"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Мечты сбываются

Олег Басилашвили появился на свет 26 сентября 1934 года в семье интеллигентов, известных филологов. Отец — Басилашвили Валериан Ношреванович — был директором Московского политтехникума. Мама Олега Басилашвили — Ильинская Ирина Сергеевна — автор «Словаря языка Пушкина». Дед знаменитого актера — Ильинский Сергей Михайлович был известным архитектором храмов.
Свое детство Олег провел в Москве. Еще ребенком он мечтал о театре: «Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика — гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?». До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича — тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, — мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал — вот какой я был странный человек! — думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там, на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное».
Учеба и первая любовь
Мечта юного Басилашвили сбылась, он поступил в школу-студию МХАТ. Курс, на котором учился Олег Басилашвили, был одним из сильных. Вместе с Олегом учились будущие прекрасные актеры: Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Татьяна Доронина. Татьяна поражала мужские сердца своей красотой, умом, обаянием. Девушка была слишком горда, чтобы кого-то пускать в свое сердце. Лишь Олег Басилашвили смог растопить его. У студентов закрутился бурный роман, который завершился свадьбой. Педагог Иван Тарханов вспоминал: «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире. Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!». После окончания школы-студии Доронину пригласили в несколько театров. Басилашвили, который тогда не успел зарекомендовать себя как хороший актер, позвал только Сталинградский драматический театр. Ради мужа Татьяна Доронина отказалась от всех предложений и уехала вместе с супругом. Прожили они там совсем мало. Роли не предлагали, перспектив роста молодых актеров не было. Тогда режиссер театра отпустил семейную пару, и они уехали жить и работать в Ленинград.
В северной столице Доронина и Басилашвили устроились в Театр им. Ленинского комсомола. Но через три года Татьяну заметил худрук БДТ и пригласил на работу к себе. Актриса выдвинула свое условие, чтобы ее мужа тоже зачислили в труппу театра, и дали ему роль в первой постановке. Условия Татьяны Васильевны были приняты. Но все-таки после восьми лет совместной жизни, супруги развелись. Олег Басилашвили рассказывал: «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет».
Но актером БДТ Басилашвили остается до сих пор. Здесь он сыграл более 40 ролей, среди которых Прозоров в «Трех сестрах», Войницкий в «Дяде Ване» Антона Чехова, Хлестаков в «Ревизоре» Николая Гоголя, Серпуховской в «Истории лошади» Льва Толстого, Джингль в «Пиквикском клубе» по Чарльзу Диккенсу, Креон в «Антигоне» Жана Ануя.
В текущем репертуаре театра актер занят в спектаклях «Копенгаген» Майкла Фрейна (Нильс Бор), «Квартет» Рональда Харвуда (Уилфред Бонд), «Дядюшкин сон» Федора Достоевского (Князь К), «Лето одного года» по пьесе Эрнеста Томпсона «На Золотом озере» (Норман Тэйер).
Устроилась вновь и личная жизнь артиста: второй женой Басилашвили стала молодая журналистка Галина Мшанская (их знакомство произошло на телевидении). У Галины тогда отбою от женихов не было, и безвестному актеру добиться ее расположения было нелегко. Однако Басилашвили оказался настойчивым, и она все-таки вышла за него замуж. В этом браке родились две девочки — Оля и Ксения.

Я испытываю ностальгию по работе на «Мосфильме», по своей молодости, по своим родителям, по своему детству. Конечно, хотелось бы быть моложе, опять очутиться студентом, опять работать с Рязановым, Данелия, Швейцером. Но, к сожалению, время берет свое, все меняется.

Работа в кино
В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста».
На счету актера множество разнохарактерных ролей, продемонстрировавших его широкий творческий диапазон. В картине «Живой труп», поставленной Владимиром Венгеровым по повести Л. Н. Толстого, Басилашвили создал интересный образ Каренина. Среди режиссеров, с которыми работал актер, можно назвать Михаила Швейцера, Семена Арановича, Карена Шахназарова, Анатолия Бобровского, Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, но наибольший успех сопутствовал ему в фильмах, поставленных Георгием Данелия и Эльдаром Рязановым. И сыгранные у этих режиссеров роли стали лучшими в творчестве Олега Басилашвили — Самохвалов в комедии «Служебный роман», граф Мерзляев в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Рябинин из «Вокзала для двоих», Андрей Бузыкин в «Осеннем марафоне», Горюнов в «Предсказании».
Конец 70‑х — начало 80‑х были самым звездным временем Олега Басилашвили в кино. Первой работой, после которой Басилашвили стал по-настоящему знаменит, была роль Самохвалова в комедии Э. Рязанова «Служебный роман» (1977). За внешней благопристойностью и импозантностью его героя кроется трусливый и подлый человек.
Кстати, Басилашвили мог сыграть у Рязанова раньше — в комедии «Ирония судьбы или С легким паром!» (1975). Олег Валерианович должен был играть Ипполита. На него даже уже сшили костюм и отсняли несколько эпизодов. И тут у Басилашвили случилось несчастье — умер отец. Из-за этого он отказался от съемок. И Рязанов вынужден был заменить Басилашвили на Юрия Яковлева.
Следующим успехом была роль петербургского чиновника по особым поручениям Мерзляева в фильме Э. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» (1980). Чиновник затевает интригу, чтобы проверить благонадежность в гусарском полку. Низкий и подлый Мерзляев сталкивается с благородством и достоинством гусаров и актеров.
Наконец в 1982 году Олег Валерианович снимается в мелодраме Рязанова «Вокзал для двоих». Фильм отличен от других работ Рязанова тем, что тут, скорей, больше слез, чем смеха. Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда Платон Рябинин (Олег Басилашвили), музыкант по профессии. Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он жертва не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия. Он пойдет в тюрьму за преступление, которое не совершал. Дуэт Басилашвили — Гурченко в этом фильме просто великолепен. Именно после этой работы Олег Валерианович постоянно называл Людмилу Гурченко любимой актрисой.
Сыграв в кино немало похожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, неизменно оставаясь самим собой. Всегда располагающая внешность, подкупающая мягкость и легкие иронические нотки. Он является не только исполнителем, но и создателем своих ролей, соавтором и сорежиссером.

Олег Басилашвили: «Я никогда не шел на то, что мне не нравится. Есть фильмы, где я плохо играю. Вот там стыдно. Ну, не вышло. Но таких — мало. Я всегда снимался в фильмах, которые были мне интересны».

В новом веке
После вынужденного простоя, вызванного кризисом отечественного кино, Басилашвили вновь вернулся на экран в конце 90‑х. В 1998 году он снялся в сатирической комедии «Судья в ловушке» по Генри Фильдингу — первом российском фильме, снятом с помощью компьютерных технологий. Никаких декораций, все создавалось на компьютере. Реальный людный Лондон — на самом деле виртуальная реальность. И если сегодня этим вряд-ли кого-то можно удивить, то для тех лет это был настоящий прорыв. К сожалению картина осталась незамеченной зрителями.
Зато другая работа актера — роль Шефа мафии в сериале «Что сказал покойник», поставленном по одноименному детективу Иоанны Хмелевской, вызвала среди зрителей живейший отклик.
В 2001 году Олег Басилашвили снялся у Карена Шахназарова в фильме «Яды, или Всемирная история отравлений». Это своеобразная энциклопедия об отравителях, отравлениях и в нашей сегодняшней жизни, и в глубине веков, с древности. Там он играет одновременно пенсионера Прохорова и Папу Римского Александра шестого — Борджиа. Лента получила «Гран-при» на фестивале Кинотавр.
Среди других работ актера в начале нового века можно отметить роли профессора Федорова в фильме «Романовы — венценосная семья» (2001) и Прохоренко в сериале «Бандитский Петербург».
В 2003 году на экраны вышел десятисерийный телевизионный фильм режиссера Владимира Бортко «Идиот» по одноименному роману Достоевского. В этом фильме Басилашвили сыграл генерала Епанчина, который всем сочувствует, но никак не может постичь, что же происходит вокруг. Перед началом съемок Олег Валерианович попал в аварию. Врачи определили перелом тазовой кости и ребер. Басилашвили уже хотел отказаться от роли, однако Бортко твердо заявил, что рассчитывает на него. Воодушевленный актер приступил к съемкам даже не дождавшись полного выздоровления. Но это не помешало ему отлично справиться с поставленной задачей.
Среди последних киноработ Олега Басилашвили — роль Воланда в сериале «Мастер и Маргарита» (2005), а игра в фильмах «Ленинградец. Чужая жизнь» (2006), «Сонька Золотая Ручка» (2006), «Ликвидация» (2007), «Большой вальс» (2008), «Не думай про белых обезьян» (2009), «Марево» (2009), «Демон и Ада» (2010), «Свадьба. Дело. Смерть» (2010), «Вербное воскресенье» (2010), «Полонез Кречинского» (2010) и др.
* * *
—Я не хочу, чтобы мне что-то желали, а вот, что я хочу пожелать. В первую очередь, счастья и здоровья своей семье, своей жене Гале, с которой мы живем уже 50 лет и живем, по‑моему, любя друг друга. Своим детям Ксюше и Оле, моим внукам Маринике и Тимофею. Чтобы все у них было хорошо, чтобы они стали нормальными, порядочными людьми, потому что дочери уже достигли этой планки порядочности.
Во-вторых, хочу поблагодарить судьбу за то, что она меня свела с такими актрисами и актерами, у которых я много позаимствовал и учился. Алисе Фрейндлих, с которой мы играем несколько разных премьер, и, так получается, что мы все время вдвоем работаем. Скоро и у нее юбилей тоже, поэтому желаю ей много ролей, до которых она безумно жадна, дай Бог, ей как можно больше сыграть! И Люсю Гурченко, царствие ей небесное, тоже бы надо вспомнить сегодня. Потому что я от нее тоже почерпнул очень много хорошего, уроки, которые она мне давала в нашей работе над фильмом «Вокзал для двоих», я никогда не забуду. А также всем моим партнерам, у которых я учился с большой благодарностью. Вот, чтобы я хотел сказать в свой день рождения!
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА