Мы скрываемся за самыми различными масками — но не говорят ли они в итоге о нас больше, чем мы хотим скрыть?
Маска позволяет животным замаскироваться, а людям — заявить о себе. Маска — это погружение в игру. Это всегда диалог.
Так или иначе, но маска всегда — тайна.
Как появляется тайна — мы попробовали узнать, говоря:
—о персонах‑масках Античности;
—о Венецианском карнавале и масках комедии дель арте;
—о создании масок в социуме и социальной сети;
—о том, как маска помогает нам слиться с обществом и отделиться от него;
—о том, как маска обезличивает нас — и делает личностью;
—о финальной черте, за которой ждет самая последняя — посмертная маска.
Об этом и другом мы поговорили с Юлией Таглиной — культурологом, биологом, мамой, кандидатом философских наук. И это, по её признанию, далеко не все её маски.
Древняя Греция в объективе
В Греции издавна были популярны празднества в честь бога пьянства и пира — Вакха, так называемые Вакханалии. В эту же нескучную компашку затесались и сатиры, а также трагосы, что в переводе с греческого означает козёл.
Вот теперь и вы знаете, почему трагедия называется трагедией и откуда растут её козлиные ножки. Из той же оперы богини драмы и комедии — Мельпомена и Талия. Их маски являются символом театра.
Маска позволяет нам зазвучать!
Всем маскам свойственны отверстия — персонаре. Раньше театры конструктивно представляли собой амфитеатры, причём последние ряды могли располагаться очень высоко. Поэтому одной из функциональных особенностей масок в театре была возможность быть услышанными.
То есть маска позволяет зазвучать! Это в театре, но тот же принцип используется и в жизни. В жизни маска позволяет быть принятым. Но не все в Греции надевали маски. Политики, например, категорически от этого отказывались. А под маской очаровательной женщины из Эллады мог оказаться не менее очаровательный молодой человек.
Римская масленица
И всё же Древняя Греция закладывает основной фундамент масочных традиций. И оттуда они переходят в Рим. В конце декабря там проводились празднества — сатурналии (на зимнее солнцестояние).
Во время сатурналий происходили карнавалы, которые не обходились без масок.
Также, в период сатурналий, рабы тоже получали право надевать маски и могли вытворять всё, без риска быть наказанными, конечно же, в рамках закона.
В Риме была целая плеяда масок. Самой почитаемой считалась Баута. Это была любимая маска Казановы и многих аристократов. Она имеет характерный выступ вперед и позволяет изменить не только лицо, но и голос. Ещё одним примечательным экземпляром была шикарная маска Венецианской дамы. Это женская маска. Но за ней мог скрываться и обаятельный мужчина. И Маретто, — с небольшим придыханием продолжила повествовать лектор, — иначе эту маску называют «отрада мужей». Считается любимой маской мужчин. И всё почему? Все очень просто. Креплением этой маски является небольшой брусочек, который необходимо взять в рот, чтобы переоблачиться. Соответственно, нужно будет постоянно молчать. «Внешность — не главное, главное — уметь хранить молчание».
Иметь наглость Мьяги
Мьяга – это ещё один примечательный экземпляр. Альтернативное название – маска кота. Маска гомосексуалистов. Надевая эту маску, человек мог вести себя очень вальяжно. У итальянцев даже зародилось выражение – «иметь наглость мьяги», означающее хамское поведение.
Маска Вольта — это маска гражданина
И очень важная маска, особенно для периода эпидемии средневековой чумы, – Маска Доктора Чумы. Её носили врачи. Вовнутрь добавляли эфирные масла (это позволяло не чувствовать трупного запаха и имело дезинфицирующий эффект). Образ Доктора Чумы таков – маска с продолговатым носом и длинная трость (чтобы проверять, жив «пациент» или уже успел отдать Богу душу).
Маска Коломбины
Это маска для самых красивых женщин, которые не хотели скрывать своё лицо полностью.
Тему масок в дальнейшем усовершенствовал театр комедии дель арте – профессиональный итальянский театр, который, по сравнению с римским, признавал их.
Комедия дель арте – это всегда импровизация. И в ней появились маски Арлекина, Пьеро, Коломбины, Кавелло, Бричелло, Капитана и других. Маски видоизменялись не только внешне, трансформировалось и их значение. Если Арлекин первоначально был отрицательным персонажем, то становится он романтичным положительным героем. Пьеро, в зависимости от сюжета, мог быть несчастным влюбленным или рогоносцем, если Коломбина была его женой и изменяла ему.
Какие бы маски ни были и каким бы ни был сюжет пьесы, неизменными оставались два факта: актёр мог выбирать только один раз в жизни свои маску и роль, и на протяжении всей жизни играть её. И второе: только маска давала возможность войти в игру.
Так всегда и в жизни. Снимая маску, мы выпадаем из игры. Разновидностью современной маски является «аватар» в социальных сетях, который позиционирует нас и даёт возможность составить первое впечатление. Улыбка – это тоже маска. Она даёт возможность больше скрыть, чем показать. Однако есть отличный лайфхак: дайте человеку возможность надеть маску, и он расскажет вам больше, чем вы могли бы подумать.
© Ксения Фарафонова.
Фото: Иван Зубрицкий, http://im-ho.com.ua