Наша Люся
Актриса театра и кино прожила интересную жизнь. О ее творчестве и карьере, личной жизни, мужьях, дочке можно говорить бесконечно. Но в память о нашей землячке мы решили вспомнить ее самые яркие роли в кино, исполняя которые, Гурченко покорила сердца миллионов зрителей.
Черное платье, белая муфта
«Только не Гурченко!» — сказал Эльдар Рязанов после того, как перепробовал на роль жизнерадостной Леночки Крыловой десяток молодых начинающих актрис. Юная харьковчанка поначалу не понравилась членам художественного совета. Виной тому был молодой оператор, который неудачно снял артистку.
На съемочную площадку Люсю привел директор «Мосфильма» Иван Пырьев. «Оденьте ее нормально, причешите и успокойте! И будет вам человек!» — сказал он и вышел из павильона.
Поначалу Гурченко это очень обидело, ведь ее внешность была не по вкусу режиссеру фильма. Но она не стеснялась сама давать советы костюмерам и гримерам.
К черному муаровому платью, в котором Люся исполняла «Песенку о хорошем настроении», настоятельно потребовала беленькую муфточку. И никак без нее не соглашалась сниматься. В огромной костюмерной киностудии «Мосфильма» подобной муфточки не нашлось, и тогда Эльдар Александрович позаимствовал ее у своей жены.
Уже в 1995 году режиссер, придя на «Рождественский бенефис Людмилы Гурченко», принес с собой ту самую муфточку.
«Элик! — грустно улыбнувшись, сказала Людмила Марковна. — Это все, что осталось от картины? Ты, я и муфточка…».
Фильм никому тогда неизвестного режиссера Рязанова со студенткой ВГИКа Людмилой Гурченко в главной роли выстрелил в десятку и стал лидером советского кинопроката в 1956 году с общим числом проданных билетов в 49 млн. экземпляров.
Все девушки Советского Союза хотели быть хоть чуть-чуть похожими на Гурченко: они шили себе платья, точь-в-точь как у Леночки Крыловой, садились на диеты, затягивали пояса платьев. Кстати, во время съемок обхват талии актрисы был 46 сантиметров. Однажды, через много лет после выхода «Карнавальной ночи», на одну из театральных вечеринок Гурченко принесла ремень от платья, в котором она играла Леночку Крылову. Никто из присутствующих на себе его не смог застегнуть.
Людмила Гурченко сыграла более чем в 100 фильмах. Перечислить и назвать все просто невозможно. Ее героини были добрыми и злыми, хитрыми и доверчивыми, веселыми и печальными. В одном из своих интервью актриса сказала: «А, вообще, биографию и характер актера можно проследить по его ролям. Как бы тонко я не перевоплощалась и не пряталась за текст. Везде, во всех ролях, есть частица меня».
Хозяйка шляпного салона
Трудно представить, что хозяйку шляпного салона Клару, вскружившую голову герою-красавцу Андрея Миронова в фильме «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе, играла бы другая актриса.
«Люся Гурченко пробовалась на роль аферистки Зои в фильме «Крах инженера Гарина», — вспоминает режиссер. — Она очень хотела стать Зоей. Но вместо нее в аферистку перевоплотилась актриса Нонна Терентьева. Мне так понравилась игра Нонны, что я хотел ее пригласить и на роль Клары Бокордон в «Соломенную шляпку». Но в этом образе более убедительной была Людмила. До того как прийти ко мне на пробы, она уже снялась в картине «Карнавальная ночь» и в фильме моего отца «Музыкальный магазин». Поэтому я и предложил ей роль в «Соломенной шляпке». Она согласилась, несмотря на то, что была на меня немного обижена».
Роль Клары Бокардон — эпизодическая, но песня «Очаровательный корнет» в исполнении Людмилы Гурченко и ее блистательный диалог с Андреем Мироновым сделали ее одной из изюминок фильма.
Считается, что именно из-за «Соломенной шляпки» Эльдар Рязанов не утвердил Гурченко и Миронова на роли Жени Лукашина и Нади Шевелевой в «Иронии судьбы» — уж слишком легкомысленным и легковесным казался водевиль Квинихидзе. Однако именно «Соломенную шляпку» смотрят по телевизору в новогоднюю ночь Надя Шевелева и Ипполит.
«Танец в фильме придумывали на ходу, без балетмейстера. В паре с Андреем мы хорошо сработали. Хотя у нас был контакт только на площадке. Я его не знала как человека», — вспоминала Гурченко.
Лучшая драматическая роль
В 1975 году режиссер Алексей Герман начинает съемки фильма «Двадцать дней без войны» по сценарию Константина Симонова.
«Съемки проходили в весьма тяжелых условиях, когда мы проживали в ледяных, плохо отапливаемых вагонах военного времени в степях Северного Казахстана или в зимнем Ташкенте. Требования к фильму были очень жесткими: холод, отсутствие уюта были слагаемыми при создании образа театральной костюмерши Нины Николаевны», — вспоминал режиссер.
Партнером Гурченко, сыгравшей Нину, по фильму был Юрий Никулин, к тому времени зарекомендовавший себя в первую очереди как комедийный актер. В одном из последних своих интервью Гурченко с благодарностью вспоминала, как Никулин помогал ей на съемках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую почти два года снимали».
И даже во время съемок драмы актеры не переставали шутить на съемочной площадке.
Запомнился актрисе один эпизод: во время диалога Нины и Василия героиня Гурченко просит своего возлюбленного: «Обними меня. У тебя такие сильные руки». – «Это ты еще не видела мои ноги!» — ответил шепотом на ухо актрисе Никулин. Лирическая сцена была сорвана, зато актеры насмеялись вдоволь.
Когда же фильм вышел на экраны, и спустя много лет критики в один голос говорили, что Гурченко сыграла одну из лучших своих драматических ролей.
Мама с рожками
Людмила Гурченко всегда оставалась музыкальной актрисой. И мюзикл «Мама» Элизабет Бостан предоставил ей возможность продемонстрировать отличные вокальные данные, а также пластику и артистизм.
«Мама» — это была совместная работа СССР, Румынии и Франции. Фильм вышел на трех языках: русском, английском и румынском.
Михаил Боярский, сыгравший Волка, вспоминает: «Это была адская работа. Мы по ночам сидели с Люсей Гурченко и учили какую-то абракадабру, ничего не понимая. На английском выть было попроще, а румыны придумали такое… что мы за голову хватались».
Ради участия в этом фильме Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Съемки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и тяжелые испытания. Во время съемок на катке клоун Олег Попов, игравший роль Медведя, неожиданно упал на Гурченко и сломал ей ногу, размозжив кость на девятнадцать осколков. После такой травмы врачи готовили артистку к инвалидности и утверждали, что шансов вести полноценную жизнь у нее практически нет. Долгие месяцы, проведенные в больнице, четыре операции по пять часов каждая, тяжелые, изнуряющие тренировки и боль. Но Людмила Марковна встала на ноги, при этом закончила съемки в «Маме» — приезжала на костылях на съемочную площадку.
Со званием «Народная»
После выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» Людмила Марковна получила звание «Народная артистка СССР».
Людмила Гурченко вспоминала, что во время первой презентации «Вокзала» в кинотеатре атмосфера была натянутая. Но по мере того, как на экране раскручивался сюжет, атмосфера в зале теплела. А вечером возле гостиницы их уже встречала толпа поклонников нового кинофильма. Картина была признана лучшим фильмом года.
О своей работе с Олегом Басилашвили актриса рассказывает: «Сначала я даже не знала, как его отчество. Первый кадр — зима, финал картины, мы где-то в Люберцах, холод, ужас. Обоим хочется в уборную. А это же поле голое, гора. Он с одной стороны сходит в туалет, я с другой. А к концу картины это уже был родной человек».
В свою очередь Басилашвили называет съемки в фильме одними из самых светлых дней в жизни. И не только потому, что картина стала популярной. А потому, что на этих съемках актер встретился с Людмилой Марковной — «замечательной актрисой, которая не проводит ни минуты вне поля искусства».
«Снимали эпизод, как наши герои бегут в колонию, чтобы Платон не опоздал к утренней проверке, — вспоминал Рязанов. — Съемки проходили в солнечные, морозные февральские дни, когда градусник показывал -30 °С. И артистам пришлось не столько играть, сколько пробежать и пережить то, что предстояло пробежать и пережить их персонажам. Они спотыкались, падали, вставали, снова валились, ползли по снежной дороге, по-настоящему изнемогали от усталости. У Гурченко после этого были вдрызг разбиты обе коленки».
Интеллигентная разлучница
В 1984 году на экраны выходит фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби», где Гурченко сыграла роль разлучницы Раисы Захаровны, вторгшейся в семью Кузякиных.
Съемки эпизода купания Раисы Захаровны и Василия проходили в ноябре в Батуми. Температура воды тогда составляла 14 °С. Вынырнув из воды, Александр Михайлов растерялся и не сразу заметил свою партнершу. «Саша, ешкин кот! — сказала Люся. — Плыви в другую сторону!»
Зрители не смогли остаться равнодушными к Раисе Захаровне. Да и как было устоять, когда героиня Гурченко авторитетно рассуждала об инопланетянах, о нетрадиционной медицине, слушала элегии Массне, а при необходимости могла и от души «послать»: «Людк, а Людк! Тьфу, деревня!».
Кстати, в пьесе Владимира Гуркина, по которой был поставлен фильм, совершенно не был прописан образ Раисы Захаровны. «Я долго выпытывал у драматурга: какая она, как выглядит, как говорит? — рассказывал Меньшов. — Но понял, что сам Володя не имел о ней четкого представления. Тогда я стал самостоятельно придумывать, поскольку хорошо себе представляю этот тип женщин». Поэтому на роль Раисы Захаровны режиссер искал манерную даму. Предложил роль Татьяне Дорониной, Ольге Яковлевой и своей жене Вере Алентовой. Идея пригласить Людмилу Гурченко пришла уже в процессе работы.
Кстати Гурченко добавила в фильм красок. Для начала привлекла к съемкам собственную собачку. А потом придумала, что ее Раиса Захаровна разводит кактусы. За эту деталь Меньшов тут же ухватился, и жилплощадь разлучницы уставили растениями, о которые постоянно кололся неверный Василий.
Подготовила Анастасия БЫКОВА