Недооцененный Николай Гринько

15.04.2015 07:21   -
Автор:
Николай Гринько запомнился зрителям образами мягких и бесконечно добрых героев. Режиссер Геннадий Полока как-то сказал о нем: «Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым, Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает, актер мгновенно преображается».
Стать актером
Николай Гринько родился 22 мая 1920 года в Херсоне в актерской семье. Его родители играли в труппе Рабоче-крестьянского передвижного театра. Мальчик с детства решил, что он тоже обязательно станет актером.
В войну Николай служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия и был комсоргом полка. После войны Николай Гринько работал на эстраде. Был конферансье, пел куплеты, развлекал публику эксцентричными номерами. Его рост в 2 метра во многом определял и характер эстрадных номеров. Как-то он вышел на сцену в образе «белой лебеди» из «Лебединого озера». И когда, встав на пуанты, стыдливо одернул пачку и начал танцевать, публика захохотала. Но была в зале одна зрительница, которая не смеялась. Миниатюрная красивая турчанка, скрипачка из оркестра «Днiпро» Айше Чулак-Оглы смотрела на двухметровую «лебедь» и не могла сдержать слез. Она… влюбилась. С первого взгляда и на всю жизнь. Рост у Айше был всего 155 сантиметров. Но разница в росте им не мешала, о ней они просто никогда не вспоминали. Счастье их продлится 30 лет.
Начиная с 1946 года Николай также работал сначала помощником режиссера, а затем актером в драматических театрах Запорожья и Ужгорода. С 1955 года Н. Гринько стал актером и художественным руководителем Киевского эстрадного оркестра «Днiпро». Постепенно режиссеры начали предлагать Николаю ведущие роли.
Дебют
В кино Николай Гринько дебютировал в 1951 году в небольшой роли Бунтаря в историко-биографическом фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко». Однако в последующие десять лет он практически не снимался.
Первой по-настоящему серьезной работой актера стала роль в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» (1961). Здесь он сыграл американского солдата-шофера, который на «Студебекере» возил по дорогам войны и американцев, и русских. Причем так убедительно сыграл, что, когда фильм показали на кинофестивале в Венеции, присутствовавшие на показе американцы были убеждены, что Гринько — американский, а не украинский актер. Картина получила кроме «Золотого льва» и еще один приз. Неожиданный. Американская автофирма решила: «За рекламу автомобиля «Студебекер» актеру, проведшему его по дорогам войны в киноленте, вручить автомобиль»! Но машину получил кто-то другой. До Гринько она не доехала.
… С 1963 года Николай Гринько стал актером киностудии имени Довженко и начиная с 1964 года полностью переключился только на работу в кино. Однако его снимали очень мало. Он снялся в кинопоэме «Тени забытых предков», героической драме «Гибель эскадры» и комедии «Стежки-дорожки». Однако в этих фильмах ему не предложили ни одной главной роли.
Чехов
Основные роли актера были сыграны на «Мосфильме». Его героями были партизаны и крестьяне, начальники и подчиненные, русские и иностранцы, ученые, монахи, учителя, отцы и деды.
Самой неожиданной работой Николая Гринько многие до сих пор считают роль Антона Павловича Чехова в картине Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». Этот фильм и эта роль стали особым этапом в карьере и жизни Гринько.
В основе сюжета фильма лежит история создания и провала «Чайки», на фоне которой развивается любовная линия — отношения Чехова и Лики Мизиновой.
До сих пор поражает удивительное сходство Чехова и Гринько — как внешнее, так и внутреннее. С фактом этого сходства связан один забавный случай: когда Юрию Яковлеву, которому тоже приходилось играть Чехова, показали фотографии Гринько и Чехова и попросили определить, кто есть кто, он уверенно указал на фото Николая Григорьевича — это Чехов. Своей жене Гринько потом признавался, что несколько лет не мог выйти из образа Чехова.
Партнершей Гринько по фильму была Марина Влади, сыгравшая роль Лики. Юткевич настоял на том, чтобы Лику играла именно Влади. Работа была совместной — картину снимали «Мосфильм» и «Тельсиафильм» (Франция), и на экраны СССР и Франции она тоже вышла одновременно.
Сам Гринько тоже очень любил эту свою роль. Его жена Айше вспоминала, как когда-то на улице незнакомые люди спросили ее о муже: «Не тот ли это актер, что сыграл Чехова?» Когда она позже рассказала Николаю Григорьевичу о том, что его вспоминают как актера, сыгравшего Чехова, он был безумно этому рад.
Про детство
1960‑е и 1970‑е годы стали временем творческого расцвета Николая Гринько. Сама атмосфера в кинематографе способствовала этому. Позже начался застой, и остались редкие, но значительные роли у мастеров и множество эпизодических ролей в малоизвестных картинах.
На помощь пришла еще одна грань актерского дарования Гринько: огромное чувство юмора, любовь к импровизации и отличная, почти балетная пластика. Все это как нельзя более подходило к ролям в детском кино. Его друг Ролан Быков, с которым Гринько играл еще в «Андрее Рублеве», пригласил Николая в 1975 году на постановку «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Быков говорил о Гринько: «Работать и играть с ним — огромная радость».
То же самое мог сказать и режиссер Леонид Нечаев, который в том же 1975 году выпустил знаменитый фильм «Приключения Буратино». Кстати, когда Нечаев снимал на «Беларусьфильме» «Буратино», какие-то безумные киночиновники решили не утверждать Гринько на роль отца деревянной куклы: «Актер он, конечно, неплохой, но с таким ростом ему не Карло играть, а Гулливера!» Режиссер на свой страх и риск тогда плюнул на запрет. И начал съемки фильма с участием Гринько. Неизвестно, влетело ли ему за это (или же чиновники просто забыли свои эстетические опасения), однако для актера эта роль впоследствии стала «стихийным бедствием». Почти тем же, чем для Фаины Раневской «Муля, не нервируй!» Уже даже сыграв в великих фильмах Тарковского, все равно для многих он оставался «папой Карло». И только так его окликали на улицах, на встречах, на кинофестивалях…
Гринько превосходно умел перевоплощаться. Он также сыграл в 1979 году профессора Громова в «Приключениях Электроника» — фильме, который очень любят дети и сегодня. Его герои — мудрые, добрые, строгие и умеющие рассмешить — воспитывают в зрителе терпение, взаимопонимание и справедливость.
Талисман Тарковского
Пожалуй, самыми заметными фильмами в актерской карьере Николая Гринько стали картины Андрея Тарковского. Впервые он снялся у Тарковского в 1962 году в роли подполковника Грязнова в фильме «Иваново детство».
О съемках фильма «Иваново детство» Гринько рассказывал в одном из интервью: «Сценарий мне сильно не понравился. Я уже тогда снялся в пяти-шести картинах и считал себя знатоком кино. Я привык, что раз речь идет о войне, то должны быть какие-то масштабные коллизии, пушки, танки. А тут ничего этого нет. Судьба какого-то мальчишки. Успокоила только собственная роль — подполковника Грязнова. Я таких людей встречал на войне. Фильм снимали лихо, с задором. Но должен откровенно сказать: впечатления, что я приобщился к чему-то гениальному, у меня совершенно не было». Некоторое время спустя Гринько попал на премьеру фильма: «Тут только я понял, что у этого очень молодого режиссера — большое будущее. И когда фильм закончился, я просто обалдел».
Затем последовали «Андрей Рублев», «Сталкер», «Солярис» и «Зеркало».
В том же интервью журналу «Советский экран» Гринько рассказывал о съемках «Сталкера»: «Этот фильм снимали дважды. Тарковский посмотрел почти готовый материал и сказал: «Это картина не моя. Я не могу выпустить такой фильм. Я должен все переснять». И кругом, конечно, все охали, ахали. Какие-то режиссеры говорили, что такой материал украсит любую картину. Но Андрей ничего не слышал, был непоколебим. А самое трудное, что запомнилось во время работы над «Сталкером»,— это озвучивание ролей. Все было на пределе физических возможностей. Обычно он не смотрел на экран, сидел боком, занимался чем-то своим и, останавливая, говорил: «Нет, это фальшиво. В театре будете так говорить. Это из вашего собственного репертуара в таком-то фильме». Он очень тонко чувствовал фальшь».
Многие работы Гринько в кино являются своего рода олицетворением образа отцовства, да и сам Андрей Тарковский говорил, что видел в Гринько своего отца. Анатолий Солоницын, с которым Гринько снимался в фильме «Андрей Рублев», в шутку прозвал коллегу «батька Гринько».
В «Солярисе» Гринько сыграл роль отца Криса Кельвина, роль небольшую, но яркую. «После выхода «Соляриса» образ, созданный Колей в этой картине, критики называли символом мудрости, символом земного, — рассказывала в одном из интервью его жена Айше. — А его самого тогда впервые окрестили так: «талисман картин Тарковского».
Роль его мечты
«Я не люблю актеров, играющих в каждом фильме себя. Я люблю актеров, которые стараются уйти подальше от собственного «я» и войти глубоко в суть обра-
за», — говорил Гринько.
Он сыграл почти две сотни очень разных ролей: Даниил Черный в «Андрее Рублеве», директор типографии в «Зеркале», дядя Егор в «Афоне», Вячеслав в «Двадцать дней без войны», Ермолин в «Тегеране-43» и многие другие. У Гринько никогда не было детей, но несколько поколений детей до сих пор любят и помнят его папу Карло из «Приключений Буратино» и профессора Громова из «Приключений Электроника».
Всю жизнь Николай Григорьевич мечтал сыграть Дон Кихота Ламанчского. Хотя сыграть эту роль ему так и не удалось, Гринько все-таки примерил на себя образ героя Сервантеса, и тоже в детском фильме, — «Приключения в городе, которого нет».
* * *
Умер Николай Гринько от лейкемии в возрасте 68 лет. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Его жена Айше продала все драгоценности, которые у нее были, чтобы поставить ему надгробный памятник. Оставила только два кольца: подарок мужа и подарок отца.