Недетские планы театра для детей и юношества – газета «Харьковские известия»
Текущий сезон театр тоже открыл дважды: в августе — под небом Арт-завода «Механика» показал «Веселые Приключения Незнайки», а 12 сентября той же постановкой А. Ковшуна открыл сезон на родной сцене. Утвержденная на должность директора театра в марте 2020 года Татьяна Цвилая и вернувшийся на должность главного режиссера театра Александр Ковшун совместно с коллегией приняли решение об обновлении репертуара. Новые спектакли театр будет ставить на украинском, а ряд постановок («Муха-Цокотуха», «День рождения Кота Леопольда» и «Золотой цыпленок») отправились на заслуженный покой.
18 декабря театр и зрители попрощались с одним из любимейших спектаклей — «Волшебник Изумрудного Города». Двадцать лет назад родилась эта многослойная постановка: для школьников интересная коллизиями сказки, а для их родителей — юмором и душевностью лирических отступлений на тему «театра в театре». Постановщик спектакля Александр Драчев создал инсценировку сказки Александра Волкова. Сценограф Аркадий Чадов не скрывает, что процесс фантазирования образа этого спектакля стал для него «машиной времени». Ведь именно «Волшебником Изумрудного Города» он зачитывался в детстве. Они и воплотили на сцене чудеса сказки. А душой «Волшебника…» стали созданные актерами образы и чудесная музыка. Большинство поэтических текстов и музыкальных тем в спектакле — авторства Николая Сараева (он сам изумительно исполнял баллады в стиле кантри или в манере шансонье от лица Гудвина). Одна из них стала рефреном сказки: «Лента желтая пути. Что таится впереди? Подскажи, как обойти опасности… Всякое может случиться на долгом пути». Музыку Н. Сараева к «Волшебнику…» отличает театральная острота образов и, вместе с тем, шарм и мудрость интонаций песен «от автора». Актер Андрей Гапанович, бессменно игравший Гудвина в последние годы, счастливо наделен даром музыкальности и артистичного вокала. В сцене трансформаций Гудвина в то, к чему стремились Элли и каждый из ее друзей, актер доказал, что способен перевоплощаться в разные образы даже при помощи одного голоса. В волшебника, который сам по-детски радуется чудесам, и директора театра Гудвина А. Гапанович привнес много личного.
За два десятка лет состоялось около трехсот показов «Волшебника…». В последний раз Элли сыграла Виолетта Яковлева, чья героиня — неунывающая, смешная девчонка и настоящий друг — и чей дуэт о Канзасе с А. Гапановичем порадовал неподдельными эмоциями и ансамблевостью. В роли Страшилы чаплинской «ноткой» прозвучала Сусанна Борисенко, актриса, владеющая законами жанра театра для детей. Железного Дровосека как благородного рыцаря с пластикой трансформера и лицом трагического мима драматически проникновенно сыграл Александр Щукин. В роли Льва с обаянием и куражом раскрыл парадокс истинного смельчака, ошибочно считавшего себя трусом, теперь уже приглашенный из Театра им. Т. Шевченко Роман Фанин. Галина Мисюкевич в ролях Генгемы и Бастинды не столько напугала, сколько насмешила демонстрацией сказочного, с оттенком житейской узнаваемости, «зла». Виталий Мизяк сыграл Помощника режиссера, Предводителя обезьян и (срочный ввод буквально за час до спектакля!) Людоеда. В компании с ним в ролях «бетменов» озорно шалили Руслан Романов (также — Стражник) и Евгений Колесник. Написанный Ириной Губаренко для финала спектакля шлягер — гимн «Ты пришел в театр, где все возможно…», голоса и вокальная культура А. Гапановича, В. Яковлевой, С. Борисенко и А. Щукина напоследок «подорвали» зрителей с кресел. Крики «браво!» и аплодисменты объединили зал в едином порыве.
Попрощавшись со спектаклем «прошлого столетия» театра, мы поспешили задать директору вопросы о ближайших планах, и Татьяна Цвилая рассказала:
Для меня все запланированные спектакли — этапные. Инновацией для нашего театра является назначенная на ноябрь премьера «Солнышко и Ветерок» формата «беби-театр» по пьесе Юлиты Ран, в постановке Яны Зеленской и художницы Дарьи Кушниренко. На 18 декабря запланирована премьера вечернего репертуара — «Моисей» по Ивану Франко (режиссер Игорь Борис, художница Ника Хворостенко). Эта рок-постановка для старшеклассников — про «сегодня» и про «завтра» Украины и про наш театр. В нашем вечернем репертуаре есть украинская классика (Н. Гоголь, Л. Украинка), и я вижу перспективу укрепления этого вектора репертуарной политики. После Нового года А. Ковшун возьмется за постановку «Ромео и Джульетты» в переводе Юрия Андруховича, которую задумал как высокую классику для молодежи и эксперимент в духе европейской режиссуры. Режиссер театра А. Драчев разработал литературную основу для уникального по колориту спектакля по мотивам ирландских мифов и сказок. Адресата постановки — детей от 7 до 12 лет, надеюсь, удивят и заинтересуют магические превращения, тролли и лепреконы. Спектакль задумывается как необычное приключение для зрителей и начинаться будет уже в фойе. Следующая постановка — украино-шведский проект «Мой папа — Питер Пэн» по пьесе современного драматурга К. Климовски. Режиссер из Одессы Галина Панибратец постарается поговорить с детьми на «неудобные темы». Я считаю, что дети в любом возрасте заслуживают честного разговора не только о жизни, но и о смерти. К завершению сезона планируем «Стеклянный зверинец» Т. Вильямса — режиссерский дебют заслуженной артистки Украины Ольги Двойченковой.
Мне приходится слышать, что все это затратные постановки, цехи не справятся с объемом работ. Я каждый день преодолеваю нежелание многих коллег по театру делать больше, чем они привыкли. Но я сторонница мнения, что тот, кто хочет получить результат, найдет легальные способы его достижения. Мои премьерные амбиции зиждутся на изучении опыта других коллективов. В Запорожском Театре Молодежи до девяти постановок в год!
За полгода активным и разнообразным стало сотрудничество нашего театра с Департаментом культуры Харьковского городского совета и Администрацией Холодногорского района городского совета. Наши актеры — участники памятных мероприятий в школах. При их поддержке и с участием Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского мы инициируем на базе театра «читки» современной литературы, в том числе драматургии. Каждая будет микропостановкой форматом до часа. Задача — «познакомить» зрителей с автором и вложить в чтение по ролям свое понимание произведения. Куратор этого проекта от театра — ведущий актер Руслан Романов, а от университета искусств — Степан Пасечник.
3 декабря к Международному Дню людей с инвалидностью спектакли «Уфти-Туфти» и «Парад роз» (они оба зазвучат у нас на украинском на основной сцене) — будут показаны с переводом тифлокомментатора. Этот почин театра я рассматриваю как пробный камень в фундамент проекта следующего сезона.
Моя цель — сделать наш театр актуальным центром искусств. В холле уже открылась галерея для экспозиции работ художников. Сотрудничаем с детской музыкальной школой им. М. Карминского (за двадцать минут до начала вечерних спектаклей будут исполняться тематические программы). Также у нас в теплую погоду перед театром, а в холодную — в фойе теперь есть фотозона.
Юбилей мы отмечаем скромно, поскольку действуют ограничения для массовых мероприятий. Онлайн-трансляция поможет сделать торжество массовым виртуально. Коллектив примет поздравления от коллег. Имени Харьковского Театра для детей и юношества на всех континентах уже помогает прозвучать Международная ассоциация радийщиков. Воплощение задуманных нами на этот сезон постановок и проектов будет самым достойным «подарком» и «празднованием» юбилейных дат.