"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Одинаково неподражаемая

Лия Меджидовна Ахеджакова родилась в Днепропетровске в семье актеров — ее мама Юлия Александровна была ведущей актрисой, а отец, Меджид Салехович Ахеджаков — главным режиссером Адыгейского областного драматического театра имени Пушкина. Родители не хотели, чтобы дочь пошла по их стопам, мечтали, чтобы она получила профессию надежную — врача или инженера.
Из интервью Лии Ахеджаковой: «Я выросла в провинциальном театре в послевоенные годы. Вот там — каждый месяц — новый спектакль, а иначе не выживешь — голод. Папа — режиссер этого театра, мама — ведущая актриса, «героиня». Послевоенный провинциальный театр: голодные актеры, дети, тещи, мамы, тазы, кастрюли, переезды, юг. Мама в кринолине, в белом парике, с накрашенными ресницами. Дикая жара! Я выросла в любви и ненависти к каторжному актерскому труду. И все-таки осталась на всю жизнь любовь к театру, к провинциальным артистам, к кулисам, к вечным гастролям».
Но Лия упорно стремилась к актерству. И хотя в приемной комиссии одного из московских театральных вузов ей сказали, что ей никогда не быть актрисой, она не сдавалась. Лия Ахеджакова поступила в Московский институт цветных металлов и золота, параллельно играла в самодеятельных спектаклях, а затем поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 году.

Театральная карьера

На протяжении 16 лет, с 1960 по 1977 год Лия Ахеджакова работала в Московском ТЮЗе. Из интервью Лии Ахеджаковой: «В ТЮЗе я проработала целых 16 лет. И хотя мой репертуар был весьма однообразен: куры, птички, зайцы, поросята, ослик Иа-Иа и тому подобные персонажи, я просто не могу забыть то время». Конечно, были и интересные работы. Среди них Бабушка в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» по Нодару Думбадзе, Пеппи («Пеппи – Длинный Чулок» по Астрид Линдгрен) и др.
В 1977 году она приняла решение оставить ТЮЗ и перешла в театр «Современник», где довольно долго (семь лет!) ролей не было. Однако именно здесь она сыграла свои знаменитые театральные роли. Одна из них — в спектакле Романа Виктюка «Квартира Коломбины», где ей довелось сыграть четыре главные роли, с этого спектакля началось сотрудничество с Романом Виктюком, которое продлилось почти десять лет.
Еще один звездный спектакль Лии Ахеджаковой — «Крутой маршрут», который Галина Волчек поставила по книге Евгении Гинзбург. Лия Ахеджакова сыграла роль Зины-татарки, жены одного из руководителей Татарии, который стал жертвой террора середины тридцатых годов. Зина, уже находясь в камере, была совершенно уверена, что товарищ Сталин не знает о том, что происходит в стране и ответственность за аресты невинных людей лежит на плечах других людей — например, на Ежове.
Но своим любимым режиссером она считает А. В. Эфроса, хотя работала с ним один раз. Эфрос, в ее представлении, — тонкий психоаналитик: он умел подобрать «ключик» к каждому, с кем работал. Уроки Эфроса Лия Меджидовна считает бесценными для себя, помнит его потрясающие спектакли, его репетиции и «мастер-класс» с молодыми актерами Москвы.
Кроме этого, актриса задействована во многих антрепризных постановках, в частности, в спектакле «Персидская сирень», по пьесе Николая Коляды.
Из интервью Николая Коляды: «Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа кряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно».

Кинокарьера

 С 1973 года Лия Ахеджакова начинает сниматься в кино в эпизодических ролях. Ее дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно.
Режиссером, открывшим актрису для кино, стал Эльдар Рязанов, сотрудничество с которым продолжается почти 40 лет.
Из интервью Лии Ахеджаковой: «Успех очень часто зависит от случая. Вот как тут, например. Звонит мне Рязанов. Мне, совершенно неизвестной актрисе. И предлагает сняться в маленькой роли в «Иронии судьбы». Я читаю и вижу, что играть там в общем-то нечего. Тем не менее поехала на встречу с Эльдаром Александровичем. И сказала ему: «Эльдар Александрович, я вас обожаю, но сниматься не хочу. Я хочу дождаться, когда вы напишете для меня роль». А он говорит: «Лучше сняться у хорошего режиссера в крошечной роли, чем в главной у какого-нибудь…». Уговорил. А дальше уже был «Служебный роман», потом он написал для меня роль в «Гараже», потом были «Небеса обетованные» и «Старые клячи». Роль секретарши Верочки в «Служебном романе» Рязанов специально выстраивал под Ахеджакову. Обычная секретарша стала одним из самых ярких персонажей фильма, неожиданным, прелестным. Маленькая (ее рост всего 150 см), смешная актриса умеет в своих киноролях подняться от смешного к трагическому от мелкого к великому, запомниться в эпизоде и роли второго плана.
Важным для актрисы стал фильм «Старые клячи», где она сыграла вместе со своим отцом. Она много снималась, но для зрителей, в основном, остается «рязановской актрисой». Так, за роль в трагикомедии Рязанова «Небеса обетованные», признанной фильмом года, она, по результатам опроса журнала «Советский экран», была названа лучшей актрисой 1991 года. Однако, в 2006 году Лия Ахеджакова снялась в фильме «Изображая жертву» режиссера Кирилла Серебренникова и получила за эту неожиданную роль «Нику».

Личная жизнь

 Актриса отличается активной гражданской позицией, часто дает интервью по политическим вопросам, выступала против суда над Ходорковским, критикует действия власти…
Буквально на днях, например, она подписала открытое письмо президенту России с просьбой прекратить нападки на Андрея Макаревича. Еще она любит телеканал «Дождь», выступает против запрета мата в кино и театре.
Лия Меджидовна трижды была замужем. Первый муж — актер Малого театра Валерий Носик, второй супруг — художник Борис Кочейшвили. В третий раз она вышла замуж в 2001 году, в возрасте 63 лет за фотохудожника Владимира Персиянова.
Вот уже почти 35 лет близкой подругой Ахеджаковой является актриса Алла Будницкая. И почти 20 лет артистки живут в одном доме, который построили своими силами.
«Строительство нам далось очень нелегко, — рассказала «АиФ» Алла Будницкая. — Как только мы с Лией чудом купили участок у друзей, как только вырубили лес, проложили дорогу и вырыли котлован, случился страшный кризис — грянул 1993 год. Работы никакой, денег, естественно, тоже нет… Пригодилось мое умение хорошо вязать. Я организовала «собственное производство». Начала вязать вещи по эскизам модных фирм. Отправляла изделия в Париж, где они очень неплохо шли, и в Нью-Йорк. За кофту мне давали аж 100 долларов! По тем временам — невероятно большая сумма!
Дом делим пополам с Лией. Стройка растянулась на несколько лет. Летом строили, зимой останавливались, пытались заработать. Я убедила Лиечку сделать высокие потолки — видела в Париже, как это красиво. Она была в шоке: «Ты представляешь, сколько на это уйдет кирпича?!» Тогда все было дефицитом. Мы с Ахеджаковой выступали с концертами на 23 февраля и 8 марта в строительных организациях, и нам выписывали по госцене кирпич, пергамин. Комичная история вышла с унитазами. Сидим с Лией в строительной конторе, нам оформляют накладную на пергамин — и вдруг: «А вам унитазы не нужны?» — «Нужны, конечно!!!» Когда их установили, оказалось, что они… маленькие, предназначены для детского сада! Но три года у нас простояли. Как только была построена крыша и вставлены окна на первом этаже, мы с Лией поставили здесь раскладушки и стали жить. Не было ни мебели, ничего… Только плитка, на которой мы кипятили чайник и жарили себе яичницу».
***
Лия Ахеджакова востребована и в современном кинематографе: «Четыре возраста любви» (новелла «Зима», Виктория Павловна, 2008), «Книга мастеров» (Баба-Яга, 2009), «Банкрот» (Сваха, 2009), «Любовь-Морковь 3» (Елизавета Николаевна, 2010), «Дорогой мой человек» (главврач медсанбата Ашхен Ованесовна Оганян, 2011), «Мамы» (8-я новелла, Светлана Семеновна, 2012).
Но все же она не очень любит современное российское кино и всякие ремейки, а еще утверждает, что у нее плохой характер.
«Да, у меня паршивый характер. От того, что мне не нравится, я отказываюсь сразу. Я принципиально не снимаюсь во всякого рода «продолжениях» и «много лет спустя»… Например, меня не было в «Иронии судьбы-2», в «Служебном романе. Наше время», — говорит актриса.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА