Nova Sinfonietta Art Talk от Станислава Христенко

20.09.2017 07:23   -
Автор:
По словам дирижера, репертуар Nova Sinfonietta Art Talk ориентирован на прогрессивную аудиторию. Первая программа посвящена произведениям американских композиторов ХХ и ХХI веков: Скотта Джоплина, Лероя Андерсона, Джорджа Гершвина и других. Также на концерте 19 сентября состоялась европейская премьера произведения для струнного оркестра и аудиозаписи Роберта Паттерсона I see you (2016).
Также впервые в Харькове прозвучало произведение для струнного квартета и аудиозаписи Стивена Райха WTC 9 / 11 (2010). Его первая часть построена на компиляции записей переговоров пилотов и спасателей, когда самолеты врезались в здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.
Идея создания камерного оркестра Nova Sinfonietta у Станислава Христенко возникла в прошлом году. Он говорит, что цель проекта — не только дать городу глубокую музыкальную программу, но и создать признанный музыкальный коллектив международного уровня из харьковских музыкантов.
Важная задача проекта — зажечь любовью к интеллектуальной музыке молодую аудиторию.
От традиционных оркестров Nova Sinfonietta отличается визуально — например, одежда для музыкантов разработана харьковским дизайнерским брендом.

Станислав Христенко родился 25 мая 1984 года в Харькове. Концертную деятельность начал в 11 лет с сольного концерта в зале харьковской филармонии. Арт-директор Международного музыкального фестиваля «Зеркальная струя». Четыре года назад был удостоен звания Steinway Artist, которое уже 150 лет вручают лучшим пианистам мира.

Сбылась ли главная мечта музыканта и какой путь он прошел к ее реализации?
—Станислав, свою дорогу в мир музыки Вы прокладывали самостоятельно или сыграла роль музыкальная династия? Кем были Ваши родители?
—Я харьковчанин. Мои родители вообще не имели никакого отношения к музыке: мама — по образованию инженер, папа — военный. В школьном возрасте они отдали меня в обычную Харьковскую музыкальную школу № 13 им. Коляды — с этого все и началось.
—Уже тогда начала проявляться Ваша одаренность?
—С девяти лет играл на международных конкурсах — получал премии. В 11 лет уже выступал в Харьковской филармонии. Как-то на конкурсе юных пианистов в Симферополе на меня обратила внимание профессор Московской консерватории им. П. Чайковского Вера Горностаева. В результате образование я продолжил в Москве — в 15 лет стал студентом московского музыкального училища, потом учился в московской консерватории. Затем уехал в Америку — некоторое время получал там образование, а потом и остался жить.
—У вас за плечами порядка 40 международных конкурсов, выступления с крупнейшими музыкантами в лучших концертных залах планеты, в том числе в нью-йоркском Карнеги‑холле и в венском Концертхаузе, в Брюсселе, Токио, Гонконге… Как Вас принимали?
—Понятно, что публика везде разная — с разным менталитетом, по-своему воспринимающая музыку, как, впрочем, и жизнь. Так что принимали меня по-разному, но везде — тепло. Ведь музыка — это явление международное, поэтому люди чувствуют ее по-своему, но в то же время духовная, энергетическая связь между слушателями и музыкантом есть всегда.
—А что Вы испытывали, выступая в залах с такими громкими названиями?
—Естественно, там, где выступали величайшие исполнители, особое ощущение и волнение соответствующее и, конечно же, гордость, что удалось этого достичь…
—Вас называют одним из самых выдающихся музыкантов планеты. А что такое успех для пианиста? Допустим, успех завода им. Малышева зависит от количества и качества выпущенных танков? А чем измеряется успешность музыканта — количеством концертов, любовью публики, знаменитыми концертными залами?
—Вы знаете, наверное, совокупностью: и количеством концертов, и любовью публики, и тем вкладом, который человек сделал…
Если не брать во внимание завод имени Малышева, а взять для примера какую-то творческую профессию, близкую к музыкальной, — допустим, художника или актера — то что для актера успех? Количество сыгранных спектаклей, роли, в которых он запомнился публике, количество выдающихся ролей… Но при этом, чтобы актер считался успешным, — это может быть всего-навсего одна роль, которая осталась в памяти многих поколений, а вовсе не огромное количество перевоплощений. Так и успешность музыканта: это может быть и количество концертов, и качество выступлений, и тот вклад, который оставил музыкант в истории. Последнее даже, наверное, более вероятно…
—Ваша мечта создать в Харькове камерный оркестр осуществилась?
—Вот на концерте осуществилась. В ДК Art Area мы презентуем музыкальный проект Nova Sinfonietta Art Talk. Камерный оркестр, собранный из харьковских музыкантов, сыграл современную классическую музыку ХХ–ХХI веков по произведениям американских композиторов Джоплина, Лероя Андерсона, Джорджа Гершвина и других. Также состоялась европейская премьера произведения для струнного оркестра и аудиозаписи Роберта Паттерсона I See You (2016).
—А почему Вы задались такой целью?
—Идея создания камерного оркестра возникла в прошлом году. Дело в том, что Харьков — мой родной город. Это что-то особенное, свое и неприкасаемое. В Харькове живут мои родители, которых я часто навещаю. То есть я не классический эмигрант, который уехал — и все. Я просто базируюсь в Вашингтоне, но постоянно езжу по всему миру. И хочу, чтобы мой родной город был самым лучшим в мире. А поскольку я много путешествую, вижу в других городах замечательные вещи и, естественно, мечтаю, чтобы все это было в Харькове, и даже лучше.
К сожалению, интерес к современной классической музыке среди молодежи, как мне кажется, немного падает. Поэтому моя идея — помочь молодежи, музыкантам и слушателям — почувствовать, что эта музыка сегодня актуальна. Мне очень хотелось бы, чтобы эта музыка была актуальна в Харькове так же, как она актуальна в Нью-Йорке и Лондоне. На концерте оркестр играет современную классическую музыку, я рассказываю о ней, о композиторах, структуре и особенностях произведений языком, доступным широкой аудитории. Мы общаемся с молодежью. И очень рассчитываю, что это будет не последний раз.
Во время гастролей я попадаю в интеллектуальный круг, где интересуются искусством. Эти люди ходят на выставки — современные и несовременные, на спектакли, на концерты. То есть это определенный круг, который создает для меня атмосферу в любом городе, куда я приезжаю. И я хочу, чтобы в Харькове был такой же круг, который слушает последние новинки, сочинения композиторов сегодняшнего дня — особенно среди молодежи. Хочу, чтобы оркестр, музыка, которую мы играем, ассоциировались в Харькове с людьми, у которых горят глаза…
—Сколько музыкантов в Вашем оркестре?
—Это камерный, то есть небольшой оркестр. Сейчас в нем 11 человек: пять девушек и шесть парней. Вообще-то, в камерном оркестре может быть до 30 человек.
—По каким критериям отбирали музыкантов?
—Цель проекта — не только дать городу глубокую музыкальную программу, но и создать признанный музыкальный коллектив международного уровня из харьковских музыкантов. Они работали в разных коллективах. Я ходил на концерты — смотрел на них, слушал. Я дирижировал харьковским оркестром на Международном музыкальном фестивале «Зеркальная струя», который проходил в мае этого года в ХНАТОБе. Я видел их работу «живьем». Я слышал их записи…
—Nova Sinfonietta очень отличается от традиционных оркестров. Чем он интересен?
—Мы играем музыку сегодняшнего дня и пытаемся быть современными. Это, например, применение современных технологий — скажем, проекция на экране в качестве презентации. Сейчас уже многие музыканты в мире играют не по нотным тетрадям, а с планшетов, которые установлены на специальных напольных подставках-пюпитрах. Это экологично, удобно и современно. Эту новацию мы применили и в своем коллективе. Кроме того, девушки нашего оркестра выступают в платьях от молодых харьковских дизайнеров. Парни — пока просто в черных костюмах, но в дальнейшем они тоже облачатся в одежду от местных кутюрье. Некоторые композиции исполнили в темноте — это дало неограниченные возможности для эксперимента со светом и пространством во время концерта. Мы хотим, чтобы человек, который пришел на концерт, был не сторонним зрителем, а участником действа. Чтобы слушатель чувствовал себя максимально свободно и комфортно. Особенно человек, который пришел на подобный концерт впервые.
—Классическая музыка в Харькове, Украине, да и вообще на постсоветском пространстве, ассоциируется с чем-то консервативным, с людьми старшего возраста. Надеюсь, своим проектом Вы опровергнете этот стереотип.
—Мне 33 года, и я чувствую себя в своей тарелке, совершенно не считаю себя консерватором. Я хочу через современную музыку донести любовь к музыке. Ведь что такое искусство? В первую очередь это выражение мыслей о бытии. Я хочу, чтобы люди задавались вопросом: для чего мы живем? Мы просто потребители или у каждого из нас есть в жизни какая-то миссия? И мне кажется, что знакомство с произведениями искусства заставляет людей об этом задуматься. Это работает во всем мире, и мне хочется, чтобы это работало и в моем родном городе.
По материалам сайта vecherniy. kharkov. ua.