называют «мало сольным» инструментом, в смысле мало солирующим. Фагот — инструмент, требующий от музыканта высокого профессионализма и мастерского исполнения. Но когда на нем солирует яркий талантливый музыкант, этот инструмент может доставить слушателям огромное эстетическое наслаждение, на нем можно играть музыку разного характера — от лирики до гротеска».
Дирижер концерта Игорь Соловей известен как музыкант-валторнист, выступавший в составе различных оркестров Украины, Франции и Германии. По окончании дирижерского факультета Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского он сотрудничал с симфоническими оркестрами Хмельницкого, Днепра и Донецка. В 1994—1996 годах Игорь Соловей работал в Молодежном академическом симфоническом оркестре «Слобожанский» в качестве оркестранта, и вот, более чем через 20 лет, состоялся его дебют перед харьковской публикой уже за дирижерским пультом.
В программе концерта, говорят его нынешние участники, — произведения, которые очень редко можно услышать на концертных площадках города. Это сочинения чешских авторов — «Концерт для двух фаготов с оркестром» Яна Ванхаля и «Симфония № 7» Антонина Дворжака, а также «Увертюра № 3» немецкого композитора Людвига ван Бетховена, считающаяся, по мнению некоторых музыковедов, «одним из величайших чудес симфонического искусства». По словам дирижера, Игоря Соловья, Седьмая симфония Антонина Дворжака исполняется намного реже его более известных Восьмой и Девятой симфоний, а уж когда это было в последний раз в Харькове, ему даже трудно припомнить. «Впервые я сыграл ее еще в Германии, в составе международного оркестра «Филармония наций» под руководством немецкого дирижера Юстуса Франца» — вспоминает музыкант — и вот теперь исполнил ее перед харьковской публикой вместе с Молодежным симфоническим, уже как дирижер. Это произведение отличается глубиной и драматизмом, и в то же время в нем присутствуют шуточные мотивы народного танца».
Еще одно выступление МАСО пройдет 18 мая. Это будет ставший уже традиционным вечер «Максим Розенфельд о Дунаевском», в котором известный харьковский экскурсовод и рассказчик познакомит публику с биографией великого композитора, связанного с Харьковом, а Молодежный академический симфонический оркестр «Слобожанский» сыграет его музыку.