"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

О творчестве, ценностях и будущем — наше интервью с Альбертом Фельдманом

Особенностью творчества Альберта Фельдмана является способность соединить искусство и профессиональную деятельность. Альберт Фельдман помогает развитию программ психологической реабилитации беженцев и защитников Украины. В 2015 г. был куратором выставки произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства, авторами которых стали пациенты психиатрических клиник Украины. С 2016 года – директор Украино-израильского Института поддержки гражданского общества имени Голды Меир; Глава Попечительского совета Музея Шолом-Алейхема (Киев). Врач и психолог по образованию, на протяжении последних лет профессионально занимается живописью, является членом израильского и Национального союза художников Украины.
Живопись Альберта Фельдмана – это характерные портреты, эмоциональные пейзажи, жанровые сцены, сочные натюрморты. Живописная манера – разнообразна и порой неожиданная. Темой его произведений является преимущественно религиозная жизнь еврейского народа. В перечень работ автора входят групповые и персональные выставки в музеях и галереях Украины. Картины хранятся в частных и музейных коллекциях (Музей Шолом-Алейхема, Музей Истории Киева, Национальный музей «Киевская картинная галерея», Израильский культурный центр (Киев).
– Альберт, вы художник, директор Украино-израильского Института поддержки гражданского общества имени Голды Меир, доктор психологии, политический обозреватель, журналист, писатель, общественный деятель, лектор. Какая из перечисленных отраслей вам ближе всего?
– Мне ближе всего позиция художника и творческого человека, который может реализовать идеи, обратиться к миру, дать ощущение того, что во мне лежит.
– Ваше главное увлечение – живопись. Что вас побудило стать художником? Как искали свой стиль и технику?
– Я еще не нашел свой стиль. Я занимаюсь творчеством в самых разных стилях, придумываю свои авторские техники, и ряд моих работ вообще необычны с точки зрения воплощения. У них есть, кроме творчества, еще и технологическая составляющая, поэтому я в поиске. Мне нравится и импрессионизм, и более натуралистическая манера изображения, и абстракция. Когда ты творишь не для продажи, можешь творить, как тебе хочется. Почему я стал художником?.. Скорее всего, потому что пытался создать и реализовать некий супермаркет своих мыслей. Я начал реализовывать это на холстах. Мне было интересно. Плюс добавилось мое увлечение изотерапией, которое очень тесно связано с реабилитацией пациентов психоневрологических диспансеров, людей, которые страдают посттравматическим синдромом, и это тоже достаточно интересная вещь. Воспринимая себя, как пациента для самого себя, я начал вскрывать на холсте свои комплексы, фантазии, зажимы, увлекся этим, стал учиться. Мне кажется, у меня стало получаться и, наверное, стало кому-то нужным.
– Расскажите о картинах, которые сейчас представлены в галерее «Бейт Дан». Как родилось название выставки «Лица нашего городка»?
– В моем творчестве есть цикл работ, которые посвящены еврейскому местечку. Я очень люблю еврейскую серию, и, если бы она была более востребована, я бы занимался в основном ею. В Украине, в Восточной Европе существовал целый идиш-ленд – маленькие города, в которых жили евреи. В XX веке эту «цивилизацию» стерли, словно ластиком. Я сегодня изо всех сил пытаюсь в меру своих возможностей воссоздать ее в своих картинах. Лица, которые я пишу, частично «всплывают» в моей памяти – это то, что я видел в раннем детстве в белорусской глубинке, которые каким-то чудом сохранились. Сегодня визуального ряда от идиш-ленда осталось очень мало. Поэтому, в своем творчестве я хочу сохранить и отобразить, то, о чем читал, видел на фотографиях, музеях. Я бы очень хотел, чтобы не забылось, что когда-то эта земля была родиной для еврейской диаспоры, которая построила свою цивилизацию, общность, которая очень много дала Украине, Беларуси, Литве, Латвии, тем местам где проходила черта оседлости и образовался идиш-ленд, который я мифотворю, воссоздаю и пытаюсь сделать частью общей, в частности и украинской, культуры. Отсюда и родилось название выставки «Лица нашего городка». Эти лица когда-то могли ходить по улицам не конкретного города, а там, где существовала еврейская диаспора. Харьков, несомненно, один из таких городов. Именно в таких городах интересно показывать такие выставки, ведь Украина была родиной для миллионов евреев, сегодня проживающие в других местах, но не теряющие своих связей и любви к Украине.
– Что хотите написать, но пока не решаетесь?
– Хочу написать о том, как будут взаимодействовать люди и роботы. Еще чуть-чуть, и мир будет заполнен ими, и одна из моих следующих серий будет посвящена именно психологии будущего.
Я очень рад, что в Харькове проходит выставка моих работ. В этом городе живут очень интеллигентные, образованные люди. Харьков – город студентов. И я буду очень рад, если мои работы и дальше будут представляться в Харькове и вызовут интерес не только еврейской общины, но и жителей города в целом.