Музыка, свет и несмолкающие аплодисменты

06.07.2018 07:27   -
Автор:
Сезон удался
— Сезон этого года — 89‑й по счету со дня основания филармонии. Радует то, что от начала и до завершения он прошел в стенах нового Органного зала на 500 мест. Это единственный в Украине зал с лучшей акустикой, где установлен новейший орган марки немецкой фирмы «Александр Шуке» cтоимостью 1,2 миллиона евро. В этом сезоне в Органном зале состоялось 250 концертов с участием известных музыкантов, в том числе органистов из Украины, стран Европы и США, — отметил Ю. Янко.
В завершающем концерте сезона прозвучали уникальные произведения классики.
— Мы приготовили для слушателей «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова, где благодаря акустике блеснут исполнительским мастерством больше ста артистов академического симфонического оркестра филармонии. По программе впервые прозвучала и симфоническая поэма «Прометей», или «Поэма огня», Александра Скрябина, — композитора, для которого конкретный звук ассоциировался с конкретным цветом, и не случайно в партитуре «Прометея» прописана партия Luce, то есть партия света», — поясняет Ю. Янко.
По его словам, новый, 90-й сезон начнется в середине августа: «Мы сохраним в репертуаре классику и современные сочинения, с десяток музыкальных фестивалей, концертные программы для детей, льготное посещение. Уже в конце этого года отправимся на гастроли в Вену, то есть пополним гастрольный список филармонии, где уже есть и другие столицы стран Европы».
«В новом, 2019-м году, к 90‑летию филармонии, ожидается завершение реконструкции Большого зала, восстановленного в том виде, в каком он был в конце ХІХ века. В разные годы здесь выступали Сергей Рахманинов, Антон Рубинштейн, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Генрих Нейгауз, Мстислав Ростропович и др. А под концертным залом откроется музыкальный музей, где экспонаты отобразят историю и сегодняшний день этого старейшего учреждения культуры Украины», — подчеркнул Ю. Янко.

Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве.


Тональность и цвет — прямая ассоциация
Кульминационным в заключительном концерте 89-го сезона стало своего рода уникальное произведение Скрябина. Он является творцом симфонической поэмы «Прометей» («Поэма огня») (1910).
Стремясь к максимальной выразительности, он ввел в состав исполнителей хор без слов и в партитуру «партию света» (Luce).
Согласно замыслу композитора, лучи прожекторов разных цветов должны были сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов…
В основу «Поэмы огня» положен древнегреческий миф о Прометее, похитившем на Олимпе огонь и подарившем его людям.
Многие художники в разные времена воплощали этот образ — Эсхил, Гете, Бетховен. Они рассматривали Прометея как реальное действующее лицо в контексте легенды. И лишь Скрябин почувствовал философскую условность, мифологизированность вечного образа-символа…
Известно, что Скрябин обладал развитым чувством цвето-музыкальной синестезии, что отразилось на его позднем творчестве, в частности на «Прометее».
— Так называемый «Цветной слух», которым обладал Скрябин — это частный случай синестезии, да, Скрябин мог сказать: «Я вижу До-мажор красным», но «вижу» здесь имеет другое значение, скорее чувствую, — говорит музыковед филармонии Екатерина Лозенко.
Харьковские музыканты сумели воплотить задумку композитора, отыграть произведение так, как было предложено автором в оригинале.
Как результат — несмолкающие аплодисменты, которыми зал приветствовал оркестр.

Александр Николаевич Скрябин — композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке.
Обладал развитым чувством цвето-музыкальной синестезии.
Важную роль в мировоззрении Скрябина и его музыке играл мистицизм.
Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчетливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шенберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнем: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.