"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Научила Харьков рисовать

21 февраля 1869 года в доме Карповой в Шляпном переулке (сейчас переулок Соборный, соединяющий ул. Квитки-Основьяненко и пл. Конституции) начала работу первая в Российской империи частная художественная школа — школа рисунка живописи Марии Раевской-Ивановой. За 27 лет своего существования учебное заведение стало действительно общедоступным.
Символическая плата 15 рублей в год позволяла посещать уроки практически всем желающим, а дети из бедных семей и вовсе учились бесплатно. В целом условия обучения в школе отличались демократичностью. Согласно уставу для поступления не требовалась специальная подготовка и знания. Отсутствовали также вступительные экзамены и конкурс. Хотя учебный год длился с 1 сентября по 1 июня, ученики могли начать обучение в любое удобное для них время.
Мария Раевская-Иванова
Мария Дмитриевна родилась в семье зажиточных помещиков Изюмского уезда Ивановых. Получила хорошее домашнее образование. Много читала, но больше всего увлекалась изобразительным искусством. Желая стать художницей, она на пять лет отправилась в Европу.
В Дрездене Мария Дмитриевна прослушала курс немецкого языка и литературы в местном университете, посещала частную студию живописи профессора Берлинской академии художеств Карла Людвига Адольфа Эргардта. Изучала лингвистику, археологию, этнографию, историю искусств в Миланской Академии, Сорбонне в Париже и Карловом университете в Праге. Домой Мария Дмитриевна вернулась с твердым намерением получить признание на родине.

В 1868 году Мария Раевская-Иванова отправилась в Санкт-Петербург, где поразила профессоров Академии художеств желанием сдать экстерном экзамен на звание художника. На рассмотрение экзаменационной комиссии Мария Дмитриевна представила картину «Смерть крестьянина в Малороссии». В Харьков она вернулась первой женщиной в Российской империи, которой Петербургская Академия художеств присвоила звание художника. Это дало ей возможность открыть в городе частную художественную школу, которой Мария Дмитриевна посвятит всю свою жизнь.
В 1870 году художница вышла замуж за Сергея Раевского, преподававшего на тот момент в школе черчение. Педагог, активный участник Общества по распространению в народе грамотности, он всецело разделял стремления Марии Дмитриевны, стал ее единомышленником, помогал вести дела школы.
Одним из главных занятий в жизни художницы также оставалась выставочная деятельность. Уже в 1869 году Мария Дмитриевна провела первую выставку своих работ. Ежегодно, весной, Раевская-Иванова принимала участие в организации вернисажей харьковских художников в помощь летним колониям Общества по распространению в народе грамотности. Ей принадлежала инициатива проведения в городе художественных вечеров, во время которых организовывали сбор средств на благотворительность. Со­вместно с мужем художница принимала участие в создании в Харькове Художественно-промышленного музея.
В 1872 году по предложению Академической комиссии, которая рассматривала деятельность рисовальных школ и художника Ивана Крамского, Марию Дмитриевну избрали Почетным вольным общником (сотрудником) Академии художеств.
Художница работала в стиле академизма. Ее авторству принадлежит ряд живописных полотен, выполненных маслом и акварелью. Сегодня большая часть ее картин утрачены. В музейных собраниях Харькова сохранились две работы: автопортрет художницы и портрет Николая Бекетова.
Лучшая школа Империи
Обучение в школе проходило по обязательной для всех воспитанников программе, разработанной Марией Раевской-Ивановой. Каждый новый ученик, независимо от возраста и способностей, попадал в 1‑й обще-рисовальный класс.
Всего таких классов насчитывалось пять, каждый из которых посвящался отдельной теме: «Рисунок плоских орнаментов с натуры», «Рисунок геометрических тел с натуры», «Рисунок ваз и орнаментов из гипса», «Рисунок гипсовых бюстов и головы с натуры», «Рисунок из гипса целых фигур, живопись масляными красками с живой натуры». Таким образом, обучение носило систематический характер.
Уроки рисунка начинались с копирования плоских предметов, затем дети учились передавать объем и переходили к изображению человеческой фигуры. Подобным образом строились и занятия живописью — от разукрашивания несложных узоров переходили к сложным орнаментам различных художественных стилей. Только после этого ученики начинали писать натюрморты и пейзажи с натуры.
Следует отметить, что знакомство с орнаментами разных по стилевой и национальной принадлежности, особенно украинскими, играло ведущую роль в процессе обучения. Для лучшего запоминания образцы узоров развешивали в школьных коридорах.
Для закрепления полученных навыков все рисунки, выполненные с моделей и натуры во время уроков, ученики повторяли еще раз по памяти. Во время занятий использовали простые карандаши и масляные краски, реже уголь, соус (материал для рисования в виде палочек из прессованного красителя и клея), тушь, по желанию, акварель. Методика преподавания изобразительного искусства в школе была одной из наиболее прогрессивных среди существующих в Российской империи.
Поддержка и награды
В первые годы своей работы школа размещалась в арендованных помещениях. Только в 1878 году учебное заведение получило постоянный адрес в собственном доме Раевских по улице Чернышевской.
Во все время своего существования школа находилась в очень стесненном финансовом положении. Платы за обучение и дотации в сумме 200 рублей в год из городского бюджета не хватало для покрытия всех расходов. Преподаватели работали почти бесплатно, получая всего 1,5 рубля за двухчасовой урок.
Помощь в формировании школьной библиотеки и коллекции эстампов, образцов, необходимых для копирования учениками, оказывали художник Иван Шишкин, архитектор Василий Стасов, Петербургская Академия художеств, Строгановское училище технического рисования, Санкт-Петербургское Общество поощ­рения художеств.
Школа активно принимала участие в академических конкурсах и выставках. Так, на Всероссийской выставке художественных учебных заведений в Москве в 1882 году школа Марии Раевской-Ивановой завоевала диплом ІІ разряда — эквивалент серебряной медали, опередив даже Строгановское училище технического рисования. Работы учеников и преподавателей представляли на всех местных художественных и художественно-ремесленных выставках.
В 1880‑е годы в школе устраивали ежегодные отчетные выставки воспитанников, своеобразный просмотр всего сделанного за год. Так руководство школы могло познакомить со своей деятельностью харьковское общество и найти поддержку.
Знаменитые выпускники
Академик архитектуры Алексей Бекетов, известные художники Сергей Васильковский, Петр Левченко, Александр Выезжев, пейзажист и маринист Михаил Ткаченко, член Товарищества передвижных художественных выставок, художник, фотограф Константин Первухин, академик Академии художеств СССР Петр Кончаловский — среди выпускников школы немало знаменитых живописцев.
За почти три десятилетия работы школы ее закончили более 900 учеников, многие продолжили обучение в Петербургской Академии художеств. Знаний, полученных в частной школе рисования и живописи, хватало для самостоятельной профессиональной деятельности. Выпускники школы работали помощниками архитекторов и чертежниками, декораторами, ретушерами, иконописцами, создавали театральные декорации.
Реорганизация в Городскую школу изящных искусств
В середине 1890‑х годов, вследствие болезни, Мария Раевская-Иванова потеряла зрение. Проблемы со здоровьем лишили художницу возможности преподавать, самостоятельно заниматься живописью и руководить школой. В 1895—1896 годах частная школа рисования и живописи прекратила свою деятельность.
В это время в Харькове проводилась работа по созданию городской художественной школы. Поэтому уже в сентябре 1896 года дело Марии Раевской-Ивановой продолжилось в стенах Харьковской школы изящных искусств, для которой Харьковская дума выделила помещение при городском музее. Весь инвентарь, гипсовые слепки, коллекции эстампов и библиотеку Мария Дмитриевна передала вновь созданному учебному заведению. Учитывая опыт художницы, ее избрали Почетной попечительницей городской школы.
В 1912 году Городскую школу изящных искусств преобразовали в Художественное училище, которое в первой половине ХХ века трансформировалось в Художественный институт. Сегодня учебное заведение известно, как Харьковская государственная академия дизайна и искусств. Так частная школа рисунка и живописи Марии Раевской-Ивановой послужила основой для развития в Харькове художественного образования и появлению в городе одного из лучших художественных вузов Украины.
По материалам mykharkov.info