Новая выставка в «Гостиной на Дворянской» Ищите женщину!..

21.08.2017 07:34   -
Автор:
23-летним безвестным юношей он приехал в Харьков, став впоследствии крупнейшим предпринимателем и меценатом, основателем и владельцем сначала чугунно-литейных мастерских, затем завода и, наконец, акционерного предприятия «Товарищество М. Гельферих-Саде» (впоследствии — завод «Серп и молот»), которое в начале ХХ века было самым крупным в Харькове. Скажете, все это можно найти в интернете? Отнюдь. Во-первых, «все это» сначала нужно там разместить, предварительно проведя огромную поисковую работу, что сообща и сделали члены Клуба всех возможных художников «Гостиная на Дворянской» и их партнеры из проектов «Ночь истории Харькова»», «Харьковский частный музей городской усадьбы», «Харьковские старости» — А. Бондарев, А. Парамонов, Ф. Дикань, а также новые помощники — В. Завершинский, А. Долуда, Н. Шемет, Н. Полянская. Во-вторых, только на выставке по адресу ул. Ю. Чигирина, 5 можно увидеть много такого, чего ну никак не втиснуть в интернет! Например, увидеть два стула из двенадцати — вполне возможно, это тот гарнитурчик; проследить, как и сколько раз переименовывались давно знакомые харьковские улицы; как полтора века назад составлялись завещания, устраивались сельскохозяйственные выставки — первая такая в России была проведена именно в Харькове 130 лет назад, и много чего другого. А ещё — выбрать фото самой красивой женщины среди блоковских незнакомок!..
Кроме того, если вы придете на выставку всей семьей и кто-нибудь из старших на экспонатах-плакатах увидит знакомые здания, перекрестки улиц и узнает в них часть своей жизни — детства, молодости, зрелых лет, вы можете услышать о таких семейных подробностях и даже тайнах, о которых не догадывались. Как в семье Рубаненко. Оказывается, сама Людмила Васильевна начала трудовую деятельность на заводе «Серп и молот»; ее мама родилась в роддоме на углу Московского проспекта и улицы Леси Украинки, который, как и во времена Гельфериха, называют «Женской помощью»; одна из дочерей ходила в детский сад, располагавшийся в доме на углу Пушкинской и Ольминского, построенном Германом Христиановичем Гельферихом, родным братом героя выставки, сейчас там Академия правовых наук; а внучки ходят в третью школу на Гельфериховской (ныне Леси Украинки), построенной на месте разрушенной в годы Второй мировой войны школы, которая была сооружена на средства Максимилиана Христиановича и по завещанию передана харьковской городской громаде в память о его жене — Жозефине… Впрочем, те, кто не смог прийти на открытие выставки, успеет посетить ее до 22 сентября, вход свободный, ну а если интересно, о чем говорили устроители и участники представленного, можно прочесть прямо сейчас и, как говорили встарь, больше никогда!
Александр Плотников, врач, коллекционер, член Клуба всех возможных художников:
—Открывшаяся в Гостиной выставка удивительна! Она посвящена не только семейству Гельферих-Саде, которые, к сожалению, забыты, несмотря на большие заслуги и меценатскую деятельность, проводимую ими в ставшем родным городе. Надо сказать, что организаторами выставки проведена не просто кропотливая — титаническая работа, поскольку представленные материалы настолько редки, убедительны и наглядны, что вызывают восхищение. Я не только член клуба, но и постоянный посетитель Гостиной и с уверенностью говорю, что с каждым разом раскрытие темы, которую они рассматривают, все глубже и глубже. Ну а лично для меня эта тема выставки всегда была близка, потому что я родился и вырос в районе, где семья Гельферих осуществляла свои благодеяния для города, и я сам пользовался ими с детства. Во-первых, я родился в родильном доме, который был построен семейством Гельферих-Саде. Детство мое прошло на стадионе «Серп и молот», построенном этой же семьей для рабочих своего завода, находящегося неподалеку. Позже я опять попал в тот же роддом, уже на практику, — «Женская помощь», так многие называют его до сих пор, как моя мама. Я помню его интерьер, помню главного врача того времени Ольгу Петровну Генри, помню, какие задачи она ставила перед персоналом, как воспитывала его: «На первом месте должен быть больной, только он и больше ничего!» На открытии выставки, рассказывая об этом роддоме, я так и сказал: «Если бы у нас принципы медицины, которые я застал, сохранились, мы не оказались бы сплошь такими больными. Семашко после революции все-таки не разрушал «до основания», он сумел сохранить принципы русской медицины, когда нужно лечить не болезнь, а больного…» А сейчас доктор вместо того, чтобы посмотреть больному в глаза, смотрит в компьютер. Хорошо, конечно, что там есть много информации, но больной нуждается и в том, чтобы ему смотрели в глаза… Впрочем, как житель этого района, вижу, что рушится и другое очень быстро: завода уже нет, а я помню, как нас, школьников, водили туда на экскурсии. Мы видели не только станки и цеха, которые утопали в зелени комнатных растений, соседствующих с множеством аквариумов с разнообразными рыбками — так действительно было! Мы видели мощный завод с колоссальной историей. К сожалению, это осталось только в воспоминаниях. То же можно сказать о стадионе: на моих глазах он разрушался, а ведь был первым футбольным стадионом Харькова, построенном по всем правилам английской технологии строительства поля именно для футбола. По всей видимости, скоро и его не станет, думал я. Но — чуть ли не главным событием этой выставки для меня оказалось следующее: после того, как я, простите, выступил, ко мне подошел молодой человек и сказал: «Я Вас хочу обрадовать, стадион начали реконструировать, на нем будет базироваться футбольный клуб «Арсенал-Гельферих». Я, можно сказать, счастлив!
Людмила Рубаненко, хозяйка Гостиной:
—«Гостиная на Дворянской» продолжает проект «Великие земляки», в рамках которого новая выставка сугубо документальна. Правда, мы внесли в нее маленькую художественную нотку — старинную мебель, но пусть история ее путешествия из исторического далека в Гостиную останется для читателей — не для посетителей — тайной. В остальном это фотографии, технические и топонимические документы XIX и XX веков, отображающие часть истории нашего города, некоторые из них харьковчане смогут увидеть впервые. Это даже не карты, а копии (или кальки — как тогда говорили, поскольку выполнялись на калькированной или пергаментной бумаге тушью или специальными чернилами) планов проектирования и размещения некоторых улиц и объектов Харькова, посвященных Максимилиану Христиановичу Гельфериху. Например, нынешняя улица Леси Украинки, которая еще не имела названия, а только прокладывалась, впоследствии получила название Гельфериховская. Конечно, приятно, что эти исторические карты-оригиналы, представленные Валерием Завершинским, весьма привлекают публику, все рассматривают старинный план города, всем интересно как последовательно — или неожиданно — переименовывались в нем улицы. С не меньшим интересом рассматривают посетители архивные документы, предоставленные Антоном Бондаревым, это завещание Максимилиана Христиановича, которые Антон обнаружил в архивном деле его племянника Максимилиана Альбертовича Гельфериха. Все племянники Гельфериха были указаны в завещании и получили после его смерти финансовое наследство; сам Гельферих был бездетным. Эти документы также впервые стали доступны широкой публике. Архивные документы, обнаруженные Андреем Парамоновым, — отчетность завода Гельферих-Саде при его жизни и документы по строительству трибун на стадионе «Серп и молот», наверное, больше заинтересовали наших коллег с техническим уклоном, а материалы, почерпнутые из в газет того времени «Южный край» и «Утро», с которыми работали Филипп Дикань и Ник Шемет, — возможно, бизнесменов-историков, если можно так сказать. Они — о самом Гельферихе, о его домовладениях, времени приезда в Харьков, подробностях становления на ноги, общения в бизнес-среде, как говорят теперь, нюансах выполнения завещания, даже сведения, на ком он женился, кто была его супруга и т. д. и т. п. А вот с газетой «Губернские ведомости» работали и предоставили на выставку информацию работники библиотеки им. Короленко. Сегодня газета недоступна для широкого круга читателей по причине ветхости, и, понятно, что находки и исследования библиотекарей от этого увеличивают ее ценность — это статьи, посвященные Жозефине, жене Максимилиана Христиановича. Благодаря им мы узнали, когда Жозефина появилась в нашем городе, кем были ее предки, каковы черты характера — скромность, любовь к детям из семей заводских рабочих. Не стоит, я думаю, убеждать кого-то в том, как интересно было работать со всем этим материалом. Но главное, пожалуй, даже не это, а то, что представителям газетной журналистики не лишним будет повторить сказанное на открытии: призыв любознательных пользоваться не только информацией из интернета, но и обязательно публиковать какие-то заметки, пусть небольшие сообщения, повествующие об интересных событиях, подробностях уже нашей действительности в современных харьковских газетах, потому что, скорее всего, наши потомки, как и мы, будут изучать историю из печатных средств массовой информации спустя 100 и более лет! Вот этот ресурс памяти уж точно сохранит нас в нашем же переходном периоде. И последняя «вкусная» информация, которую хочется втиснуть в газетное сообщение: Анатолий Долуда — специалист по подделкам, эксперт высокого уровня и коллекционер старинных фото — «одолжил» выставке не только старинную мебель, но и стал соавтором выдвижения в народ следующей идеи: дело в том, что до наших дней уцелела всего одна фотография Гельфериха, сделанная в фотоателье Федецкого. И ни одной Жозефины, в то время как Харьков наполнен огромным количеством фото неизвестных харьковчанок — современниц Жозефины. Вот мы и решили предложить харьковчанам фото харьковчанок (Досекина, Федецкого, Иваницкого) на выбор, — кто бы из них, незнакомок, смог соответствовать выбору Максимилиана Христиановича? Мне, например, кажется, что он мог любить так нежно и трепетно только женщину очень красивую внешне и внутренне, посетители выставки, пожалуй, тоже так думали, но когда стали указывать на фото в соответствии со своим вкусом, оказалось, что все фото востребованы. Очень интересное было обсуждение! Только без мнения посетителей до конца работы выставки, чувствую, не обойтись. В общем, ждем кворума по оценке фото женского портрета «давно минувших дней»…