Музыка с пропиской в ХССМШи

14.12.2015 07:20   -
Автор:
В свой родной Дом «слетаются» выпускники. В этом году приехали струнники: один из самых востребованных в мире молодых скрипачей, живущий сейчас в Лондоне Валерий Соколов (когда ему было 17, знаменитый кинодокументалист Б. Монсенжон, автор фильма «Рихтер Непокоренный», снял фильм «Валерий Соколов. Прирожденный скрипач»); заслуженная артистка Украины, «украинский Паганини в юбке» Богдана Пивненко; виолончелист Алексей Шадрин и арфистка Евгения Марченко, продолжающие образование соответственно в Германии и России.
Валерия Соколова и Богдану Пивненко знают как солистов известные симфонические коллективы мира, а теперь они играли для родной школы: сдержанный, внутренне экспрессивный Валерий и страстная, открытая, непосредственная Богдана. Это был настоящий Праздник, пиршество Музыки, Встреча с детством и друг с другом, радость обладания Талантом и радость Дарения. Валерий исполнил Сонату для скрипки и фортепиано № 7 Л. Бетховена До минор, в которой подчернул настроение героической решимости, уменьшив трагическое начало; Богдана с особой теплотой и искренностью погрузила слушателя в знакомые мелодии из «Фауста» Ш. Гуно (Фантазия Г. Венявского). Соната для двух скрипок С. Прокофьева прозвучала как диалог единомышленников, хотя многие исполнители играют ее в соревновательном духе. Музыканты открыли совершенно неожиданного для многих слушателей Д. Шостаковича — светлого, нежного, жизнеутверждающего, блестяще исполнив его 5 пьес для двух скрипок и фортепиано. Партию фортепиано исполнила профессор консерватории Фильдкирх (Австрия) Жанна Микитка.
После концерта я с удивлением узнала, что В. Соколов был трудным ребенком: бесконечные шалости, драки, курение. Только благодаря многотерпению и требовательной, строгой любви его замечательной мамы и учителей, находившихся в постоянном контакте, пониманию мудрого директора Валерий стал тем, кем он стал.
Помнит коллектив ХССМШи и своих выпускников, стоявших у истоков школы. «Ежегодные концерты памяти Марии Ещенко (1923–2000), заведующей кафедрой специального фортепиано в Харьковской консерватории (1971–1989), солистки Харьковской филармонии с 1946 — важная традиция нашей школы, — рассказывает заведующая отделом специального фортепиано Светлана Захарова. — Мария Ещенко была потрясающим педагогом: она воспитала более 70‑ти лауреатов международных конкурсов и в каждом ученике видела индивидуальность. Эти концерты — своеобразная творческая лаборатория: педагоги консерватории и десятилетки приводят своих учеников. Довольно часто юные пианисты именно на этих концертах впервые публично исполняют новое произведение, после чего мы обсуждаем услышанное».
Сегодняшние ученики ХССМШи — завтрашняя музыкальная слава Украины. Фестиваль открылся концертом четырех участников и лауреатов конкурса В. Крайнева, который раз в 2 года проходит в нашем городе на базе десятилетки. Владислав Хайрутдинов (класс Светланы Захаровой) стал лауреатом IX конкурса Крайнева в 2008 г., когда ему было 8 лет. Сегодня мы насладились игрой настоящего виртуоза, который исполнил I Концерт для фортепиано с оркестром Ф. Листа под управлением главного дирижера Харьковской областной филармонии, заслуженного деятеля искусств Украины Юрия Янко (тоже выпускника ХССМШи).
Закрыл фестиваль сольным концертом Дмитрий Удовиченко (класс Людмилы Варениной) лауреат международных конкурсов, скрипач, известный не только в Харькове (меломаны помнят великолепное выступление Димы в Большом зале ХАТОБа с Концертом Ф. Мендельсона для скрипки с оркестром и первый его сольный концерт в ХНУМ им. И. П. Котляревского), но и за пределами нашей страны (Лондон, Хельсинки, Париж, Эссен, Москва). В октябре Дмитрий стал лауреатом I премии престижного Международного фестиваля-конкурса им. Л. Ауэра (Санкт-Петербург). Для харьковской публики Дмитрий представил разнообразную (от композиторов эпохи барокко до современности) программу (концертмейстер — дипломант международных конкурсов Евгения Присяжная), поразив слушателей глубоким вживанием в разные музыкальные стили и по-взрослому безукоризненной манерой исполнения.
В концертах приняли участие не только солисты, но и детские коллективы: Симфонический оркестр ХССМШи (художественный руководитель и дирижер — Роман Ущаповский), Духовой оркестр ХССМШи, (дирижер Виктор Дворниченко), а также лауреат международных конкурсов и фестивалей Хор мальчиков и юношей ХССМШи (художественный руководитель и дирижер — Алексей Кошман, награжденный в 2008 г. стипендией имени Н. Ф. Манойло). Не дожидаясь конца фестиваля, этот прославленный коллектив уехал покорять своим искусством новую для себя страну — Германию (раньше ездили в Испанию и США).
«Концерт педагогов несколько затянулся — посетовал директор, — но, понимаете, у нас все хотят играть»! Мне же концерт очень понравился — и уровнем исполнения, и особо теплой атмосферой в зале: невооруженным взглядом было видно, что дети очень любят, до откровенного обожания, своих учителей. И хотя «вещественных доказательств невещественных отношений» цветов — было очень мало (в школе учатся дети не очень обеспеченных родителей, а музыкальные инструменты и часто меняющиеся приспособления к ним очень дорогие), их недостаток с лихвой окупали тишина в зале, одухотворенные лица, бурные аплодисменты маленьких ладошек и горящие от восхищения глаза.
После концерта хотелось возрождать в памяти то выпуклые, как виноградины, звуки, рождавшиеся под пальцами непревзойденного Мастера игры на гитаре, — Заслуженного артиста Украины, профессора ХНУИ Владимира Доценко, то проникновенный «монолог» арфистки настоящей энтузиастки своего дела Ларисы Клевцовой (благодаря ее титаническим усилиям в ХССМШи — полный класс арф — 9 учениц, открыт класс арф в ХНУИ, а в Харькове на базе ХССМШи с 2006 г. ежегодно проходит Открытый конкурс арфистов), то энергичное, упругое пение скрипки лауреата международных конкурсов Ольги Малки, то до боли знакомые, но прозвучавшие вдруг неожиданно свежо фрагменты До-диез‑минорной прелюдии С. Рахманинова в исполнении кандидата искусствоведения, доцента ХНУИ Ольги Фекете, недавно отметившей 25-летие творческой деятельности великолепным концертом. Очень запомнилась концертмейстер Елизавета Авочарова: вокалист, исполнявший ариозо Мистера Х, наверное, был «не в голосе», но зато как потрясающе артистично играла пианистка! Зал не хотел отпускать со сцены свою любимицу. Главным же послевкусием концерта стало без преувеличения божественное звучание гобоя солистки Харьковской филармонии Виктории Кареловой (концертмейстер — единственный органист Харькова Станислав Калинин).
Украшением фестиваля стал авторский концерт композитора, заслуженного деятеля искусств Украины Людмилы Шукайло.
На фестивале было проведено 2 новых конкурса: Первый открытый эстрадно-джазовый конкурс «Джаз-фиеста» (председатель жюри — лауреат международных конкурсов Владислав Алтухов) и номинация «Оркестры» во Втором открытом конкурсе молодых исполнителей «Камерные краски» (председатель жюри — дипломант международных конкурсов, заведующая отделом камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства ХССМШи Елизавета Авочарова).
«Оправдан ли джаз в в школе, в которой постулируется классическая музыка?» — спросила я у директора. «Джаз — это тоже классика, уверенно ответил Валерий Николаевич, — ведь это только во времена СССР, c «легкой» руки М. Горького, джаз окрестили «музыкой толстых» и «музыкальным самогоном», поскольку советская идеология не выносила никакой свободы, в том числе и свободы импровизации. Нам джаз интересен дерзостью (в хорошем смысле этого слова) и изобретательностью».
Конкурс «Камерные краски» стал настолько популярен благодаря подвижническому энтузиазму Елизаветы Авочаровой, что кроме разнообразных ансамблей подали заявки и оркестры, самым ярким из которых оказался известный не только в Харькове (коллектив выступал во Львове перед Папой Римским в 2001 г., а в 2007 — в Овальном зале Дома заседаний Правительства Белгородской области) Камерный оркестр ХМУ им. Б. М. Лятошинского (дирижер — заведующая струнным отделом ХМУ Ольга Шевель).