"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Мировая премьера: «Снежная королева» балетного царства

Порой мы перестаем верить в сказку — и тогда мир обретает серые краски, и жизнь становится невыносимо тяжелой… Но для того ведь и придуманы сказки, чтобы возвращаться к ним в любом возрасте и не забывать верить, надеяться и, конечно, мечтать!
Заветы Андерсена, которые он оставил потомкам в своих аллегорических историях, значимы и сегодня. И вот, накануне зимних праздников, артисты Харьковского национального академического театра оперы и балета предложили вспомнить сказку, которая за 150 лет ничуть не потеряла своей актуальности — любимую всеми «Снежную королеву».
Стоит ли вспоминать, сколько раз каждый из нас в разном возрасте перечитывал эту сказку, пересматривал ее экранизации, удивляясь мудрости и прозорливости Андерсена? Но новый вариант прочтения стал уникальным в своем роде.
Созданный по заказу бельгийской продюсерской компании «Classical Productions» и при содействии ее руководителя Патрика Лево, балет «Снежная королева» — это качественно новый для Украины продукт. Музыка была заказана киевскому композитору Александру Шимко, а реализована дирижером-постановщиком Дмитрием Морозовым. Автором либретто и постановщиком стала приглашенная из Киева заслуженный деятель искусств Украины — балетмейстер Алла Рубина. Важнейшим компонентом спектакля, который пришелся по вкусу всем любителям спецэффектов, стали проекционные технологии, которые наряду с красочными декорациями и непревзойденными костюмами заслуженного художника Украины Надежды Швец дополнили визуальную картину происходящего на сцене действа.
В двух действиях, семи картинах и прологе с эпилогом уместилась вся трогательная история Кая и Герды. От злополучной сюжетной завязки — разбивающегося на осколки зеркала и до счастливого финала с фееричным вальсом всех персонажей — прошло не более двух часов. При кажущейся эклектичности — и в хореографии, и в музыке — все смотрится на одном дыхании, как вереница картинок калейдоскопа. И чем ближе к финалу, тем интенсивнее краски, тем насыщенней фактура оркестра, тем более ожидаема развязка. Тонко прописанный образ главной героини — юной и чистой Герды (Антонина Радиевская) — служит объединяющим звеном, собирающим в единое целое всю мозаику сюжета. В зловещем и таинственном зазеркалье ее сопровождает Сказочник (Алексей Князьков). В образе мима он выполняет сразу две функции — и комментатора действий, происходящих на сцене, и доброго спутника Герды, способного выручить героиню из беды.
Множество действующих лиц сменяют друг друга, встречаясь на пути странствий Герды, и здесь следует отдать должное композитору и постановщикам — все персонажи прописаны ярко, индивидуально, как самодостаточные участники балетного действа. Кажется, будто они вот-вот выскочат из канвы «Снежной королевы» и станут главными героями новой сказки. Такие, к примеру, Коты (Егор Шапошников и Виктор Русавский) — очаровательно кокетливые, холеные красавцы, которые то грациозно ластятся, то залихватски отплясывают коломийку. Или Лапландка (Яна Сиряченко) — ее образ самобытен, а танец напоминает ритуальные шаманские обряды.
Образ Снежной королевы скорее нонперсонифицирован и воспринимается в целостности всего королевского окружения. Это и Снежинки, и Снежные Чудища, Северные Ветры и Вихри, ученики Тролля и сам Тролль (Владимир Василенко) и, конечно же, роскошная властительница Снежного королевства (Алена Шевцова). Сверкающая инсталляция, блеск и леденящая роскошь костюмов, массовые танцы, гулкая медь оркестра — все это оставляет незабываемое впечаление. Но, с другой стороны, ставит под сомнение, точен ли выбор возрастного ценза зрителей этого спектакля — вряд ли пятилетние малыши смело выдержат натиск образа Снежной королевы. Скорее он придется по душе зрителю среднего школьного возраста, испытавшего уже свою нервную систему на сказках Д. Толкиена и Дж. Роулинг.
В целом балет решен традиционно, вызывая в памяти красочный мир постановок ХIХ века и в частности «Щелкунчика» П. Чайковского. Хореография, в которой удачно сочетается классическая, народная и современная техники танца, отражает универсальность и доступность для широкого круга зрителей. Музыка же, не выходя за рамки неоромантизма, лишь в некоторых эпизодах проявляет либо фольклорные, либо же экспрессионистские интонации. И наконец, проекционные технологии, которые в этом спектакле особенно важны и интересны, проявляют себя наиболее ярко в кульминационных моментах, создавая пространственную глубину и подчеркивая значимость происходящих событий.
Мировая премьера, состоявшаяся в Харькове, стала отправной точкой для странствий спектакля. И уже в ноябре балетная труппа ХНАТОБа им. Н. В. Лысенко отправляется в турне по бельгийским просторам, чтобы и европейским зрителям напомнить историю близкого им по духу Андерсена.