Наслаждаться профессией
Кирилл Лавров родился в 1925 году в Ленинграде в актерской семье.
Его отец, Юрий Сергеевич Лавров, — народный артист СССР, уже в 14 лет поступил на работу в Большой драматический театр имени Горького. В то время там работали Владимир Федорович Монахов, Юрий Михайлович Юрьев, Мария Федоровна Андреева, а литературным директором театра был Александр Блок. Получается, что фамилия Лавровых связана с этим театром давно, и до сих пор в кабинете Товстоногова висит эскиз Александра Николаевича Бенуа, где написано: «Эскиз костюма» и маленькими карандашными буквами — «Лавров». Вскоре отцу Кирилла надоело участвовать в массовках, и они вместе с Владимиром Николаевичем Соловьевым, очень известным режиссером, решили создать свой Молодой театр. В нем Лавров познакомился с молодой актрисой Ольгой Ивановной Гудим-Левкович, которая стала его женой и мамой Кирилла. Помимо театра, мама Кирилла Лаврова занималась литературно-чтецкой деятельностью и много записывалась на радио.
В детстве Кирилл был обычным ленинградским пацаном в самом банальном смысле слова. Рос весьма хулиганистым и задиристым мальчишкой. В то время, до войны, вся шпана, и Кирилл в том числе, гуляла по «Бродвею» — части Невского от площади Восстания до Литейного, а добропорядочные граждане предпочитали обходить их по другой стороне проспекта.
Одним из увлечений Кирилла был футбол, он даже сам играл в футбол, причем для мальчишки играл профессионально, наверное, поэтому его взяли в команду ленинградского «Спартака».
Война
Кириллу Лаврову было 15 лет, когда началась война. До блокады его — вместе с мамой и трехлетней сестрой — успели вывезти в эвакуацию в Новосибирск. По дороге он заболел тифом, так что сразу с вокзала в Новосибирске Лаврова забрали в больницу. Поправившись, он не пошел в школу доучиваться. Он подрабатывал грузчиком, потом пошел работать токарем на военный завод. При этом Кирилл Лавров почти каждый день наведывался в военкомат — просился на фронт, и это несмотря на то, что у него была бронь от завода.
Его призвали в армию в 1943 году. Так как ему еще не было восемнадцати, Лаврова сразу отправили в астраханское летное училище получать профессию авиатехника. После учебы в качестве механика он 5 лет проработал на авиационной базе на Курильских островах, где обслуживал бомбардировщики «Пе-2». Лавров вспоминал спустя много лет: «Я искренне хотел защищать Родину, хотел попасть на фронт, чтобы с винтовкой в руках бить фашистских гадов. Какой-то смешной инструктор обкома пугал меня своими вопросами: «Вот если ты попадешь в плен к немцам, выдашь своих или нет?», а я ему отвечал: «Не выдам!»
Театр
Первой сценой Кирилла были подмостки самодеятельного театра в армии. Служил-то он на краю света: закончишь службу — идти некуда, тоска смертная. Вот от этой-то тоски и создали драматический кружок. И после демобилизации в 1950 году Кирилл Лавров, едва сойдя с поезда, сразу побежал показываться Товстоногову, работавшему тогда в Театре им. Ленинского комсомола. Его имя уже гремело, а Кирилл играл в самодеятельности с большим успехом и самонадеянно считал себя опытным актером. Но, когда Георгию Александровичу доложили, что его дожидается какой-то солдат, он удрал от него через другой ход.
В театральный институт поступить тоже не удалось, ведь Кирилл не закончил школу и не имел аттестата зрелости. Тогда он поехал в Киев к отцу, который был одним из ведущих актеров Театра имени Леси Украинки. Юрий Сергеевич не очень обрадовался приезду 25-летнего сына, с которым не виделся много лет, тем более что Кирилл рассчитывал жить у отца, хотя у того давно была новая семья. Однако вскоре отец и сын подружились, тем более что оба были людьми остроумными и оптимистичными. Кирилла зачислили в группу артистов-стажеров Театра имени Леси Украинки, он выходил в массовке, а затем и в небольших ролях.
Наставником в профессии стал отец, а также руководитель театра Константин Хохлов, который работал еще со Станиславским. Ну а затем Хохлова назначили художественным руководителем ленинградского Большого драматического театра, и он пригласил с собой Лаврова. На ленинградской сцене Кирилл успешно сыграл несколько ролей, впрочем, с Хохловым проработал недолго — тот скончался. А в театр пришел новый главный режиссер, тот самый Георгий Товстоногов.
Среди самых ярких театральных ролей — его герои в постановках Георгия Товстоногова «Пять вечеров», «Океан», «Мещане», «Ревизор».
Когда в 1989 году умер Товстоногов, всеобщим тайным голосованием Кирилла Лаврова выбрали на должность художественного руководителя театра. Против был только один голос — его собственный. При повторном голосовании против проголосовали двое: Кирилл Лавров и его жена. Но, конечно же, актеру пришлось согласиться. Никогда в жизни Кирилл Лавров не думал, что будет чем-то руководить, а тем более театром, который всегда вызывал у него священный трепет.
Кино
Первую эпизодическую роль в кино — рабочего-каменщика — Лавров сыграл в 1955 году в картине «Васек Трубачев и его товарищи». А в популярном в те годы фильме «Максим Перепелица» Кирилл снялся в настолько маленькой роли армейского фотокорреспондента, что его фамилию даже не указали в титрах. И вот, наконец, пригласили на главную роль — лейтенанта Кости Ласточкина в картине «Ссора в Лукашах».
Однако решающим для актера стал 1964 год, когда режиссер Александр Столпер пригласил его на роль Синцова в фильме «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова, который и настоял именно на Лаврове.
Актер вспоминал: «С Симоновым мы познакомились в Большом драматическом, когда ставилась его пьеса «Четвертый»: после спектакля посидели за рюмкой. Тогда Константин Михайлович и предложил мне роль Синцова в экранизации романа. Я, помнится, растерялся: «Он же совсем не такой, как я. Он — крупный, большой!». Симонов подумал и сказал: «Хорошо, если для вас это принципиально, то в продолжении романа Синцов будет среднего роста».
«Живые и мертвые» мы снимали в Калининской области. Однажды на поле, где были вырыты окопы, появился военный газик. Из него вышел Константин Михайлович. Не поверишь, но у меня вдруг возникло ощущение, что вот там, за лесом, действительно — враг, а Симонов сейчас военный корреспондент, приехал к нам за материалом для своего фронтового очерка. Мы сидели на бруствере и долго разговаривали. Было много и других встреч. Как-то у себя дома он усадил меня за свой письменный стол, снял с полки несколько толстых папок и положил передо мной: «Здесь все, из чего вышли «Живые и мертвые». Возможно, пригодится вам в работе». Согласись, дорогого стоило это писательское доверие ко мне, в то время почти неизвестному никому артисту. Мало того, что он как бы впустил меня в свою творческую лабораторию, так еще дал понять, что принимает меня в соавторы образа Синцова».
В 1969 году вышел фильм Ивана Пырьева «Братья Карамазовы», где Лавров исполнил роль Ивана Карамазова. Этапной для актера стала и роль Андрея Башкирцева (прообраз Сергея Королева) в фильме «Укрощение огня» Даниила Храбровицкого. Потом последовала целая череда превосходных работ, таких как, граф Карнеев в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», Гладышев в «Объяснении в любви», Виктор в «Долгой счастливой жизни», Болингброк в телефильме «Стакан воды», Ярослав Мудрый в «Ярославне — королеве Франции».
В постсоветские годы снимался в таких картинах, как политический детектив «Шизофрения» (1997), «Нежный возраст» (2000), телесериалы «Убойная сила» (2000), «Бандитский Петербург» (2000).
…Последней работой актера стала роль Понтия Пилата в сериале «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко.
Любовь
Со своей первой и единственной женой Лавров познакомился в самом начале 50‑х. Он тогда работал в киевском Русском драмтеатре имени Леси Украинки и приехал на свои первые гастроли в Москву. В один из свободных от спектакля дней Лавров оказался возле Школы-студии МХАТ, а юная москвичка Валентина Николаева была одной из студенток этого заведения. В тот момент, когда она вышла из здания на улицу, Кирилл стоял на углу и внимательно смотрел на водосточную трубу, которая, как сумасшедшая, раскачивалась на ветру. Он был так увлечен этим зрелищем, что не увидел вышедшую на улицу девушку, а та, наоборот, его сразу заметила. Причем первое ее впечатление о нем было не самым лучшим: «Стоит какой-то идиот и глядит на трубу! Как будто других занятий нет!» На этом их первая встреча тогда и закончилась.
Но судьбе было угодно распорядиться так, чтобы после окончания студии Валя Николаева попала по распределению не куда-нибудь, а именно в Киев, в Театр имени Леси Украинки. И там она вновь встретила того «идиота», который несколько лет назад с таким интересом разглядывал водосточную трубу. Только теперь ее мнение о нем изменилось. Во-первых, она узнала, что Лавров — один из самых талантливых молодых актеров театра, во-вторых, он оказался очень милым и симпатичным человеком. А началось все… с уборки снега. В ту зиму его выпало в Киеве столько, что актеров обязали выйти на улицы для расчистки. Молодая актриса Николаева на уборку не явилась. Лаврову, как секретарю комсомольской организации, поручили «пропесочить» саботажницу. С этого он и начал, но вскоре перешел на комплименты, уж очень симпатичная была девушка.
Впрочем, у Валентины оказалась соперница из той же актерской среды — Элина Быстрицкая. Но роман с Кириллом сама же Элина и оборвала. Как-то Лавров на пару недель уезжал из Киева, и Быстрицкая пришла на вокзал с букетом цветов. Увидев, что рядом с Кириллом стоит другая, которую Лавров представил: «Знакомься, это Валя», Элина выкинула букет в урну и ушла. Больше о Кирилле она и слышать не хотела.
В 1954 году они поженились. О том, как они жили в те годы, рассказывает Кирилл Лавров: «Мы с женой первое время ели одни только рожки — самое дешевое, что тогда было. За год я даже пары носков себе не позволил — жена мне штопала старые. Зато мы купили свой первый автомобиль, «Москвич-401», в том же 54‑м».
В 1955 году в жизни Лаврова произошло сразу два радостных события: во-первых, у него родился сын Сережа, а во-вторых, он попал в Ленинградский БДТ. С тех пор он там и работает. В 1965 году у актера родился еще один ребенок — дочка Мария.
Семейный дуэт Лавровых просуществовал почти 50 лет. В 2001 году актер овдовел. С этого момента его единственным утешением стали дети и внучка.
Последние годы
Кончину своей жены Валентины Кирилл Лавров переживал тяжело.
В огромной пустой квартире каждый предмет навивал ему печальные воспоминания.
Именно тогда Кирилл Юрьевич попросил дочь Машу переехать к нему на Петровскую набережную со всем своим семейством. Жить в одиночку он физически не мог.
Однако быть членом большой и шумной семьи для пожилого человека оказалось тоже делом не легким.
Года через два он перебрался на Большую Конюшенную улицу в квартиру, предоставленную ему театром, и принял решение, породившее впоследствии тысячи пересудов.
В свои 80 лет народный артист привел в дом 30-летнюю девушку — Анастасию Лозовскую, работавшую в БДТ костюмершей.
Надо сказать, что в театре и раньше многие знали, что Анастасия по уши влюблена в своего шефа. Промывали ей косточки регулярно. Но теперь, после такого поворота, личная жизнь худрука стала центральной темой всех закулисных разговоров. Не зря театры называют террариумами единомышленников.
Сам Кирилл Юрьевич называл Настю за ее доброту и преданность — «Санчо Панса». И постепенно, отбросив стеснительность, стал все чаще появляться с девушкой на различных мероприятиях, представляя ее как супругу. Народный артист помолодел, повеселел и воспрял духом. Эта любовная история продлила жизнь артисту еще года на три.
* * *
Последний раз он появился на людях во время похорон своего друга М. А. Ульянова — ровно за месяц до кончины. Говорил, что очень плохо себя чувствует. И это было непривычно слышать из уст такого волевого человека.
Скончался Кирилл Юрьевич 27 апреля 2007 года: за полгода до смерти врачи поставили ему диагноз «лейкемия». Отпевание состоялось в храме Леушинского подворья. Похоронен рядом с женой на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА