Мастера театра о таинстве воплощения Снежной Королевы

28.10.2015 07:34   -
Автор:
Побывав на репетициях, где в условиях совсем не сказочного, но оттого не менее ледяного королевства, «репзала» трудится вся балетная труппа театра под руководством репетиторов — заслуженной артистки Украины Валентины Марковой и Нины Сильвестровой — мы поговорили о готовящемся новационном спектакле с его постановщиками, а также с исполнительницами центральных партий.
Спектакль ставит приглашенная из столицы заслуженная артистка Украины Алла Рубина — главный балетмейстер Национального русского драматического театра им. Леси Украинки:
— Работа над «Снежной Королевой» в харьковском театре оперы и балета — во многом экспериментальная, призванная ввести театр в контекст современной европейской постановочной эстетики.
Я предпочитаю сама создавать инсценировку известного литературного произведения, которое воплощаю в балете, — это уже является залогом оригинальности. Как автор либретто я не стремилась кардинально изменять сказку, поскольку ее потенциальный зритель — дети, а им пока что неизвестны оценки истории Кая, Герды и Снежной Королевы с точки зрения серьезных философов и теологов.
Мы не замыкаемся в рамках одной манеры танца и даже ввели в канву сценического действия такого персонажа, как автор, или голос сказки. Он будет существовать в пантомимическом рисунке роли. Все, что мим будет отыгрывать в пластической партитуре, маленькие зрители смогут параллельно услышать и в голосовом эквиваленте — основные сюжетные перипетии будут озвучены профессиональным драматическим артистом. Для гастролей за рубеж монологи мима будут записываться на языке соответствующих стран.
Люблю высвобождать в постановке как эпические, лирико-романтические, так и острохарактерные грани, вообще очень люблю юмор в балете. Тем более что сказка Андерсена дает для этого большое пространство — тут есть и такие гротескные персонажи, как Ворон и Ворона, разбойники, и необыкновенно колоритная с точки зрения этнографии эскимоска, и фантастические существа тролли.
Однако главной остается линия романтическая, линия спасения души, дружбы и любви. И это роднит нашу модерную постановку на музыку современного композитора — киевлянина А. Шимко с магистральной традицией классических балетов. Ведь тема спасения любви, расколдовывания от злых чар свойственна и «Лебединному озеру», и «Спящей красавице»…
Создавая этот спектакль, многому обучаемся сами. В премьерном спектакле «Снежная Королева» впервые в харьковском национальном театре предпринимается попытка соединить реальную пластику, танец, драматическое действие с современными мультимедийными технологиями. Важно найти не просто удобные и эффективные переходы из одного измерения действия в другое, но ту «золотую середину» между условностью и натуралистичностью, которая позволит высокотехнологическому действу в основе своей оставаться театром, храмом духовности.
Главный художник театра, заслуженный художник Украины Надежда Швец:
— Образ зеркала, по сказке Г.-Х. Андерсена, разбитого на миллиард осколков, один из которых попал Каю в глаз, а другой — в самое сердце, несет в сценографии спектакля главную образную нагрузку. Вместе с тем зеркало — это и вход в другое измерение, ворота в потусторонний, ледяной мир величественной властительницы северного сияния Снежной Королевы.
Еще один образный лейтмотив — цветы. Цветение человеческой души — неоднократно… Цветы в бедном, но честном жилище Герды и Кая существуют в реальности. Цветы Колдуньи — иллюзия, обман. Цветы Снежной Королевы — кристаллы, будто узоры на морозном окне или на богатом надгробии, цветы потустороннего мира. Однако все они прекрасны, все часть Пути… Его преодолевает Герда в поисках украденного у нее Кая. В нашей постановке конфликт между живым горячим сердцем и величественной ледяной подделкой реализуется в постоянной битве сущностей цветения!
Для меня, как для художника, история Кая и Герды — это будто миф об Орфее и Эвридике. С той разницей, что в сказке главной является Герда, и финал отличается от мифологического оптимизмом.
При создании эскизов к костюмам я продолжала развивать образность, которая излучается героем изнутри. Для меня разгадать в костюме сущность персонажа — как будто прорастить в раковине драгоценную жемчужину…
Партию Герды репетируют две юные и одаренные солистки театра: Кристина Кадашевич и Елена Шевченко и ведущая солистка, лауреат международных конкурсов в номинациях танцовщица и балетмейстер, обладательница государственной премии им. П. Вирского — Антонина Радиевская, которой мы и предоставляем слово:

— Когда балет рождается прямо в театре, каждому из нас, исполнителей центральных партий, предстоит задача — стать сотворцом наравне с постановщиком. Для меня Алла Рубина не только балетмейстер-постановщик, но еще и учитель в моих собственных балетмейстерских пробах. В работе над «Снежной Королевой» она ставит цель, а вот свое ощущение протекания образа должны предложить мы сами. Казалось бы, положительных образов в балете мною уже создано и прожито достаточно, так чем же сложна Герда? Ее нужно воплотить в спектакле по-детски чистой, целостной. Значит, мне нужно возвратиться к себе изначальной, идеальной и откровенной, какими мы все были в детстве. Я даже за дочкой своей стала подсматривать (ей два года и четыре месяца — Герда намного старше, но у обеих детская психофизика) — как она обнимает, как она реагирует на мир…
На репетициях Рубина беспощадна к малейшей фальши, к театру «представления». Она насквозь видит, когда ты еще не тверда в своем понимании героини, обозначаешь что-то формально: «Я не верю, у тебя в душе нет сейчас доброты!» Так Алла Давидовна учит нас театру «переживания» в балете. Даже при том, что в самой технике танца есть еще до конца не ясные мне самой аспекты пластической трактовки Герды, главная характеристика этой стойкой, глубоко религиозной девочки — постоянство. Музыка в балете захватывающая, непривычная (мы привыкли к балетной классике, где господствует мелодия), очень сильная энергетически. Когда я впервые услышала тему выхода Снежной Королевы, у меня похолодело в душе — в ней ощущается могущественный, металлический, стальной блеск! Дирижер-постановщик спектакля Дмитрий Морозов, а он потрясающе умеет работать с артистами балета, он чувствует движение, внутренне «протанцовывает» с нами весь спектакль за пультом.
Загадка героини для меня даже в сокровенной природе чувства Герды к Каю. Временами она сестра, временами верная подружка, а порой защищает и борется за него, как может только мать!
На противоположном полюсе спектакля — могущественный враг Герды — Снежная Королева. В ее партии предстанут заслуженная артистка Украины Ирина Клюева и лауреат престижных международных фестивалей и государственной премии им. П. Вирского, ведущая солистка балета театра Алена Шевцова, с которой нам удалось пообщаться на тему ее образа: — С Аллой Рубиной мне посчастливилось сотрудничать уже в третий раз. Ее первая постановка в ХНАТОБе — «Весна священная» на музыку И. Стравинского принесла нашей труппе признание и переполненные залы не только на родной сцене, но и в странах Западной Европы. Второй спектакль — «Колесо Фортуны» — в прошлом году с триумфом побывал на гастролях в Бельгии. Третьей работой, которая готовится в настоящий момент, уже тоже заинтересовались прокатчики из Европы. Там, где Алла Рубина, гарантированный успех! Она учит нас, опытных солистов балета, по-новому смотреть на профессию. Рубину всегда интересует драматургия, и для нас находится сложная актерская работа.
О «Снежной Королеве» могу сказать уже сейчас, что на уровне с сюжетом, легко доступным для детей, в ней будут пантомимические философские сцены, которые станут интересными, скорее, для взрослых. Интересно, что даже от нас, исполнителей главных партий, Алла Рубина пока что держит в тайне развязку балета — это интрига внутри нашей постановки.

Хореография в балете, который создается на серьезную симфоническую музыку, на мой взгляд, является неоклассической. Однако у нас возникла идея подать саму ледяную властительницу как образ на пуантах. Снежная Королева — образ фантастический, образ ледяной остроты, высоты и совершенства, непостижимый для простых смертных, которые твердо ступают по земле.
В самой сказке Андерсена ее характеризуют как идеальную, сияющую красоту, сотканную изо льда, величественное платье образует «кружево» снежинок, но глаза Королевы — синие, лучистые, живые, и в этом ее загадка, а для меня подсказка внутреннего конфликта героини.
Партия Снежной Королевы трудна, содержит в себе головокружительные поддержки и прыжки. Потому костюм должен не мешать легко исполнять такую партитуру. Продолжая развивать внутренний конфликт Королевы, Н. Швец визуализировала его в контрасте царственного белого (цвета слепящей величественной мерзлоты) с синим (пульсирующим, живым, мерцающим) в цветах платья и короны Королевы.
Для меня, как для актрисы балетного спектакля, снежная властительница для самой является не до конца постижимой. Я ощущаю ее не как персонаж, а как субстанцию, фатумную силу. Очень интересно играть такую роль, но как же трудно! Надеюсь, зрителей наша работа захватит так же, как и меня!