"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Ольга Двойченкова: Актер — это интеллектуальная профессия

На свое 50-летие Ольга Яковлевна раскрыла наиболее яркий и сложный образ своего репертуара — судьбу английской театральной актрисы Джулии Лэмберт, главной героини романа С. Моэма «Театр».

Сначала актриса предложила для бенефиса пьесу А. Островского «Без вины виноватые». Однако в связи с выходом театра из отпуска и нехваткой средств дирекция отложила постановку на февраль 2013 года. Тогда выбор пал на одноактовый спектакль по произведению английского писателя французского происхождения Сомерсета Моэма в инсценировке режиссера Андрея Лебедя.
Героиня Моэма, 46-летняя Джулия Лэмберт — самая знаменитая театральная актриса Англии. Переживая «кризис среднего возраста», Джулия заводит роман с бухгалтером Томасом Феннелом (Иван Михальченко), любовником молодой актрисы Эвис Крайтон (Светлана Симоненко). При этом у нее есть семья — нелюбимый муж и взрослый сын. Спектакль выстроен на монологах Джулии, у которой в жизни только сцена и никаких перспектив в личной жизни. Моэм доверил своей героине свои мысли о предназначении искусства, об отношении между реальной жизнью и иллюзорным существованием актера на сцене. После измены Томаса Джулия приходит к выводу, что путь служения театру — главный в ее жизни, и она обретает второе дыхание.
—А для вас путь служения театру — главное в жизни? — начали мы беседу с юбиляром.
—В моей жизни есть две главные вещи, между которыми я всегда разрываюсь: семья и театр. Сейчас моя дочь взрослая, но пока она росла, разрываться было очень тяжело. То, что во мне присутствует нездоровый фанатизм к театру, — редкое явление, и не думаю, что позитивное.
—И в чем он проявляется?
—Мой фанатизм — это чрезмерная привязанность к театру, когда отдаешь слишком много энергии даже там, где ее не надо отдавать. С годами я научилась с этим справляться и превращать в профессиональное развитие. В любой профессии его можно добиваться всю жизнь. Для меня Джулия Лэмберт — это именно такая вершина, к которой нужно подойти.
—Ваши близкие поддерживают вас в творчестве?
—Да. Дочь (Ирина Жданько, окончила Киевскую консерваторию по специальности музыковед и культуролог. — Прим. ред.) занимается музыкальным оформлением моего бенефисного спектакля. Муж немножко иронично относится к драматическому театру. Он музыковед, кандидат искусствоведения и любит оперу.
—Как вы начинали свой творческий путь?
—Как многие вещи в моей жизни, это произошло случайно. Случайно поступила в Воронежский государственный институт искусств. Старшая сестра привела меня в драмкружок, потом настояла на поступлении в институт. Она сама хотела быть актрисой, но не поступила. Я никогда не думала об актерстве. В школе лучше шли гуманитарные предметы, поэтому задумывалась о филфаке педагогического университета, несмотря на то, что с детства я везде пела, танцевала, читала стихи. Потом в 1983 году по распределению со свободным дипломом (специальность — актриса драматического театра и кино) попала в ТЮЗ. Театр существует по законам конкурентоспособности. Никого не держали просто так, ты входишь на сцену и все видно, поэтому актеры сами ездят, показывают себя. Я тоже куда-то ездила, иногда приглашали (в Сухуми, например). Когда мы играли дипломные спектакли, ТЮЗ был в Воронеже на гастролях. Знакомый посоветовал поехать за ним, но мне сказали, что мест нет. Но замдиректора театра случайно меня заметил и познакомил с режиссером. Мне дали неделю для подготовки, поселили в гостиницу, я репетировала отрывки своих дипломных спектаклей. И меня взяли.
—А не приходилось ли вам сниматься в кино?
—В сериале «УВД-2. Во власти» Валентины Чичкун. Это был харьковский проект о том, как милиция разоблачает мафию. Мне предложили сыграть бизнес-леди, директора сети магазинов Della (по типу только открывшейся Billa). Я сыграла в шести сериях. Был небольшой опыт работы на телевидении, на радио. Вообще, в кино проще работать, чем в театре, потому что все монтируется. Кино — это техническое искусство, а театр — живое, здесь рождается и тут же умирает.
—Сколько в среднем уходит у вас на подготовку к одной роли?
—С момента распределения ролей до премьеры проходит где-то 2‑3 месяца, иногда — полгода. Но работа над ролью не заканчивается на премьере, ты играешь снова и проникаешь в свой персонаж еще глубже, он становится еще интереснее, находишь больше оттенков в роли.
—Что вас вдохновляет?
—На роль? Ничего. Ты получил роль и должен ее полюбить, работать над ней. Вдохновение приходит от работы. А в жизни меня вдохновляет сама жизнь. Я приучила себя к тому, чтобы видеть в жизни красоту и лучшее, что она может дать. Нельзя зацикливаться на несправедливости. Если что-то происходит, то это не случайно. В жизни ничего не бывает случайного. Меня вдохновляет знание, что все есть некие знаки, уроки. Вдохновляют человеческие судьбы. Например, я иду с работы, и люди стоят в очереди на маршрутку, скукоженные, безрадостные, со своими проблемами. Я смотрю и думаю: каждый человек — это вселенная. И в очереди стоят миры. Меня восхищает действие высшего закона, который все расставляет на свои места. Вдохновляет тайна. Например, тайна рождения ребенка. Объясните мне, как из «сопельки» вырастает человек со своей внешностью, характером. Это обыкновенное чудо.

Ольга Двойченкова: Мой девиз «Хорошо должно быть там, где я есть!».

—Выходит и в актерство вы попали не случайно?
—Наверное.
—Какой вы видите свою задачу как актера?
—Мне кажется, задача любого актера — это то, что определили древние греки: вызывать катарсис, т. е. очищение через страдание. А для меня за очищением идет преображение, чтобы зритель пришел один, ушел другой. Театр должен быть психотерапевтом и целителем, растворять проблемы зрителя.
—С 2003 года вы преподаете актерское мастерство в Харьковской государственной академии культуры. Почему решили учить студентов?
—Тоже случайно. Меня пригласили на курсы и сейчас у меня уже третий набор. Ребята хорошие, лучшие выпускники работают со мной в театре. Режиссер моего бенефисного спектакля Андрей Лебедь — тоже мой ученик.
—Какие театральные и киноявления наблюдаете сейчас в Украине?
—Сейчас в Украине утрачена режиссерская школа, люди, которые из театра могут сделать чудо. Хорошие режиссеры есть, но их очень мало. Может, это проклятие после Леся Курбаса (украинский режиссер, расстрелянный в 1937 году. — Прим. ред.), которого уничтожили.
—У вас есть любимый режиссер? Или человек, которого вы считаете лучшим режиссером?
—У меня всегда любимый режиссер — это человек, с которым я работаю на данный момент. Но если в общем, то мне очень нравится кинорежиссер Павел Лунгин. Не все его фильмы, но «Остров» и «Свадьба» — это просто гениальные картины. Также не уступают «Ирония судьбы…» Э. Рязанова, «Пять вечеров» Н. Михалкова.
—Как относитесь к оригинальным постановкам, как у А. Жолдака, например?
—Я всегда отношусь с одной позиции: зачем? Чистая зрелищность — это скучно. Это можно наблюдать первые 5‑10 минут. Информационные технологии дают такую картинку, что театру трудно соперничать. Зрителю интересно, когда его берут за душу и переворачивают ее, а зрелище душу не переворачивает. Человек всегда ждет чудо, и театр способен его предоставить.
—Какие качества должны быть у актера и режиссера, чтобы стать настоящими профессионалами?
—Чтобы стать профессионалом в любом деле, нужно всегда думать о людях, какую пользу ты им приносишь. Понимать их беды, потому что сам такой же, со своими проблемами. Для этого ничего не надо делать, надо просто по-доброму к ним относиться.
А если вы о профессиональном качестве, то состраданием. Режиссер должен сострадать автору, чувствовать и понимать его, а актер — своему персонажу.
—А чего больше в ваших ролях: вашего видения или видения режиссера?
—Это всегда сливается. Но, наверное, все-таки моего представления. Почему-то я всегда убеждаю режиссера.
—Открываете что-то новое в актерском плане, играя роль?
—Да. Иногда играю и сама не понимаю, откуда что берется. Новые краски.
—Есть роли, которые вам легче или сложнее играть? И почему?
—Сложно играть отрицательные роли. Но есть театральная заповедь: играешь плохого, ищи, где он хороший. Нужно понять, какая у персонажа боль, проблема, почему он стал таким. Я знаю актеров, которые стремятся играть отрицательные роли, чтобы проявить какие-то свои отрицательные агрессивные черты. Но это не для меня. А так, нет понятия трудной или легкой роли.
—А любимая роль?
—Это та, над которой я работаю. И всегда последняя роль — самая любимая.
—Существует качество, благодаря которому человек может стать хорошим актером?
—Да. Это харизма, повышенная эмоциональность и игровая природа, когда человек попадает в чужие обстоятельства и начинает в них жить.
—Говорят, что можно в 100-й раз выходить на сцену и волноваться, как в первый. Это о вас?
—Да, бывает.
—Кроме Украины где-то гастролировали?
—Мы с театральной труппой ездим на различные фестивали, но в основном в Украине. Во время СССР были гастроли в России, сейчас — нет. Но хотелось бы. Надеемся, что все впереди. Наша труппа участвовала в республиканском фестивале детских театров (г. Макеевка), в международном театральном фестивале «Классика сегодня» (г. Днепродзержинск), а на киевском фестивале «Мистецьке Березілля» мы представили несколько самостоятельных работ.

Справка:

На сцене Харьковского театра для детей и юношества (бывший ТЮЗ) Ольга Двойченкова играет главные роли в спектаклях: «Снегурочка» (Весна); «Золотой цыпленок» (Лиса); «Никогда не говори — никогда» (Люси Краун); «Хозяйка Медной горы» (Хозяйка Медной горы); «Золотое руно» (Афина); «За двумя зайцами» (Проня Прокоповна), «Чума на оба ваши дома» (продолжение «Ромео и Джульетты», сеньора Капулетти).


—Есть роль, которую вы мечтаете сыграть?
—Хочу сыграть Кручинину (А. Островского «Без вины виноватые»). А вообще А. Кончаловский сказал: «Счастливый человек имеет не то, что хочет, а хочет то, что уже имеет». Это как раз касается ролей. Надо хотеть ту роль, которую получил. У меня никогда не было особого списка ролей, которые я бы хотела сыграть.
—На что тратите свободное время?
—Мое хобби — это театр. Трачу на работу в антрепризных проектах (13 сентября Ольга Яковлевна играла в Ялте в антрепризном спектакле «Лолита». — Прим. ред.). Люблю читать не только художественную, но и психологическую, эзотерическую литературу.
—Есть ли актеры, на которых вы равняетесь? И стоит ли в актерстве равняться на кого-то?
—Кому-то стоит, кому-то — нет. Это нормально. Это стремление расти. У меня тоже такое было. Хотя с авторитетами сложно, потому что я считала, что должна развивать саму себя. Но мне, например, всегда нравились актеры Инна Чурикова, Мерил Стрип, Аль Пачино.
—Как думаете, что нужно начинающим актерам, чтобы пробиться?
—Не нужно пробиваться, нужно трудиться и думать головой. Актер — это интеллектуальная профессия. Мало кто об этом знает. Надо выяснять причинно-следственные связи поведения персонажей и думать, думать.