Мастер эпизода
1 марта исполнилось бы 80 лет замечательному артисту, непревзойденному мастеру эпизодических ролей — Бориславу Брондукову.
В каждом фильме, будь то «Афоня» или «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», Брондуков умел предстать в новом амплуа. Борислав Николаевич обладал редким даром — вкладывать в одну фразу или жест все многообразие личности своего героя. Этого неповторимого актера называли королем эпизода, вторым после Чаплина грустным комиком. Несмотря на яркое комедийное амплуа, его глаза всегда оставались серьезными и печальными. Он был украшением любого фильма…
Первые роли
Борислав Брондуков родился 1 марта 1938 года в селе Дубовая неподалеку от Киева.
Его отец был русским, а мама — полькой, и она хотела назвать новорожденного мальчика Болеславом, но когда родители пришли регистрировать младенца, чиновники отказались записать такое имя, так как у них не было его в списках. В результате в свидетельстве о рождении было записано другое имя — Бронислав, но когда позже Брондуков стал сниматься в кино, он изменил свое имя и стал Бориславом.
Окончив в 1960 году в Киеве строительный техникум, Борислав Брондуков пошел работать прорабом на стройку, позже перешел на завод «Арсенал» и участвовал там в самодеятельности, где пел, танцевал и играл в народном театре. Его выступление увидел ректор Театрального института имени Карпенко-Карого Николай Заднепровский, и предложил Брондукову поступить в его институт. В 1961 году Брондуков подал туда документы, но в приемной комиссии ему ответили: «Знаете, с такой внешностью, как у вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься». Брондуков обиделся и хотел уйти, но в комнату зашел Заднепровский и сказал: «Вы чего его гоните?! Да он знаменитым артистом станет! Я видел, как он в заводском народном театре играет. А ну-ка берите у него документы!». После чего Борислав сдал экзамены с первого раза.
Уже в 1962 году Брондуков снялся в фильме Сергея Параджанова «Цветы на камне», но первая роль не принесла актеру заметного успеха. А в 1965 году, окончив театральный институт, Борислав начал работать актером на Киевской киностудии имени Александра Довженко, и после нескольких эпизодических работ снялся в 1968 году в фильме Леонида Осыка «Каменный крест», где сыграл вора, забравшегося в нищую хату старого крестьянина. За эту роль Брондуков получил диплом III Всесоюзного кинофестиваля, и она стала единственной трагической ролью в его творческой карьере. В 1970‑е годы Брондуков сыграл ряд эпизодических ролей в фильмах «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса» и «Шаг с крыши», а также был отмечен публикой в фильме режиссера Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» и в фильме режиссера Сергея Микаэляна «Премия». Эти работы Борислава Брондукова в кино быстро завоевали признание зрителей.
Личная жизнь
В начале 1960‑х годов Брондуков женился. Его супруга училась в Ленинграде в политехническом институте на звукооператора, но вскоре после свадьбы Борислав узнал, что его жена психически больна, и развелся. А в 1969 году познакомился со студенткой театрального института по имени Екатерина, и повторно женился. Екатерина Петровна Брондукова позже рассказывала: «Мы познакомились, когда мне было 18, а ему 31. Вместе с моей подругой Людмилой Борисовой, подбивавшей меня поступать в театральный, мы провожали в аэропорту «Жуляны» известного актера Ивана Миколайчука. Он приехал с Брондуковым. Тот нес чемоданы, и я решила, что это носильщик; актера в нем не заподозрила. Пока Люда говорила с Иваном, я сидела на лавочке. Боря ко мне тесно так придвинулся и… стал заигрывать, причем он был явно подшофе. А я думаю: «Боже! Пьяный, старый, как он смеет так себя вести?» В возмущении говорю: «Люда, забери меня от этого дядьки!» А она: «Да ты знаешь, кто он такой? Это хороший актер, он тебя подготовит в театральный лучше, чем я». На следующий день мы встретились и пошли на склоны Днепра — репетировать… В итоге я вышла за него уже в конце первого курса… Поначалу мне просто было с ним интересно, как, впрочем, и со всей их артистической компанией. Все ребята — зрелые, умные, талантливые; Боря среди них — первый шустряк и балагур… А душевные качества я разглядела уже потом. Он был очень заботливым. Никогда не дарил цветов, зато старался как следует накормить. Помню, когда впервые пригласил в гости, наварил сосисок, картошки, салат нарезал. Но потом, видно, понял, что сосисками девушку не обольстить, и стал водить меня в рестораны. Кстати, сам он готовил отлично».
У Борислава и Екатерины Брондуковых родились двое сыновей — Богдан и Константин. Жене со всех съемок Брондуков обязательно привозил подарки, несмотря на то, что в жизни Брондуковых всегда хватало трудностей и часто безденежье не позволяло полноценно содержать семью. Тем не менее Борислав был настоящим заботливым отцом семейства, сам чинил обувь жене и сыновьям, шил брюки и сумки, а когда в девяностые годы семье дали квартиру в центре Киева, он своими руками оборудовал в ней кухню и сделал шкаф-купе.
Афоня
В 1975 году Брондуков сыграл в комедии Георгия Данелии «Афоня», и сразу после выхода фильма стал знаменитым. Не многие знают, что в этой картине Брондуков мог сыграть главную роль. Поначалу фильм собирался снимать на киевской студии имени Довженко друг Брондукова Леонид Осыка, который планировал взять Борислава на роль Борщова. Но вскоре было принято решение о съемках картины на «Мосфильме», а режиссером стал Георгий Данелия. Знавший Брондукова сценарист Александр Бородянский уговорил Данелию пригласить Борислава на эпизодическую роль алкаша Федула, которая содержала всего одну реплику. Однако после проб Данелия буквально влюбился в актера, и в результате обсуждения образа роль разрослась до нескольких сцен. Перевернув вверх дном всю костюмерную «Мосфильма», Брондуков так и не нашел подходящий костюм, и снимался в старом свитере самого Данелии, который тот нашел у себя на даче.
Позже Георгий Данелия рассказывал: «Самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл Борислав Брондуков. В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съёмок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актёр, что без него съёмки сорвутся, — швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов! Брондуков настаивал. Швейцар пригрозил, что вызовет милицию. И вызвал бы, но тут на улицу выглянула моя помощница Рита Рассказова. «Борислав Николаевич, вы здесь?!» — обрадовалась она. — «А там паника: куда актёр делся?!» — «Неужели он и вправду артист? Надо же!» — удивился швейцар. А позже, когда снимали «Слезы капали» в Ростове (ярославском), в гостинице я у себя в номере вдруг услышал, что кто-то в ресторане поёт французские песни. Я спустился. Была поздняя осень, народу в ресторане было мало. На сцене с микрофоном в руке Брондуков пел песню из репертуара Ива Монтана. И это был уже не доходяга и алкаш Федул, а элегантный, пластичный и обворожительный французский шансонье. Жаль, что эта грань его таланта так и осталась нераскрытой».
Успех
В 1976 году Брондуков снялся у режиссера Эмиля Лотяну в картине «Табор уходит в небо» и в комедии режиссера Виталия Мельникова «Женитьба» по пьесе Гоголя. Удачной была роль Брондукова и в еще одной комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», а также он с большим успехом снялся у Эльдара Рязанова в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж» и «Жестокий романс». Комедийный талант Брондукова проявился в фильмах «Смотри в оба», «Раз на раз не приходится» и «Зелёный фургон», в котором он прекрасно справился с ролью милиционера Грищенко. Кстати, на роль Грищенко режиссер фильма Александр Павловский даже не пробовал актера, а просто ему позвонил и пригласил на съемки.
«Я побаивался его, потому что ходили слухи, что он тяжелый в работе, но все равно никого другого нет, а есть Брондуков, — вспоминал Александр Павловский. — Но якобы «сложный в работе» Брондуков оказался застенчивым на съемочной площадке и безудержным шутником вне ее. При том, что сам Брондуков говорил с легким украинским акцентом, над характерным говором Грищенко специально работали — Борислав вместе с режиссером составляли словарный запас старшего милиционера буквально по слову: в нем должны были быть украинские выражения, но ровно столько, чтобы их поняли остальных советские зрители.
Образ милиционера Грищенко позорит честь советской милиции, а режиссеру Павловскому вообще нужно запретить что-либо снимать — такие фразы звучали не где-нибудь, а на съезде кинемотографистов СССР. Слишком уж настоящим и достоверным вышел в исполнении Брондукова простоватый и трусоватый старший милиционер Грищенко. Режиссера «Зеленого фургона» всерьез собирались лишить права постановки.
Это уже потом, после выхода фильма на экраны, груда благодарственных писем от зрителей расставит все точки над «і». Окажется, что за обаянием Брондукова зритель вообще не осознал, что милиционер Грищенко — отрицательный персонаж. Где уж тут говорить об опороченном образе, если старший милиционер — само обаяние…»
Жизнь на грани
В 1980‑е годы Брондуков сыграл одну из самых запомнившихся зрителям ролей — инспектора Лестрейда. В знаменитый се­риал о Шерлоке Холмсе Борислав Николаевич попал благодаря Алле Демидовой, которая обратила на Брондукова внимание своего мужа, являвшегося одним из авторов сценария сериала. Брондукова пригласили на семейные посиделки, где присутствовал режиссер Масленников, который сразу сказал: «Боренька, ты нам очень подходишь, но вот речь… Не очень она у тебя «английская». Извини, но мы тебя переозвучим». В результате Лестрейд заговорил в фильме голосом актера Игоря Ефимова. Но Брондуков всегда был рядом с Ефимовым в студии озвучания и подсказывал, как лучше произнести ту или иную фразу.
Позже Брондуков сыграл эпизодические роли в картинах «Спортлото‑82», «Мы из джаза» и «Опасно для жизни», но появляясь в фильмах даже в небольших ролях, он неизменно вызывал улыбку зрителей. Сам Борислав Брондуков очень любил своего героя, механика Лыкина из подзабытого сегодня фильма режиссеров Эльдора Уразбаева и Владимира Мартынова «Смотри в оба!»
Актер очень точно угадывал и выражал характер современников, работал, не щадя себя, и постоянно переезжал на съемки из города в город. Он снимался в Москве, Киеве, Одессе и Ленинграде, бывал дома пару месяцев в году и практически не отдыхал, в результате чего у него случился первый инсульт. Это был 1985 год.
После лечения артист справился с болезнью, но ему стало тяжело произносить текст, и поэтому более тридцати ролей, сыгранных позднее 1985 года, часто снова озвучивал Игорь Ефимов или украинский актер Анатолий Юрченко. А в 1993 году у Брондукова случился второй инсульт.
В последний раз на экране Брондуков появился в 1997 году в картине «Хиппиниада, или Материк любви».
После четвёртого инсульта в1997-м он не разговаривал и не вставал с кровати. Его, как и прежде, выхаживала жена.
После растянувшейся на десять лет болезни, Борислав Брондуков умер 10 марта 2004 года, на 67‑м году жизни. Актёр был похоронен на Байковом кладбище Киева.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА