О том, что он серьезен, как раз дети поначалу и не знают, а вот взрослые — воспитатели и преподаватели, библиотекари и педагоги-ученые придают этому событию очень большое внимание. Они проводят семинары, «круглые столы», конференции, оформляют стенды и выставки. Но самые романтичные проводят уроки, чтения, а то и лекции для своих воспитанников в театре! В Харьковском академическом Театре кукол им. В. Афанасьева. В репертуаре театра детские (и взрослые, конечно) спектакли на любую тему и для любого урока. Только новость не в этом, а в том, что первостоличный кукольный в этом году с особой теплотой и любовью предлагает своим зрителям спектакль-именинник — «Сказки Андерсена». Те же, кому требуется сказка «здесь и сейчас!», пожалуйста! Но сначала — урок…
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» — гласит народная пословица. Впрочем, не только молодцам, но и девицам, и повзрослевшему люду, причем чем старше мы становимся, тем чаще, оказывается, нужно заглядывать в книжки со сказками. Справедливости ради стоит отметить, что учителя, те самые учителя без ученых степеней и званий, которые учили нас читать и писать в небольших городах и столицах, маленьких поселках и военных городках, всегда так думали. Ученые же мужи в полном смысле слова забили тревогу сейчас. Неудивительно, ведь сейчас на каждого еще совсем маленького человечка отовсюду давит такой поток информации, что к пяти-семи годам мы получаем, кажется, не «своего» ребенка! Телевидение, мобильная связь, компьютер… Иной взрослый того и гляди язык сломает об эту терминологию, а растущему и быстро схватывающему малышу все, будто семечки. Что и говорить, как поется в детской песенке из телефильма про Электроника, — «До чего дошел прогресс! Он поднялся до небес!..» Но в любом явлении, как известно, две стороны медали, а в любом достижении — не только прогресс, но, к сожалению, и регресс. Однако не будем сейчас говорить о вреде многочасового сидения за компьютером, особенно для ребенка; о том, что взрослые непременно должны контролировать просматриваемые им программы по телевидению; о том, как медики уже дали официальные названия новым психическим и нравственным заболеваниям, приобретенным современным подрастающим поколением — этим серьезно занимаются специалисты. С результатами их исследований и рекомендаций, конечно, можно и нужно ознакомиться. Но в двух словах на страницах газеты об этом не расскажешь. А вот о том, чтобы ваша семья обошлась без помощи этих специалистов — врачей, психологов, юристов, а то и милиционеров, как говорится, чем сможем, поможем.
Для начала стоит прислушаться к тому, к чему призывают воспитатели самых маленьких, учителя младших классов, библиотекари и, конечно, педагоги-ученые: возвращайтесь к чтению книг! Начинайте с самых простых, известных и любимых еще вами и вашими родителями сказок. Малышам как можно чаще читайте сами и настаивайте на том, чтобы ребенок по-своему пересказал услышанное. Не ссылайтесь на нехватку времени, упущенное в нравственном развитии своего дитяти именно сейчас, оно может после остаться ненаверстанным вовсе. К тому же прежде ученые полагали, что основы интеллекта закладываются в возрасте до 7 лет, сейчас этот интервал короче — 5 лет. После, говорят, поздно. Ну а то, что детские книжки, в частности сказки, как раз и помогают развивать эту самую нравственную основу и интеллект, уже давно доказано мировой педагогикой. И, наверное, самые восхитительные из них принадлежат датскому писателю-сказочнику Андерсену. Ну кто, скажите, в детстве не хотел помочь безгранично преданной своему Каю Герде из сказки «Снежная королева»; безутешно не плакал вместе с любящей принца Русалочкой; злясь на жирных уток, по-настоящему не жалел Гадкого Утенка; не мечтал увидеться с Оле-Лукойе и покрутить его зонтик, чтобы вместе с ним попасть в сказку или хотя бы выведать, сколько же еще в запасе у этого маленького гнома захватывающих и увлекательных историй? Уважать старших, оберегать маленьких, сочувствовать слабым, жалеть все живое, стараться делать добро и ценить доброе, подаренное тебе кем-то, учат все сказки.
Кстати, такие полезные для окружающих и, конечно, своих детей литературные чтения можно регулярно устраивать и самостоятельно, в кругу семьи. А начать можно так: весной 1805 года в одном из самых старых городов Дании — Оденсе, на острове Фюн родился Ханс Кристиан Андерсен. Удивительна биография сказочника, сына бедного ремесленника, ставшего всемирно известным писателем. Жизнь его была трудной, но интересной. Он не был женат, семьи у него не было, а женщина, которую Андерсен любил, знаменитая шведская певица Йенни Линд, любила его сказки и романы, но не любила его самого. Постоянной спутницей писателя стала его Муза, а детьми — сказки и истории, которые он называл своими «духовными детками». Он объездил много стран, оказался свидетелем крупнейших исторических событий ХIХ века, встречался и переписывался с такими замечательными людьми своей эпохи, как Гейне, Гюго, Дюма, Диккенс, Лонгфелло, и сам был одним из замечательнейших художников своего времени. Родину он называл «старым лебединым гнездом, где рождались и рождаются лебеди, имена которых никогда не умрут». «Лебедями» называл писатель и своих прославленных соотечественников. «Прекрасным лебедем» земли датской был и сам Андерсен.
Датчане, конечно, чтят память своего великого соотечественника: на узкой улочке Оденса, рядом с ветхим домиком, где родился будущий сказочник, находится Дом‑музей Ханса Кристиана Андерсена; в столице Дании — Копенгагене — в Королевском саду стоит памятник писателю; вход в Копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки, героини одной из самых чудесных его сказок. Но великого выдумщика почитают и в других странах, ставят ему и героям его сказок различные памятники. Ближайший, который многим из нас знаком, в поселке Мисхор на южном берегу Крыма. Помните, выходящая из моря Русалочка с малышкой на руках? Кстати, сказка эта, как видно, обернулась чьей-то жизнью. Но это уже совсем другая история. Для взрослых…
Кстати, о сказках не только для взрослых, но и с участием взрослых. Нашей харьковской, упомянутой, кукольной — «Сказки Андерсена» — в этом году исполняется 20 лет! Подумать только!.. Да, в который раз убеждаешься: как быстро растут чужие дети. В общем, впору общаться с родителями. Известно, что главный из них — режиссер Евгений Гиммельфарб. Не секрет также, что и артист Игорь Мирошниченко принимал активное участие в создании… А вот и он, попался!
—Игорь, хоть прошло два десятка лет со времени постановки спектакля, не поверю, что вы ничего не помните о том, как это было. И мне почему-то кажется, что с ним должна быть связана какая-нибудь если не романтическая, то забавная история.
—Должен вас разочаровать: никакой особой истории там не было. Это была обыкновенная плановая работа, предложенная Евгением Юзефовичем с тем, чтобы быстро поставить спектакль и сделать его выездным, дабы театр мог зарабатывать деньги не только на основной площадке. Время-то какое было!.. И в том, что я сейчас говорю, нет ничего плохого, нечистоплотного или крамольного, поскольку вся история, впоследствии с этим спектаклем связанная, лишний раз подтверждает правило: когда делается все быстро, весело, от души и с удовольствием, а, главное, без попыток в роде «давайте будем делать искусство», получается как раз неплохо. Да, мы просто решили сделать нормальный спектакль и работали весело, с выдумкой, импровизируя, и в очень хорошем настроении. Но делали, повторюсь, если быть до конца откровенным, — спектакль на выезд, то есть, не заморачиваясь, как говорят сейчас. А в результате, именно потому, что было легкое отношение ко всему, легко шла работа, — получился, можно сказать, шедевр. Почему, потому что со спектаклем после мы объездили все фестивали и получили очень хорошие отзывы. И сейчас, вспоминая работу над этим спектаклем, могу подчеркнуть только одно слово — «легко». Все работали в свое удовольствие. Может быть, со стороны и кажется, что я сейчас глупости говорю, но, надеюсь, вы понимаете меня.
—Конечно, иными словами, если бы вы мудрствовали, ничего хорошего и интересного не получилось бы, а так получилось то, что получилось: очень легкий по восприятию кукольный спектакль. И мне кажется, что какая-нибудь нерядовая история с ним все-таки приключилась.
—Да, пожалуй. Помню, на одном из фестивалей всем ставили в пример эпизод — мой разговор с куклой, которая плачет: я ее утешаю, и это видит зритель, то есть, некий мой диалог с куклой, где я — и за нее, и — за себя. Там тогда говорили: «Вот сходите на харьковский спектакль, — вот так надо работать с куклой, вот так нужно взаимодействовать, если мы говорим, что фестиваль называется «Человек и Кукла». А девиз фестиваля был именно «Человек и Кукла». И опять: вот так вот, мол, и надо. Так что это был такой, если не прорыв вперед, то по крайней мере очень высокий уровень, не побоюсь этого слова. И все, кто видел этот спектакль на разных фестивалях, всегда подходили и говорили: «Это потрясающе! Это все замечательно!..»
—А вы говорите, ничего романтического! В скольких фестивалях он участвовал?
—Ужгород (1993) — это был первый фестиваль его, затем в 1994‑м мы повезли его в Будапешт на фестиваль международный, еще через год или два он опять съездил в Венгрию, но уже в Дьер, и куда-то еще мы его возили, сейчас уже точно не вспомню.
—А победителями были?
—Формально — да, потому что всегда какую-то цацку мы привозили. О! А еще был случай с этим спектаклем: мы его второй раз привезли и в Ужгород, и поскольку там уже показывали, предложили в качестве основного спектакля «Ивасик-Телесик», а «Сказки Андерсена» представили во внеконкурсной программе, после чего все дружно нам попеняли, мол, надо было сделать наоборот — «Сказки…» поставить в главную номинацию, и «Ивасика…» — пустить вне конкурса.
—Свои роли хорошо помните в этом спектакле?
—Как известно, в спектакле две пары: одна романтическая, другая — комически-сатирическая, если можно так сказать. Я был в той паре, которая романтическая, и моей партнершей первой была актриса Люда Мельникова, мы с ней играли все эти романтические истории — с принцессами, принцами и т. д. А поскольку в спектакле представлены три сказки — первая «Принцесса и Свинопас», вторая «Принцесса на горошине», а третья «Стойкий Оловянный Солдатик», — мне везде принцы достались: в первой сказке — принц, во второй — принц и в третьей — Оловянный Солдатик… Ой! Там же еще одна история приключилась, можно сказать, в поддержку того, что делается «в охотку и весело»: в спектакле до сих пор звучит песня, где я выступил как композитор, то есть мелодию я придумал, а Славик Гиндин написал стихи. Песенка существовала сама по себе какое-то время. А когда Гиммельфарб стал работать в театре, он ее услышал и вставил в спектакль.
—А сейчас не слабо ли вспомнить эту самую песенку?
—Эту песню?!
—Да!
—О-о-э-э-у-!.. Не знаю. Давно уже не пел…
То ли струны мандолины?..
Нежно и очень печально запела струна,
Бледно горела свеча на окне Коломбины,
Бледно, внимая поэту, светила луна.
О! Первый куплет вспомнил… Но я уже не играю в этом спектакле.
—А кто сейчас в нем занят?
—Екатерина Павлова, Антон Андрющенко, Александр Коваль и Наталья Гранковская. Все молодые артисты.
—Неудивительно. Ваша сказка-то — девчонка, 20 лет!..
—Да-а, хор-р-ошенький юбилей!..