На рубеже веков: харьковские СМИ
Украинский вестник
4 мая 1812 года по инициативе профессора университета Карла Нельдехена вышел первый номер газеты «Харьковский еженедельник». Газета выпускалась по субботам, общим тиражом в 600 экземпляров. Однако 20 июля 1812 года после выхода 12 номеров первое периодическое издание Харькова и Слобожанщины закрылось. По сути, газета представляла собой коммерческое издание, где размещались материалы преимущественно экономического характера и давались сельскохозяйственные советы.
Может быть, поэтому в № 48 «Живописного обозрения» за 1878 год А. Н. Синельников в статье «Квитко-Основьяненко» пишет следующее:
«В 1816 году в Харькове было положено основание местной журналистики: при университетской типографии стал выходить журнал «Украинский Вестник» под редакцией Филомафитского и Гонорского. Одним из издателей этого журнала на второй год его существования был Квитка. Здесь он печатал отчеты состояния дел «Благотворительного общества» и института, а также мелкие юмористические статьи, подписываясь под последними псевдонимом «Фалалей Повинухин». Вскоре появился в Харькове и другой журнал — «Харьковский Демокрит», с исключительно веселым направлением».
«Украинский вестник», издававшийся с 1816 по 1819 год, был первым в Украине литературно-художественным, научным и общественно-политическим ежемесячным журналом. Помимо Квитки-Основьяненко, с изданием активно сотрудничал и П. Гулак-Артемовский. В издании публиковались тексты о жизни и деятельности Григория Сковороды и истории Украины. Это и неудивительно — одной из своих задач создатели журнала считали ознакомление читателя с историей родного края. Тираж журнала составлял 350—500 экземпляров и, что немаловажно, журнал самоокупался.
Харьковские известия
В те же годы харьковский поэт и баснописец Василий Маслович начинает издавать сатирический журнал «Харьковский Демокрит». На тот момент это было первое и единственное чисто сатирическое издание в империи. В нем размещались шутливые стихи, литературные пародии, сатирические заметки, эпиграммы и ряд произведений на местную харьковскую тематику, написанных Василием Масловичем на разговорном украинском языке. Таким образом, это был первый опыт использования украинской речи в периодической печати.
Несмотря на то, что «Харьковский Демокрит» выходил лишь с января по июнь 1816 года, его значение в литературной жизни Слобожанщины, да и всей Левобережной Украины, огромно.
Годом позже начала выпускаться еженедельная газета «Харьковские известия». Она издавалась с 1817 по 1823 год университетской типографией в Харькове под редакцией А. Вербицкого. В издании было 4 раздела: местные известия, заграничные известия, анекдоты, объявления.
Губернские ведомости
«Но в ряду губернских ведомостей особенно выделяются одни — это «Харьковские Ведомости», которые могут служить прямо образцом для всех остальных, по своему типу приближаясь к изданиям столичным. Эти ведомости, служа идеалом обычных провинциальных ведомостей, показывают фактически, что и из губернских ведомостей можно создать солидную газету. По мере сил будут стремиться к подражанию им и реформированные с 1 января сего года «Витебские Губернские Ведомости», — характеризует издание в своей книге «О печати вообще и провинциальной в частности» 1899 года Никандр Дмитриевич Тихомиров.
Говоря об этой газете, невозможно не упомянуть имя нашего великого земляка: писателя, журналиста, переводчика Михаила Константиновича Первухина (1870—1928 гг).
Знаменит он тем, что является автором первого произведения в жанре «альтернативной истории» на территории бывшей Российской империи — «Вторая жизнь Наполеона». Первые рассказы автора были опубликованы именно в «Харьковских Губернских Ведомостях» в 1895 году.
СНИП
Считается, что из всех харьковских украиноязычных изданий, увидевших свет в досоветский период, лишь эта газета смогла продержаться целый год. Полное название периодического издания, которое выходило только на украинском языке в 1912 году по инициативе Николая Ивановича Михновского, было «Сніп, український часопис для інтелігенції».
По мнению самого Михновского, именно Харьков как центр Слободской Украины должен был стать колыбелью украинского печатного слова. Разрешение на издание было выдано 8 декабря 1911 года. Главным редактором газеты стал соратник Михновского — Михаил Антонович-Беленький.
С издательством сотрудничали такие видные деятели, как Иван Франко, Леонид Пахаревский, Кристина Алчевская, Николай Сумцов, Константин Бич-Лубенский и другие. Сама редакция размешалась на улице Конторской, в доме № 21. Уже 1 января 1912 первый номер газеты радовал своих читателей. Тираж каждого номера составлял около 1500 экземпляров. С февраля все желающие могли приобрести «Сніп» не только в Харькове, но уже и в Киеве, Одессе, Екатеринославе, Полтаве и Херсоне. В марте в газете появляется рубрика «Из жизни Слободской Украины».
Однако в силу того, что материалы в газете были весьма реакционны, издание находилось под бдительным надзором власти. Преследования цензуры и штрафы сопровождали еженедельник буквально с самого его рождения, и в дальнейшем их не становилось меньше. Так, 16 октября 1912 года харьковский инспектор по делам печати просил полицмейстера выдать распоряжение о конфискации тиража № 41, на который был наложен арест.
В статье «Из жизни украинцев в Париже» власти не понравилось сетование автора на тему того, что находящиеся в Париже эмигранты-украинцы живут разрозненно, не имеют между собою никакой солидарности и не преследуют общих интересов и целей. Автор приводил весьма интересный пример: когда артист Алчевский в Париже имел намерение основать там украинское товарищество, у него ничего не получилось. Далее выдвигались идеи о необходимости создания в столице Франции прочного украинского кружка, куда нужно подбирать людей с общими взглядами, которые будут собираться не для разговоров, а для дела, а также станут сотрудничать с другими «подневольными нациями».
История рецензента
Журналистка женского журнала «Модный Свет», пишущая под псевдонимом «Княжна» в июльском номере 1886 года напишет следующее:
«В Харькове, в коммерческом саду, актеры труппы господина Родона, недовольные корреспонденциями г. Р., вполне скромного и беспристрастного рецензента, окружили его и жестоко избили. Р. стал призывать на помощь. Явилась полиция и распорядители. Для составления протокола все отправились в контору театра. Здесь, не обращая внимания на полицию, актеры снова стали ругать и бить рецензента, пока околоточные и городовые не употребили в дело силу. Что можно подумать об этом неслыханном безобразии? Вот уж именно дикие люди».
Правда или вымысел
В харьковской прессе в начале ХХ века встречалось немало недостоверной информации под кричащими заголовками, претендующей на некую «сенсационность». Конечно, правоохранительные органы были обязаны проверять ее. В Государственном архиве Харьковской области можно обнаружить немало дел из серии «правда-ложь». На отдельных белых листах аккуратно наклеены вырезки из газет с указанием издания, года, номера и числа, а рядом — объяснение реального положения дел. Благодаря этому мы с вами можем сейчас узнать о том, какие же новости, выражаясь современным языком, были «фейковыми».
В № 25 за 1913 год в издании «Жало» был размещен материал под громким названием «Тухлое мясо»: «Не дорого ли (20 к. за фунт) берет г. Лелюк, торгующий на Рыбном базаре, за тухлое мясо с червями? Было бы очень полезно, если бы г. Лелюк ответил на этот вопрос через полицию, а еще лучше — через санитарного врача».
Возмущению горожан от такой новости, видимо, не было предела. Приход полиции не заставил себя долго ждать. После осмотра испортившегося товара в лавке у Лелюка, выяснилось, что мясо было вполне свежим, а вот новость — подгнившей. Неизвестно, было ли издание наказано за ложную новость, однако история оставила свидетельства того, что даже 100—200 лет назад работа журналиста была такой же опасной, как и сейчас, и подчас за недостоверные, а чаще всего честные, новости журналисты подвергались нападениям.
Ольга Тараб