Восемь лет назад в ночь на 28 февраля по обледенелой дороге Мичуринского проспекта в Москве на автомобиле Volkswagen Караченцов торопился в город с дачи, получив известие о смерти тещи. Но домой актер так и не доехал. Попав в аварию, он был доставлен в больницу, где ему той же ночью была сделана трепанация черепа и операция на головном мозге. 26 дней Караченцов пролежал в коме.
После долгого периода восстановления, он опять попал в больницу — с инсультом.
Но благодаря своей жене Людмиле Поргиной, ее поддержке и любви, а также собственному желанию жить, актер не сдается и продолжает мечтать о ролях в театре и кино.
Урри, Урри!
Известность Николаю Караченцову, как киноактеру, принес художественный фильм «Старший сын», снятый режиссером Виталием Мельниковым, где Караченцов сыграл студента, который выдает себя за сына незнакомого человека, а тот с радостью признает в нем свое пропавшее чадо. Однако Владимир Бусыгин (герой Караченцова) и сам привязывается к своему «новообретенному» отцу, а заодно влюбляется в его дочь Нину — по легенде, свою «сестру». Его герой (в начале фильма — аферист и шалопай, а затем — честный и влюбленный) завоевал популярность среди миллионов советских девушек.
Он — обаятельный, благородный, сильный, одним словом — настоящий мужчина.
Коллеги по сцене и кино говорили, что Караченцов, как актер, умеет делать все. И это правда.
Николай мог сыграть и трагическую роль и комедийную, он мог влюбить в себе зрителя или, наоборот, вызвать возмущение поведением своего героя. Он сам исполнял все трюки, если того требовала роль, ну и, конечно же, пел.
Впервые Николай Караченцов запел с экрана в фильме «Собака на сене», где исполнил роль маркиза Риккардо.
Кстати, популярность актер завоевал и у советских детишек. Урри из кинофильма «Приключения Электроника» так полюбился зрителям, что даже, несмотря на его отрицательную роль, прослыл «обаятельным злодеем».
В одном из своих интервью режиссер киноленты Константин Бромберг рассказывал, что Николаю Караченцову во время съемок доставалось больше всех. В эпизоде, когда на голову Урри падает штанга (конечно же, бутафорская), актер рухнул наземь, напоровшись на сук. Режиссеру он ничего не сказал и только после съемок поехал в больницу, где ему наложили швы.
Всего же на счету актера более 100 ролей в кино и на телевидении, десятки озвученных персонажей, множество песен к различным фильмам и мультфильмам. Его голосом говорит Жан Поль Бельмондо, его песни звучат во многих фильмах. Он никогда не нуждался в каскадерах и дублерах, сам может укротить норовистого коня, спрыгнуть с крыши вагона идущего поезда.
Я тебя никогда не забуду
В 1963 году Караченцов поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе, которую и закончил с отличием. В числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в театр Ленинского комсомола. Связав свою творческую судьбу с Ленкомом, актер остался ему верен и по сей день. Здесь он сыграл во множестве спектаклей.
Известность Караченцову принес спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (две роли в музыкальной версии поэтической драмы Пабло Неруды). В театре основной партнершей Караченцова чаще других была Инна Сурикова, вместе с которой они сыграли множество блестящих дуэтов, в частности, в таких спектаклях, как «Сори» и «Тиль».
Но поклонники актера единогласно твердят — лучшая театральная роль Караченцова — граф Николай Резанов, в рок-опере Алексея Рыбникова по поэме Андрея Вознесенского «Юнона и Авось».
Премьера оперы состоялась в1981 году на сцене Ленкома, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Фернандо).
Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам: «Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж».
Но, несмотря на это, за тридцать с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идет с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Резанова неизменно, вплоть до несчастного случая, выступал Николай Караченцов.
«Спектакль был революционным во всем: от жанра (русского мюзикла) до острого текста. Марк Анатольевич Захаров придумал необычайную форму. И видимо, еще звезды так встали в момент рождения «Юноны», и Бог на секунду поцеловал каждого из создателей: Марка Захарова, Андрея Вознесенского, Алексея Рыбникова, Владимира Васильева. Каждый со своей стороны выдал нечто безумно талантливое такой эмоциональной силы, такого душевного вклада, что нам не приходится сейчас сомневаться в художественной ценности получившегося произведения», — говорил Николай Караченцов.
Заядлый курильщик и отличный теннисист
О том, какой Караченцов в кино и на сцене, знают все зрители советского и постсоветского пространства. О том, какой артист в жизни, знают только самые близкие.
Его страсти — это сигареты, автомобили и теннис. Любимый вид спорта дает актеру необходимый заряд энергии и бодрости. Он не раз становился участником ряда теннисных турниров, в том числе «Большой шляпы», «Марко-Гаррос», за кубок «Большого колпака».
В одном из своих интервью он говорил: «Теннис — моя отдушина, освобождение от переутомления, приятный способ поддерживать тонус, получая при этом удовольствие. Я страдаю, когда вынужден из-за съемок и поездок делать перерывы в тренировках. В игре можно забыть обо всех неприятностях: что у тебя украли машину, пока ты репетировал, что без разрешения напечатали твою фотографию в рекламе и теперь ты думаешь, судиться или нет, что государству нельзя доверять… Теннис — лучшее лекарство от стресса. От удачных ударов я испытываю эмоциональное наслаждение и радость».
Супруга актера говорит, что, несмотря на то, что Караченцов всегда много трудился, постоянно пропадал в театре, но жена и сын Андрей были для него всем.
«Помню, когда мы показывали спектакль «Юнона и Авось» во Франции, я подвернула ногу и сильно разорвала мышцы, поэтому не смогла участвовать в рок-опере (Караченцов и Поргина вместе пели в постановке. — Прим. ред.). Но Коленька попросил: «Пожалуйста, бери машину и приезжай. Хотя бы к концу спектакля. Мне важна твоя поддержка». И я поехала — чтобы быть рядом с ним», — рассказывала Людмила.
И снова на экране
После трагедии, которая случилась в жизни актера, он не может полноценно работать, тем не менее, еще в 2007‑м он вышел на сцену — присутствовал на презентации дисков с песнями в собственном исполнении. Время от времени Караченцов появляется в свете, на различных мероприятиях и премьерах. Чаще всего его сопровождает супруга.
И вот впервые после автомобильной аварии актер сыграл в кино. Это была эпизодическая роль в продолжении фильма «Белые росы», который снимает молодая режиссер Александра Бутор по сценарию Алексея Дударева.
С экрана легендарный актер произнес только одну фразу, но для Николая, который из-за травмы потерял способность ходить и говорить, это большое событие за последние несколько лет.
Эмоции после съемок били через край не только у Караченцова, но и у его жены Людмилы. Она радовалась за супруга, возвратившегося на большие экраны, как будто это она сыграла роль в фильме, и не эпизодическую, а главную.
Режиссер картины рассказала: «Мы никому не говорили о его приезде, чтобы не создавать ажиотаж. По сюжету жена Василия — героя Николая Караченцова — всю жизнь ждет его с заработков. И в конце фильма, наконец, дождалась его. Снять эту небольшую сцену было важно даже не столько нам, сколько самому Николаю Петровичу. Он даже… закурил от счастья!»
Фильм «Белые росы-2» выйдет в прокат в марте будущего года.