Мы сами создаем свою судьбу

13.11.2013 09:24   -
Автор:
35 лет назад начались съемки мелодрамы «Школьный вальс». После выхода фильма случился настоящий скандал: старшеклассников показали в постельной сцене. Учителя в школах не переставали возмущаться, фильм не хотели пускать на экраны. Но, несмотря на это, актриса, сыгравшая главную роль, стала любимицей миллионов зрителей.
Девочка из хорошей семьи оканчивает школу с младенцем на руках, да еще и сама, без мужа — такой сюжет был просто неприемлем для советского кино. Фильм «Школьный вальс» режиссера Павла Любимова, где Цыплакова сыграла десятиклассницу Зосю Кнушевицкую, вышел на экраны в конце 70‑х.
«Картина долго пролежала на полке, — рассказывала в одном из своих интервью актриса. — Тогдашнее киноначальство показало ее на съезде учителей. Педагоги назвали «Школьный вальс» вредным фильмом. Вы не поверите, но удалось снять ее с полки комсомольцам. Они сумели убедить высокое начальство, что фильм нужен в деле воспитания подростков. Родительские комитеты собирали школьников и вместе ходили смотреть кино, а потом обсуждали с детьми. Такое целомудрие сегодня кажется смешным, но, с другой стороны, сколько детей родилось благодаря этому фильму и моей героине! Многие девушки, будучи беременными, посмотрели картину и решили — рожать».
«Школьный вальс» был далеко не первой киноролью актрисы. В кино тогда Елена дебютировала в 1974 году в фильме Динары Асановой «Не болит голова у дятла».
Случай свел девушку с режиссером Асановой случайно. Муж Динары работал художником-графиком и был знаком с родителями Лены. В один из дней 1973 года Асанова с мужем оказались в доме Цыплаковых, где и состоялось знакомство талантливого режиссера и ленинградской школьницы. Когда через год Асанова начала работу над фильмом «Не болит голова у дятла», она вспомнила про Лену и пригласила ее на одну из главных ролей.
Фильм вышел на экраны в 1975 году, а в 1978 году был признан лучшим иностранным фильмом на Кубе.
На начинающую актрису, можно сказать, обрушилась настоящая слава. Сотрудничество Елены Цыплаковой с Динарой Асановой продолжилось в фильме «Ключ без права передачи», где актрисе тоже досталась роль школьницы. По сути, Цыплакова играла саму себя — серьезную девочку с взрослыми проблемами, которая смотрела на мир вдумчиво и пристально. И оказалось, что такая девочка нужна не только Асановой, но и миллионам зрителей. Фильм был удостоен многочисленных наград на международных и всесоюзных фестивалях: на Всесоюзном фестивале в Риге, на фестивале в Москве, в Югославии, в Кошалине.
В 1979 году на экраны выходит трехсерийный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором Цыплакова сыграла роль Кэтти. Несмотря на огромный успех фильма у зрителей, актриса до сих пор недовольна своей работой.
«Для меня это было очень сложное «испытание». Я играла Кэтти, служанку Миледи. Это была моя первая комедийная роль, — вспоминала Елена. — Я, девятнадцатилетняя студентка второго курса, впервые приехавшая на море в Одессу, мне хочется купаться и загорать, а режиссер говорит: «Ты что, с ума сошла? Какое море? Тебе категорически нельзя, будешь красная на экране!». И я, вместо того чтобы быть на пляже, в пыльном зале репетировала танец. И вот меня одели в два платья, привели на съемочную площадку и говорят: слушай, не надо никакого танца — так, попрыгай под музыку. Потом, во время съемки, мне Боярский наступил на юбку одного платья, она оторвалась в кадре, пришлось ее подхватывать и держать. В общем, я уехала, рыдая. Решила, что я не умею работать в комедии и это не мой жанр. Но судьба распорядилась иначе. Вскоре я получила роль в картине Карена Шахназарова «Мы из джаза».
В фильме «Мы из джаза» Цыплаковой досталась роль обворожительной Кэт (или, говоря по-простому, Кати) — исполнительницы джаза, сделавшей хорошую карьеру певицы.
«Там вообще была чудесная история. Мне очень нравился джаз, я с детства окунулась в атмосферу этой музыки. Кстати, у меня ведь там тоже очень небольшая роль, но было очень приятно работать над фильмом. Очень долго репетировали музыкальные номера, били с Игорем Скляром чечетку, усердно тренировались. И опять же в фильм вошли далеко не все моменты, но впечатления о нем остались замечательные. А еще эту картину купили для показа в 60 странах, и все до сих пор на нее реагируют очень хорошо. «Мы из джаза» — моя актерская судьбоносная удача», — говорит Елена.

Сквозь тернии

Елена родилась в Ленинграде в творческой семье. Ее родители были известными промышленными художниками-графиками. Ее отец, Октябрь Иванович, был тяжело болен туберкулезом, опасаясь, что болезнь может передаться дочери, родители отправили шестилетнюю девочку в интернат. О пребывании в интернате у Елены остались не самые приятные воспоминания. В основном из-за не педагогических мер со стороны воспитателей. Из-за своего независимого характера Лена Цыплакова неоднократно оказывалась среди наказанных. Однажды нянька ударила девочку по лицу так сильно, что Лену долго приводили в чувство. Позднее она признается, что два года, проведенные в интернате, заметно осложнили ее отношения с родителями, особенно с матерью, а тема воспитания и жизни детей, их непонимания взрослыми стала одной из основных в ее творчестве. Тем не менее с возрастом Елена все больше сближалась с отцом, признавая свое сходство с ним: «Отец был принципиальным человеком. Четким, конкретным, умеющим говорить правду. Меня отец очень любил. У нас была духовная связь настолько мощная, что многое в моей жизни объясняется его воздействием. Именно благодаря отцу я как будто внутренне была подготовлена к своим будущим режиссерским работам».
Тем не менее двухлетнее пребывание в интернате не озлобило девочку, а только закалило ее характер, рано сделало самостоятельной. По словам Елены, у нее с детства был озорной характер и водилась она в основном с мальчишками. Уже в начальных классах родители приучили девочку к спорту: она занималась фигурным катанием, плаванием, пятиборьем.
После окончания десятилетки Лена уехала в Москву поступать в театральный — она твердо решила стать актрисой, и даже более того — она уже была актрисой, которую узнавали на улице и которой писали письма поклонники. Экзамены в театральном училище имени Щепкина и Школе-студии МХАТ она провалила. Последним на ее пути был ГИТИС, куда она и поступила.
Но студенческая жизнь у актрисы не сложилась. Театральным педагогам не нравилось, что девушка так часто снимается в кино, ребята на курсе от нее отворачивались. Однажды, поссорившись с преподавателем, Елена просто решила больше не приходить на занятие.
«Меня нашел парень с режиссерского, сказал, чтобы немедленно шла в институт. Там поинтересовались, почему я не на занятиях. «Я поняла, что я вам больше не нужна». – «Ну почему же, — ответили мне, — у нас некому открывать и закрывать занавес на репетициях и прогонах», — вспоминает актриса.
После этой истории Цыплакова перешла во ВГИК. Однако и учеба во ВГИКе далась Елене нелегко. Параллельно с учебой Цыплакова начала работать в Малом театре, и это не понравилось уже киношным педагогам.
Но жизнь потихоньку налаживалась: актрисе удавалось совмещать успешную работу в театре (Аня в «Вишневом саде», Лиза в «Горе от ума», Окаемова в «Красавце‑мужчине») с головокружительной карьерой в кино. Цыплакова снялась в фильмах «Карл Маркс. Молодые годы» (реж. Л. Кулиджанов), «Взрослый сын» (реж. А. Панкратов-Черный), «Приключения принца Флоризеля» (реж. Е. Татарский), «Адам женится на Еве», «Ключ» (реж. А. Коренев), «Крах операции «Террор» (реж. А. Бобровский), «Быстрее собственной тени» (реж. П. Любимов). Елена с радостью бралась за работу, называя каждую роль «неизведанной территорией».
В конечном итоге Цыплакова приняла решение уйти из Малого театра, чтобы работать по договорам и поступить на режиссерский факультет ВГИКа. Три года начинающий режиссер училась на дневном, играла в театре и активно снималась. Перед защитой дипломной работы Елена сделала окончательный выбор и навсегда ушла из театра.

Дела сердечные

«Я абсолютно счастлива, — говорит сегодня актриса. — У меня прекрасная семья, масса верных друзей и любимая работа — что еще надо? Но самое главное для меня — это мой муж. Без Павла я просто пропала бы».
С Павлом — своим третьим супругом — Елена познакомилась, когда прямо на улице у нее сломалась машина и проезжавший мимо мужчина вызвался подвезти, а потом предложил помочь с ремонтом автомобиля… Через полгода они расписались.
Впервые Елена вышла замуж за однокурсника по актерскому факультету ВГИКа. Вместе с будущим мужем они играли на сцене Малого театра. Роман у влюбленных закрутился на гастролях в Риге. Не желая ждать возвращения в Москву, парочка отправилась в загс с ходатайством режиссера, где их тут же и расписали. Свидетелями стали старшие друзья Елены — тогдашние супруги Борис Галкин и Ирина Печерникова.
Но брак не продержался и года. Молодой муж безумно ревновал свою красавицу к каждому столбу, и, устав от подозрений, она сама подала на развод.
В театральных кругах судачили, что первому замужеству Цыплаковой предшествовали сразу два бурных романа: с опытным ловеласом Андроном Кончаловским (накануне его отъезда на Запад), а потом с начинающим донжуаном Димой Харатьяном.
Лена делилась с подругами, что лишь Харатьян оставил глубокий след в ее сердце — романтично ухаживал, дарил георгины и любил так, что она едва не теряла сознание от страсти.
Вторым супругом актрисы стал известный врача-стоматолог Сергей Липец, который был старше Цыплаковой на 20 лет.
Как позже выяснилось, несмотря на солидный возраст, Липец не решался жениться на артистке без родительского благословения. Его папа, который в свое время лечил зубы Сталину и Берии, долго наводил справки в театральном мире о Елене.
Брак с Липецом продолжался чуть больше десяти лет.
А в 2005 году актриса встретила своего нынешнего мужа.
«Я считаю, что человек решение всех своих проблем должен искать в себе. Если бы все задавались вопросом «почему у меня не получается?», а не «почему у него получается, а мне не дают?», общество избежало бы многих бед. Мы всегда стоим перед выбором, как поступить. Выбирая, мы и создаем свою судьбу», — считает Елена Цыплакова.
…Делая выбор в учебе, карьере, личной жизни, актриса сама сумела создать свою судьбу, при этом влюбив в себя миллионы зрителей.
Подготовила Анна АЛЕКСАНДРОВА