"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Народный из народа

На их выступления и фильмы с их участием невозможно было купить билет, на улицах поклонники буквально рвали своих кумиров на части, сочиняли про них анекдоты и стишки: «До-ре‑ми-фа-соль-ля-си, ехал Штепсель на такси, Тарапунька прицепился и бесплатно прокатился» и т. п.

Начало начал

Юрий Тимошенко родился 2 июня 1919 года в Полтаве. В 1937 году закончил школу № 3. Высокими результатами в учении мальчик похвалиться не мог, хотя и вырос в семье учителей. Но когда Юрий выходил на сцену, ему не было равных. В 10‑м классе Тимошенко организовал театральный кружок и сам поставил спектакль «12 стульев». Кстати, иногда коллектив Юрия проводил репетиции вместе с драмкружком младших школьников, к которому входила будущая народная артистка СССР Клара Лучко.
Во время подготовки к спектаклю «12 стульев» дети во главе с Тимошенко сами соорудили универсальную декорацию, которая подходила для всех сцен. Стулья утянули из дома мест-ного врача. Это темное дело доверили его сыну, который тоже попробовал себя в роли актера. Сам Тимошенко был режиссером и сыграл главную роль — Остапа Бендера.
Начинающие актеры на сцене так пришли в восхищение, что по-настоящему раскромсали стул, но его владелец не обиделся — даже разрешил делать с другой мебелью все, что захочется. Стулья и в самом деле еще пригодились — спектакль сыграли еще и в Доме культуры железнодорожников. Это было символически, ведь его построили то ли на деньги, найденные в стуле, то ли на лотерейный выигрыш. Хотя первая версия полтавчанам больше нравится.
Тарапунька всю жизнь себя считал Бендером. И когда его на пике популярности не позвали сняться в этом фильме, очень обиделся.

Напарники

Со своим напарником Штепселем — актером Ефимом Березиным — Тимошенко по-знакомился в Киевском театральном институте им. Карпенко-Карого.
«Мы с Ефимом одногодки, родились в 1919 году, — вспоминал артист. — До войны учились в Киевском театральном институте. И уже тогда задумывались об эстрадной деятельности. Толчком стала встреча с режиссером, который на студенческом вечере, посмотрев наше выступление, предложил к выпуску подготовить интересный номер. Наше обозрение «Давайте не будем» попало на Всесоюзный конкурс артистов эстрады».
На конкурсе друзья заняли первое место. На сцене в Москве появились образы обычного сельского милиционера и театрального осветителя, который поучал милиционера — наивного, не замечающего недостатков.
В годы Великой Отечественной войны обоих артистов призвали в армию, они попали в одну часть. Но когда выдавалась свободная минута, смешили товарищей, разыгрывая различные сценки.
«Нас заметили и предложили перейти в армейский ансамбль песни и пляски. Тогда мы и создали образы, знакомые и близкие каждому солдату. Именно на фронте мы поняли, какое огромное значение имеет поэзия. Она поднимает дух, помогает разбить врага».
Правда, в ансамбле песни и танца Юго-Западного фронта Тимошенко выступал в образе банщика Мочалкина, а Березин — в образе повара Галкина. От образов милиционера и осветителя друзьям пришлось отказаться из-за одного случая в Киеве.
Артисты часто ездили по госпиталям и возили с собой чемодан с костюмами, среди которых была и милицейская форма. Однажды в Киеве по радио передали, что в город заброшены немецкие диверсанты, и многие из них одеты в милицейскую форму.
Артисты ехали в трамвае, когда их чемодан открылся, и из него вывалилась злополучная форма. Их окружили и повели в участок. К счастью, в милиции актеров узнали и отпустили. Но осветителю и милиционеру с тех пор пришлось уйти со сцены, тогда-то им на смену и пришли «фронтовые» повар Галкин и банщик Мочалкин.

Штепсель и Тарапунька

После войны артисты продолжили совместные выступления, придумав в 1946 году новые образы. Юрий Тимошенко стал милиционером Тарапунькой, а Березин — монтером Штепселем. Под этими именами они и запомнились советским зрителям.
Кстати, Тарапунькой Юрия Тимошенко нарек советский режиссер Александр Довженко. Зная о том, что в Полтаве, недалеко от клуба, где любил бывать артист, протекала небольшая речушка Тарапунька, Довженко предложил ему взять название реки как псевдоним.
«Не правда ли, в этом слове есть что-то веселое и одновременно ласковое?» — говорил Юрий Тимошенко.
Несомненной находкой артистов был способ общения между Тарапунькой и Штепселем: Тарапунька говорил на украинском языке, а Штепсель — на русском. Сочетание двух языков придавало не только особый оттенок их выступлениям, оно давало артистам возможность использовать богатство юмора обоих народов и создавать особые комические моменты во время выступлений.
«Это наша задумка и служит она только средством раскрытия богатой культуры украинского и русского народов, — говорил Тимошенко. — У нас творческое содружество».
По этому поводу поэт Расул Гамзатов как-то пошутил: «Выступление Тарапуньки и Штепселя для меня — праздник дружбы народов».
Артисты начали с интермедии парного конферанса, потом перешли к самостоятельным концертным номерам, а затем и к созданию эстрадных спектаклей: «Везли эстраду на декаду», «Ровно 20 с гаком», «Смеханический концерт», «От и до» и т. д.
Кроме того, популярный дуэт снял по собственным сценариям кинокомедии «Тарапунька и Штепсель под облаками» (1953), «Приключение с пиджаком Тарапуньки» (1955), «Штепсель женит Тарапуньку» (1957), «Ехали мы, ехали…» (1962).
Штепсель и Тарапунька шутили не только со сцены, но и в жизни. Как-то в Ленинграде на декаде искусств всех поселили в «Астории», а у Сергея Михалкова как раз был день рождения. Он пожадничал и накрыл скромный стол в своем гостиничном номере, но ему несли такие шикарные подарки: кто-то — старинную картину, Тарапунька со Штепселем — напольные часы, кто-то — огромный фикус — и Михалков в ответ заказал в гостиничном буфете икры с выпивкой.
Наутро он пригласил плотника, чтобы запаковать все крупногабаритные подарки. Тут с визгом прибежала горничная: «Что вы делаете? Это картина из номера напротив, а часы — из номера Тарапуньки»…
Дуэт просуществовал около 40 лет, пользуясь в СССР огромной популярностью. Артистам ежедневно приходили кипы писем, на некоторых из них было написано просто: «Москва. Кремль. Штепселю и Тарапуньке».

Личное

Юрий Тимошенко и певица Юлия Пашковская, ученица Клавдии Шульженко, по-знакомились, когда наш славный земляк был уже знаменитый. Будущая жена артиста жила во Львове, пела на эстраде, снялась в нескольких фильмах. В «Обычной истории» кинорежиссеров Игоря Земгано и Николая Литуса сыграла главную роль.
Однажды Юлии Пашковской позвонили по телефону с интересным предложением: «Штепсель и Тарапунька ищет певицу в гастрольную группу. «Приезжайте на прослушивание!» Юлия запела романс «Гори, гори, моя звезда» и, как оказалось позднее, именно этим покорила Тарапуньку, метр украинской эстрады не устоял перед ее красотой и талантом.
Тем не менее отношения между ними долго не складывались. Ведь Тимошенко в то время был женат на народной артистке СССР, актрисе театра имени Ивана Франко Ольге Кусенко. Своеобразным детонатором стало предложение руки и сердца, которую сделал Юлии Максимовне актер Иван Козловский. На постгастрольном банкете он поднял бокал и объявил: «Юлия! Станьте моей вдовой!». Его поправили: «Может, женой?» На что Козловский ответил: «Я старый, она молодая, так что большую часть жизни придется пробыть вдовьей».
Тимошенко сидел хмурый, а потом сознался, что очень разнервничался. Так и начался их роман.
Когда Юрий Тимошенко сделал певице предложение, Юлия Максимовна очень перепугалась: ее мать отец покинул, когда Юлия была еще ребенком. И с тех пор она твердо знала: нельзя разрушать чужое счастье. Но друзья Тимошенко убедили, что любовь между Юрием и женой давно угасла.
В 1961 году Юрий и Юлия расписались в Полтаве во время гастролей. Жених был в ударе и, поставив свою подпись, на весь зал выкрикнул: «Ощущаю, что влип навсегда».
Но новой семье нигде было жить. Тимошенко обратился в Киевский горсовет с просьбой о предоставлении квартиры. Ему отказали, причем грубо, по‑хамски. Он не стал никому жаловаться, вместе с новой женой уехал в свою родную Полтаву, зашел к директору местной филармонии и сказал, что поскольку ему в Киеве негде жить, он решил переехать в Полтаву и работать в Полтавской филармонии. Обалдевший от радости директор тут же издал приказ о приеме на работу нового артиста, помчался с этой новостью в обком, где тут же было принято решение о предоставлении Юрию Тимошенко шикарной трехкомнатной квартиры. В это время в Киеве забили тревогу, предстояли гастроли в Москве и Ленинграде, шла регулярная реклама, все билеты были давно проданы. Директор Укрконцерта позвонил в Полтаву, разыскал Тимошенко, напомнил о гастролях.
—Я не смогу поехать в Москву, — ответил Юрий. — Я — артист Полтавской филармонии, у меня гастроли в Сосновке и Пятихатке.
Затем позвонил министр культуры:
—Юрий Трофимович, вы подводите Украину!
—Почему? Я работаю в украинском городе Полтаве, в украинской Полтавской филармонии, выступаю в украинских селах. Меня здесь ценят, любят, наконец, у меня здесь есть, где жить, в отличие от Киева…
Как вы понимаете, скрипя зубами, квартиру в Киеве ему немедленно предоставили. Но клевать продолжали: за независимое поведение, за дерзкие высказывания…

Случай из жизни

Как-то раз артисты ехали в Москву на Декаду украинской культуры. Ехали они в штабном вагоне, в котором находилось только высокое начальство и все народные артисты. Начало декады совпало с окончанием студенческих каникул. На какой-то станции к ним в вагон проскользнул студент, «зайцем» возвращавшийся в Москву. Тимошенко приветливо заговорил с ним, вспомнил свой институт, пошутил по поводу вечного студенческого безденежья. Спросил: «Конечно, хочешь есть?» и, не дожидаясь ответа, пошел в буфет за продуктами. Когда он вернулся, нагруженный пакетами, студента уже не было: по требованию какого-то вельможного чиновника проводник на первой же остановке выдворил «зайца», ехавшего «не по рангу». На Тимошенко страшно было смотреть, это было то состояние, когда он становился неуправляемым. Довести его до этого могли только обида и несправедливость. Он чуть не выломал дверь в купе, где заперся перепуганный чиновник, бился о закрытую дверь и кричал:
—Выйди! Я хочу посмотреть в твои глаза!.. Ведь он хотел есть! Ты выгнал голодного человека!.. Ты молодость свою выгнал!
С трудом удалось успокоить его и оттащить от двери.
Или вот еще один случай: когда Тарапуньке и Штепселю давали звание народных артистов УССР, сначала решили присвоить его Тимошенко и только потом Березину. Юра и слышать об этом не захотел: «Или мы получаем звание одновременно, или я от него отказываюсь!». Фима просил его не горячиться — в конце концов, это же не принципиальный вопрос, но Тарапунька закусил удила и твердо стоял на своем. Закончилась эта история тем, что звание в тот раз не дали никому, а спустя какое-то время присвоили сразу обоим. А вот народными артистами СССР Тимошенко и Березин так и не стали — их документы несколько раз подавали в высокие инстанции, но их все время возвращали обратно. Хотя, более народных артистов, чем они, найти было трудно.
* * *
Юрий Тимошенко скончался 1 декабря 1986 года на 68‑м году жизни во время гастролей в Ужгороде. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА