“В Секуне местный священник повел меня к старинной Иовской часовне (находится на кладбище), чтобы показать старинную икону Божьей Матери, которая меня интересовала, — говорит Виктор Жадько. — Оказалось, поп не знал легенду о том, что Тарас Григорьевич реставрировал этот образ и придал ему вид иконы. Но я об этом читал в книгах и статьях. Скажем, шевченковед Петр Жур в 1979 году записал разговор с 86-летним Мефодием Рижком, который вспоминал: «Дед Иван рассказывал, что в их село приезжал вместе с членами познавательной экспедиции поэт Тарас Шевченко, рисовал церковь, не нынешнюю, построенную позже, и икону».
По словам шевченковеда, в 1893 году остатки храма в Секуне, зарисовки которого делал Шевченко, перенесли на новое кладбище, возвели часовню и освятили в честь преподобного Иова Почаевского. Сюда забрали и разный церковный инвентарь, храмовый архив и образ Божьей Матери. На вопрос журналиста о том, как удалось найти подтверждение, что эта икона — Тарасова работа, Жадько ответил: “Размышлял так: обычно художники оставляют на своих работах подпись или какой-то знак. Внимательно рассмотрев икону, я ничего не нашел. Но встречаются случаи, когда автограф закамуфлированный. Поэтому сделал 32 фотоснимка отдельных частей полотна, чтобы после возвращения домой увеличить изображение с помощью компьютера и тщательно исследовать. Как оказалось, меня ждало открытие”. По словам ученого, когда он увидел образ, поразило то, что на Божьей Матери и Сыне Божьем нарисованы ожерелье и другие украшения — именно украинские. По православным канонам иконописи этого не должно быть. “Увеличив изображение, заметил в медальоне на груди Иисуса буквы «Ш» и «Т», а также дату — «1846». Именно осенью этого года Тарас Шевченко как член Археографической комиссии уехал в командировку на Волынь, чтобы сделать рисунки исторических памятников, записать народные предания, песни, сказки, да и завернул в Секунь. Интересная деталь: инициалы автора вмонтированы внутрь обрамления так, что визуально выглядят как герб Украины — трезубец. После этой исключительной находки я отыскал в архиве Почаевской лавры книгу «Опись церковного имущества», которая была заведена в Секуньскому храме еще в 1806 году — это опись имущества, события религиозного содержания: свадьбы, похороны, праздники… Напротив записи «Образ Божией Матери с Престолом» указано: «В 1846 году образ сей рештаврирован проезжим художником Тарасием Шевченко». Так я получил еще и такое доказательство Шевченкового авторства”, – говорит Виктор Жадько.
Шевченковед отмечает, что секунская икона – необычна и выбивается из канонического ряда. Лицо Божьей Матери на иконе – одно и то же, что и на портрете Боны. Именно поэтому на образе Богоматери изображены атрибуты монаршей власти: корона, мантия, кресты и медальоны в золотых подвесках. Когда Шевченко взялся реставрировать икону, ей было более 300 лет. “Основания назвать эту цифру дает то, что мне удалось выяснить в архиве Почаевской лавры: изначально это была не икона, а комнатный портрет королевы Боны с одним из ее сыновей. Бона — жена Сигизмунда I Старого, польская королева, по происхождению герцогиня Миланская, Неаполитанская принцесса, дочь миланского герцога Джана Галеаццо Сфорца и Изабели Арагонской. Королева Бона занималась на Волыни благотворительностью, ее чтил и молился на нее простой народ. Там и сейчас есть гора Бона, ее еще называют «Замковая»”, – объясняет Виктор Жадько и рассказывает, что в Почаевской лавре найдены не только важные документы об иконе Божьей Матери, но и сфотографированы места, где Тарас Шевченко рисовал виды и пейзажи этой святой обители.