Неразгаданная тайна
Для поклонников она так и осталась неразгаданной тайной, женщиной с акварельными глазами и милой родинкой на правой щеке. Актриса просила называть себя Эллой, считая имя Эльза, данное ей отцом‑моряком, «слишком немецким».
Дебют
Эльза Леждей родилась 19 февраля 1933 году в Севастополе в семье моряка. О сцене девочка мечтала с детства. Будучи ученицей пятого класса, ходила, правда, безуспешно, в гастрольное объединение родного города «наниматься в артистки». А после школы отправилась в столицу. Красавицу-абитуриентку приняли сразу в два театральных училища: Щукинское и Щепкинское. Она выбрала Щепку при Малом театре. Успешно окончив училище в 1955 году, Леждей была зачислена в труппу Театра-студии киноактера.
В кино она пришла во времена оттепели, пьянившей воздухом перемен. В те годы у зрителя возникла потребность в утонченной женственности. Эльза, которой часто доводилось играть вполне земных героинь, значительно и чуть загадочно смотрелась и в крестьянском сарафане, и в комиссарской кожанке. И это притом, что больше всего ей подходили экзотические шляпы.
Дебютировала Эльза еще студенткой в 1954‑м в костюмно-историческом фильме Юрия Егорова «Море студеное». В этом фильме она сыграла поморку Варвару, сохранившую верность жениху, пропавшему без вести в морских просторах. После выхода картины на экраны начинающую актрису с прекрасным дебютом поздравил сам Николай Крючков.
Вскоре Эльза вышла замуж за кинорежиссера Владимира Наумова. В картине Наумова «Ветер» Леждей сыграла проститутку Мари, неожиданно влюбившуюся в комсомольца. Кинокритики особо отмечали точно найденные актрисой «говорящие» детали. Ее героиня могла вынуть кисейный платочек как бы из другой жизни и смахнуть им копоть с ящика под вагоном, в котором предстояло отправиться в дальний путь. Или негероическим жестом ужаса зажать уши во время расстрела, разделив судьбу своих новых друзей-комсомольцев.
В другом фильме Владимира Наумова «Павел Корчагин» Леждей сыграла пламенную коммунистку Риту Устинович. Корчагина играл Василий Лановой. Позже актер рассказывал: «Володя вылизывал для нее каждый кадр. И это замечательно… хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Поэтому со времен «Павла Корчагина» я стараюсь не участвовать в фильме, если в нем снимается жена режиссера. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком — добрым и располагающим».
Перипетии личной жизни
Увы, брак режиссера и актрисы, да и не только брак, но и творческий союз довольно быстро распался. Эльза успела сняться у мужа только в двух фильмах, да еще от этого брака остался сын — Алексей. Ушел, кстати, из семьи не муж, как это чаще бывает, ушла жена. Именно Леждей бросила Наумова.
В ее жизни появился другой мужчина. В фильме «Хоккеисты» она играла спортивную журналистку. А в роли хоккейного форварда, с которым у ее героини возникали лирические отношения, снимался Вячеслав Шалевич. Незаметно для обоих киношный роман перерос в реальный. Вместе актеры прожили больше двух лет.
«Элла была мужественной женщиной, — рассказывал Вячеслав Анатольевич. — Когда отношения стали сходить на нет, она решительно объявила, что мы расходимся. Никто никого не предавал, мы простились друзьями. Кстати, был один эпизод, в котором обозначился ее особенный характер. Когда мы уже не жили вместе, у меня появилась новая подруга — роскошная женщина, имя которой не назову. Узнав об этом увлечении и полагая, что я не буду счастлив с новой избранницей, Эльза взяла и вернулась! Заявила: «Я на месте!» Тогда немедленно вернулся и я… Хотя, как только был разрушен альянс с той моей приятельницей, которая, по мнению Эллы, мне не подходила, она снова со мной попрощалась: «Ну вот. Теперь я могу оставить тебя окончательно. Еще не раз вспомнишь, как я тебя спасла». И ведь действительно спасла. Я думаю, она была права, оградив меня от легкомысленного, но опасного увлечения! Я бы сказал, что с ее стороны это был мужественный поступок. Она вообще была жертвенной женщиной».
Против судьбы Эльза Леждей никогда не бунтовала. И вовсе не из смирения, а скорее из гордости. Она никому себя не навязывала. Тот же Шалевич вспоминал, что в конце 60‑х оба снимались в картине «Эскадра уходит на запад». Он играл французского матроса, а она — Жанну Лябурб, прибывшую в Одессу по заданию Ленина агитировать моряков Антанты. Украинские режиссеры, снимавшие фильм, вдруг надумали заменить Леждей Барбарой Брыльской, только-только вошедшей в моду. Узнав об этом, Шалевич заявил, что если подобное случится, то и он уйдет из картины. И Эльзе Ивановне удалось закончить работу, сыграв одну из лучших своих ролей. Правда, когда она узнала, что бывший возлюбленный за нее вступился, то задним числом его отругала. Потому что сама бы ни за что не опустилась до защиты собственных интересов. Очень была горда.
Вторым мужем Эльзы Леждей стал Всеволод Сафонов. С этим интеллигентным красивым актером она познакомилась еще в 57‑м, на съемках фильма «Шторм». Но тогда, как говорится, не сложилось. Прошло около 20 лет, прежде чем они встретились снова. К этому моменту Сафонов пережил и славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем. Говорят, Леждей дала согласие на брак лишь при условии, что будущий муж справится с пагубным пристрастием. И он справился.
Брак оказался исключительно гармоничным. Их любовь была глубокой и взаимной. Супруги прожили вместе 21 год. Когда Сафонов тяжело заболел, Леждей делала все возможное, чтобы продлить жизнь дорогого человека. Но, увы, Всеволод Дмитриевич Сафонов скончался в 1992 году. Леждей пережила мужа на девять лет.
На вопрос, сильной была она женщиной или слабой, ее партнеры и друзья обычно отвечают, что сильной. А некоторые при этом добавляют: «Сложной». Но никто никогда не видел Леждей плачущей, свои боли и горести актриса тщательно скрывала.
Кибрит
Самой значимой ее ролью публике показалась Зиночка Кибрит — эксперт-криминалист из многолетнего телесериала «Следствие ведут знатоки».
Что ни день сегодня — то новый сериал. Названия не успеваешь запоминать. А ведь были времена, когда каждый очередной выпуск немногочисленных, как их тогда называли, многосерийных телефильмов ждали неделями и месяцами. Одна из таких легенд — телесериал «Следствие ведут знатоки». Актеров, снимавшихся в этом фильме, знала и любила без преувеличения вся страна.
Как писали критики, в роли Зиночки Кибрит Леждей «воплотила земной идеал государственного человека — и в народе ее полностью отождествили с ролью, и на душе было спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие люди, как Кибрит». Между тем многие теперь считают, что эта роль стала для нее роковой. Имидж элегантной сыщицы как-то прирос.
А вот настоящей работы с каждым годом становилось, к сожалению, все меньше. Наверняка это мало радовало актрису. Но что она могла поделать? Роли, о которых мечталось, доставались конкуренткам. Леждей пробовалась у Пырьева на Настасью Филипповну в «Идиоте» — не взял. Хотела сыграть Дездемону у Юткевича — не случилось. Был шанс получить роль немой Катарины в фильме «Мамаша Кураж», которую ей обещал живой классик Бертольт Брехт. Но из этого тоже ничего не вышло.
Заложницей своей Зиночки Кибрит Леждей стала еще и потому, что она просто жила этим фильмом, весь свой нерастраченный талант вкладывая в роль. Сама выстраивала ее судьбу, наотрез отказывалась от попыток сценаристов придумать своей героине личную жизнь. Говорила: «Зина — человек дела. Тем и симпатична». И когда популярный сериал закрыли, Эльза Ивановна оказалась в жуткой растерянности, не зная, что ей делать дальше.
На излете
В последние годы Леждей жила одна на небогатую пенсию и на помощь Гильдии киноактеров… Тосковала по покойному мужу. Болела… Когда в 98‑м журналисты позвонили Леждей, чтобы поздравить ее с юбилеем, та горько произнесла: «Спасибо, но писать про меня не надо. Я живу тихо и скромно. Тусовки и шум не для меня. Ничего сверхъестественного в моей жизни не происходит…». И заплакала.
Со своими коллегами по «Знатокам…» она виделась редко. Да и вообще, редко выходила из дома.
Но несмотря на это, Каневский и Мартынюк всегда говорили о ней с теплотой и симпатией. Леонид Каневский рассказывал: «Я очень жалею, что последние годы крайне редко с ней общался. Но Эльза была чрезвычайно сложным человеком. Ее история — трагическая. Это несчастье, которое коснулось не только ее одну. Масса замечательных актеров уходили из жизни без копейки денег — даже похоронить не на что было. Вицин, Филиппов, Леждей — знаковые актеры, любимцы. Это самая настоящая катастрофа».
Георгий Мартынюк рассказывал: «Она была великолепным другом и человеком. Все наши совместные «знатоковские» посиделки проходили именно у Леждей. И даже если повод был незначительным, столы всегда ломились. И в то же время она была вещью в себе. После закрытия сериала мы общались все реже. А в последнее время и вовсе не виделись, она жила очень замкнуто. Я знал, что она серьезно больна. Ей предстояла трудная операция на легких».
По словам консьержки дома, где жила актриса, «внешне Леждей выглядела хорошо, но в те редкие моменты, когда кто-то забирал ее на улицу или дачу, было заметно, что Эльзочка ослабла. Практически каждый день ее навещал сын Алексей, иногда внука ее приводил, семилетнего Володю. Именно Леша и обнаружил мать мертвой».
Эльза Леждей умерла 12 июня 2001 года. Похоронена в Москве на Хованском кладбище, рядом с матерью и мужем.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА