Мгновения Вячеслава Тихонова
Сам Вячеслав Тихонов признавался, что самой любимой его ролью была роль Матвея Морозова в фильме «Дело было в Пенькове».
«С этой роли и с этой картины начался и я как актер, и моя дружба со Станиславом Ростоцким (режиссером фильма «Дело было в Пенькове». — Прим. ред.), и все остальное. Это был для меня старт, я понял, что из себя представляю и чисто внешне, и внутренне. Меня же сначала не утвердили на роль деревенского парня. Сказали, что моя внешность не типична. И был утвержден Сережа Гурзо. Он даже две недели снимался. Со мной простились: «Извини, в будущей картине, может быть, встретимся…». Было грустно, конечно, расставаться с мыслью об этом парне. Ведь я его очень хорошо «знал». Но неожиданно через две недели мне позвонили и вызвали на съемку. Что интересно, когда фильм уже выпустили, те же люди, которые говорили, что я не фотогеничен, утверждали: «Очень похож», — рассказывал актер.
Роль тракториста Матвея принесла Тихонову зрительское признание и востребованность в качестве актера, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: тихим, неприметным романтизмом в обыденной повседневности.
Но это была не первая роль Тихонова. Его актерский дебют был в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», где он сыграл роль Володи Осьмухина.
Но, несмотря на безусловный успех «Молодой гвардии», в отличие от большинства актеров-«молодогвардейцев», Тихонов почти 10 лет не получал в кино интересных ролей. А режиссеры использовали главным образом его внешние данные, не стремясь выявить актерский потенциал.
Но фильм «Дело было в Пенькове» круто изменил его судьбу. Следующим этапом стал фильм «Чрезвычайное происшествие» Виктора Ивченко, где Тихонов сыграл одесского матроса Виктора Райского, ставшего настоящим героем в стане захвативших танкер чанкайшистов.
Фильм «Чрезвычайное происшествие» стал лидером проката 1959 года, и к Тихонову стали обращаться другие режиссеры. Вячеслав за короткий срок сыграл шесть значительных и разноплановых ролей в фильмах «Майские звезды», «На семи ветрах», «Жажда», «Мичман Панин», «Две жизни» и «Оптимистическая трагедия».
В лосинах и перчатках
Любимой книгой Вячеслава Васильевича была «Война и мир» Л. Толстого. Когда он узнал, что Сергей Бондарчук собирается снимать фильм по этому роману, не упустил возможности встретиться с режиссером и намекнуть, что именно он мог бы сыграть Андрея Болконского. Но получил отказ: у Бондарчука были на примете другие кандидатуры — Иннокентий Смоктуновский или Олег Стриженов. По воле случая оба актера оказались заняты на съемках других картин. Тогда в дело вмешалась министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Она посоветовала Бондарчуку все же попробовать Тихонова.
Режиссер спорить не стал. Вячеслав Тихонов великолепно прошел пробы и был утвержден на роль. Работа над картиной шла целых четыре года.
Вдова Сергея Бондарчука актриса Ирина Скобцева рассказывала: «Слава был из породы самоедов, все время в себе сомневался, ему нужна была поддержка режиссера. Он говорил Бондарчуку: «Плохой из меня князь, посмотри на мои рабочие руки». А Бондарчук подсказывал: «Будешь играть в перчатках». Актеры не то что не знали, как мундир носить, никто не умел носить лосины. Поэтому их надевали влажными, чтобы не сборились…».
По словам Тихонова, этот фильм «выжал из него все соки». Но и по окончании съемок легче ему не стало: критики не поскупились на «комплименты» Тихонову, да и сам Бондарчук, как говорят, высказывался нелестно о князе Болконском в его исполнении. Тогда Вячеслав Васильевич решил порвать с кинематографом.
«Фильм папе понравился, — рассказывала дочь Тихонова Анна. — Но возникли сложности в работе над образом, в общении с Бондарчуком. Потому что, как все великие художники, Сергей Федорович был в некоторых вопросах суров и принципиален. А мой папа — человек, склонный к самокопанию, иногда даже болезненному. Он все замечания и недовольства принимал близко к сердцу. После выхода на экраны «Войны и мира» папа решил, что уйдет из кино в театр. Но это было мимолетное решение. Вскоре его настроение переменилось, и он передумал».
Из творческого кризиса Тихонова вывел Станислав Ростоцкий, буквально заставивший актера сыграть в своем фильме «Доживем до понедельника», где Вячеслав Тихонов исполнил роль учителя Мельникова.
«Я отказывался, утверждал, что этот герой мне непонятен, «это не я». А режиссер отвечал: «Ничего подобного. Вот ты сейчас разбираешься в своей жизни, пытаешься понять, правильно ли ты живешь. Вот этим занят и Мельников. Так что ты такой, какой сейчас мне и нужен», — вспоминал актер.
«Супергерой» советского союза
Когда на экраны вышел фильм «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, где Тихонов сыграл разведчика Исаева (Штирлица), зрители не могли оторваться от экрана. Говорили, равнодушным он не оставил даже руководство страны. Рассказывали, что когда фильм посмотрел Леонид Брежнев, он заплакал и дал указание срочно найти Исаева, чтобы присвоить ему звание Героя Советского Союза. Когда же ему сказали, что Исаева нет, это персонаж вымышленный, Леонид Ильич якобы распорядился: «Тогда наградите Звездой Тихонова».
Когда фильм только начинали снимать, Тихонова первым делом пригласили на фотопробы.
Форма военного ему была очень к лицу, но вот само лицо актеру почему-то не нравилось — ему казалось, что наш разведчик в фашистской Германии слишком походит на российского интеллигента. Тогда Тихонов прилепил себе под носом усы, как у Гитлера. Режиссер Лиознова, увидев фотографию актера с гитлеровскими усами, ужаснулась: «Какой кошмар!» И велела вернуть Штирлицу нормальное, тихоновское лицо.
Один из самых пронзительных эпизодов в «Семнадцати мгновениях весны» — свидание Штирлица с женой. Мало кто знает, что его придумал сам Тихонов.
«Я был знаком с бывшим советским резидентом в Англии, — вспоминал Вячеслав Васильевич. — Он рассказывал, как ему во время пребывания на территории Соединенного Королевства помогли встретиться с супругой». Тихонов предложил Татьяне Лиозновой показать зрителям, что умный и расчетливый Штирлиц, как любой нормальный советский гражданин, тоже умеет любить, страдать, переживать. Так и появился этот полный романтики сюжет.
Кстати, «Семнадцати мгновений» могло бы и не быть: в вышестоящих кругах еще до премьеры посмотрели картину и засомневались, надо ли народу знать все тонкости шпионского дела. Говорят, что член политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов вообще заявил: «В этом фильме нет подвига советских граждан». Но за Штирлица вступился Юрий Андропов, и фильм вышел на экраны.
Породил советский киносериал и множество анекдотов.
«Мне их рассказывали, я терпеливо выслушивал: «Да-да, интересно»… Рассказчики смеялись, а я, честно говоря, не очень, — говорил в одном из своих интервью Вячеслав Тихонов. — Анекдоты — они все-таки и есть анекдоты, а «Семнадцать мгновений весны» в анекдот не вписывается — это была серьезная работа».
Кино для души
К теме Великой Отечественной войны Вячеслав Васильевич обращался в своем творчестве еще несколько раз: в трилогии «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага», а также в фильме «Они сражались за Родину».
Тихонов сыграл главную роль в фильме Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо».
«В «Белом Биме», например, мне пришлось работать с собакой — с чужой, взрослой. Как сделать так, чтобы она привязалась ко мне, как к хозяину? Пришлось с ней по-дружиться и заставить ее в итоге относиться ко мне тоже по-человечески», — рассказывал Вячеслав Васильевич.
А далее в его творческой биографии последовали не менее звездные роли в фильмах: «ТАСС уполномочен заявить…», «Европейская история», «Убить дракона», «Бесы» и «Утомленные солнцем».
Последним стал фильм «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова, где Тихонов сыграл Бога.
Во время одного из последних интервью актеру задали вопрос: если сегодня вас пригласят сняться в кино, на какую роль согласились бы, не задумываясь?
«Сейчас другой кинематограф, и в картинах, которыми нас порой мучает телевидение, я для себя роли не вижу, — отвечал Вячеслав Тихонов. — Наверное, пришло время других фильмов, другой на дворе век, и молодежь уже смотрит, как друг за другом гонятся, как стреляют, душат и убивают, — повсюду кровь и насилие. Мешает это невообразимо — очень трудно смотреть, когда с экрана в тебя целятся. Мы делали фильмы для того, чтобы люди, посмотрев их, понимали, как хорошо, как прекрасно жить на свете».
Подготовила Анастасия БЫКОВА