Non-fiction и жемчужины коллекции
Выставка Non-fiction посвящена жанрам, принципиально обращенным к работе с натуры. На ней экспонируются натюрморты Виктора Звольского, пейзажи Украины и зарубежья Александра Лысенко, скульптуры Владимира Кочмаря, современные и исторические портреты Александра Шило.
Основу произведений составляет тема сходства создаваемого художником образа — будь то изображение лица, ландшафта или вещи — с обликом натуры. Эта тема осмысливается в качестве особой ценности, связанной с переживанием визуального восприятия окружающего мира, которое дарит особую радость зрительных ощущений.
Также следует отметить, что в рамках проекта «ЭКСПОНАТ МЕСЯЦА» музей презентует жемчужины коллекции, произведения известных отечественных и зарубежных мастеров. В октябре представляем работу Натальи Вергун «Ужин хлеборобов»
Среди произведений народного художника Украины Натальи Вергун, значительная часть которых хранится в коллекции Харьковского художественного музея, полотно «Ужин хлеборобов» — знаковая картина не только в плане личного отношения художницы к крестьянской теме, она принадлежит к произведениям нового осмысления этой темы в искусстве.
Жизнь и образы украинского села издавна привлекали художников. Стоило им очутиться в «объятиях» приветливых вишневых садов, в прохладе левад, почувствовать запах свежескошенных лугов, на память приходили сравнения в превосходной степени, а живописность местности, мягкость климатических условий, приветливость жителей вызывали сравнение с «раем земным». В таком опоэтизированном виде деревенская тема надолго укрепилась в художественном творчестве.
В послеоктябрьские годы, несмотря на жесткую государственную политику «ломания хребта» традиционному деревенскому укладу, в массовое сознание с помощью искусства внедрялись образы счастливых жителей новой украинской деревни, которые работали в образцово‑показательных условиях советских колхозов. Художники, вдохновляясь высокой идеей воспитания уважения общества к нелегкому крестьянскому труду, «брались за тему» с «чувством высокой ответственности». Однако они имели достаточно поверхностное представление о колхозной жизни. Со временем колхозная тематика в советском изобразительном искусстве становилась конъюнктурной. Жизненные реалии в тему внесли живописцы так называемого «сурового стиля» в 1960‑е годы. Они же внесли в ее решение романтические черты. Именно в эпоху «сурового стиля» на украинской живописной ниве появляются первые произведения Натальи Вергун.
Наталья Ивановна Вергун родилась
2 июля 1938 в городе Ахтырка Сумской области в семье украинского поэта Ивана Выргана (литературный псевдоним поэта, настоящая его фамилия Вергун). Живописный талант хрупкой и необыкновенно целеустремленной девушки определился в Харьковском государственном художественном училище (1953—1958). Для своего дальнейшего художественного образования она выбрала Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Ю. Репина (Академия художеств в Санкт-Петербурге) — учебное заведение, овеянное славой своих воспитанников, в том числе гуру украинской культуры Тараса Шевченко.
Жанровый ряд первых самостоятельных произведений молодой харьковской художницы, ее пейзажей, натюрмортов, портретов, сюжетных картин характеризовался ключевым словом «деревенский». Она достаточно рано определилась со своей главной темой.
Полотно Натальи Вергун «Ужин хлеборобов» (1984) вызывает реминисценции с работами известных европейских художников, в том числе с произведениями больших мечтателей о будущем украинского села художников‑бойчукистов. Это дает возможность рассматривать произведение украинской художницы в контексте развития темы в мировом искусстве. С монументальной живописью художников эпохи украинского возрождения 1920‑х годов Вергун роднят композиционно-живописные приемы и сакральная яблочная символика. А постулат автора
De Aаrdappeleters (Винсент ван Гог. «Едоки картофеля». 1885) «крестьян надо писать так, словно ты сам один из них, словно ты чувствуешь и думаешь так же, как они» — в полной мере отвечает сути философии творчества Наталья Вергун — психологически-духовному отождествлению себя со своими героями.
Иллюстрируя строки шевченковской поэзии — «сім’я вечеря коло хати», художница заполняет пространство своего масштабного полотна (170х170) живописным кружевом теплых бликов, которое создают ветви яблони, обильно усыпанные плодами. Из этой вечерне-яблочной дымки будто на наших глазах возникают, материализуясь, загорелые лица и фигуры участников крестьянского ужина. Семья, состоящая из супружеской пары, их детишек — девочки и мальчика, еще нестарой бабушки, олицетворяет в картине единство духовной связи трех поколений. Эту связь художница закрепляет композицией. В изображениях бабушки и девочки-подростка, замыкающих группу справа и слева, художница подчеркивает схожие черты лица, они особенно четко определяются благодаря профильному изображению. Тот же прием «отражения» автор использует в повторении ритмов силуэта мальчика на фоне фигуры отца (они сидят друг напротив друга). Семейный круг дополняет изображение яблони, ствол дерева напоминает стройный девичий стан. В отличие от произведений художников «сурового стиля», картина «Ужин хлеборобов» лишена романтики, однозначно-позитивной определенности. С «суровым стилем» эту работу (как, кстати, и другие произведения Натальи Вергун) роднит прием монументализации. Как и в произведениях представителей этого направления, человеческие фигуры доминируют в композиционном пространстве ее картины. Этот ракурс художница дополняет неожиданным для искусства иконописным приемом «обратной перспективы», максимально детализируя и нехитрый рацион трапезы, и подчеркнуто простые предметы столовой утвари. Тех, кто представлял себе жизнь в колхозе по ярким праздникам «первого снопа», веселой суете межсезонных выездов горожан всех возрастов и рангов «на прополку свеклы» или «на картошку», картина Вергун удивляла непоказным видом крестьян, простым и даже строгим сельским бытом без привычных для таких произведений этнографических признаков — расписанных кувшинов, вышитых полотенец… Вместе с тем в энергии живописных мазков, колористических отношениях глубокого цвета предметов — эмалированных кружек, тарелок с борщом, золотистого хлеба была ощутима необыкновенная жизненная сила. И было понятно, что сила эта не от лозунгов и призывов, а от земли. Люди, которые являются лишь частицей необъятного и до сих пор непостижимого мироздания, наполняются этой силой через природные проводники — дерево яблони с ветвями, которые, обнимая, оберегают семейство, освещенные солнцем цветы на фоне беленых стен дома, щедрые дары осени — красные яблоки и помидоры, рассыпанные на столе, стульях, земле… В достоверности сюжета трудно усомниться потому, что художница Наталья Вергун из тех, кто всю свою жизнь связал с деревней, раскрыв миру скромный быт и великий труд ее обитателей. Она стала одной из них, довольствуясь той же, что и они, едой, одеждой, жильем. Примеров подобной приверженности теме в искусстве не так много.
Произведение Натальи Вергун «Ужин хлеборобов» можно увидеть на выставке с поэтическим названием «Серце, серце, ти не можеш зрадить, помилитись у своїх піснях…», которая с искренними пожеланиями «Многая лета» посвящена юбилею нашей славной землячки.