Он так любил жизнь

10.11.2017 07:13   -
Автор:
Иво Ливи родился 13 октября 1921 года в итальянском городке Монсуммано-Терме. Вскоре, после прихода к власти в стране фашистов, семья переехала во Францию.
Он начал работать в 13 лет помощником парикмахера, а затем докером в порту. Выступал как певец в небольших варьете и ресторанах, а затем в парижском «Фолин-Бержер» и «Мулен Руж». В семнадцать лет Иво Леви впервые вышел на сцену под псевдонимом Ив Монтан («Монтан» происходит от фразы на своеобразном итало-французском диалекте «Ива, монта» («Иво, домой!»), — так мама звала его домой в детстве). Родители Ива настороженно отнеслись к занятию сына, но 50 франков в неделю оказались убедительным аргументом для продолжения певческой карьеры. В конце 1938 года Иво впервые исполнил песни в кинотеатре перед началом сеанса. После вступления Франции в войну с фашистской Германией Монтан был вынужден бросить пение и устроиться на судостроительный завод молотобойцем. Тем не менее он продолжал репетировать дома, надеясь когда-нибудь вернуться к музыке. Весной 1941 года Монтан снова выходит на сцену, и его популярность начинает быстро расти. Далее последовали первые турне по Франции и выступления на радио. Затем песенная карьера опять прерывается: Монтана забирают на обязательные «Молодежные стройки», заменившие в период оккупации Франции воинскую повинность. В 1944 году Ив впервые приезжает в Париж и успешно дебютирует в концертном зале ABC.
Воробышек и великан
Огромную роль в профессиональном становлении певца и в его личной жизни сыграла встреча с Эдит Пиаф. После прослушивания и первых совместных выступлений она оказалась настолько очарованной молодым марсельцем, что загорелась желанием сделать из него настоящего профессионала. Под опекой Пиаф Монтан, оказавшийся очень способным учеником, занялся самообразованием. Она научила Ива той красоте пения, которая сделала его великим. Научила по-настоящему любить женщину и не бояться проявлять в любви весь пыл, чувствовать себя легко и естественно в страсти. Маленький воробышек учил простого, мускулистого парня ростом 187 сантиметров и весом 82 килограмма.
И Монтан, несмотря на свой резкий и жесткий характер, не противился урокам любви, а жаждал все новых и новых встреч, особенно после ссор и скандалов, ожидал той драгоценной минуты, когда вновь ему простят и можно будет оказаться в объятиях любимой.
Ив Монтан неоднократно предлагал Эдит Пиаф пожениться, но они остались просто верными друзьями… Для обоих на первом месте стояла карьера, страсть постепенно угасала. Все более и более усиливавшийся успех Ива немного страшил Эдит. С осени 1945 года они больше не устраивали совместных концертов. На прощание Пиаф сделала еще один подарок своему протеже, открыв перед ним двери кинематографа, в который он так стремился.
Концерты, концерты…
В конце 1940‑х Монтан продолжает выступать с концертами и начинает записывать грампластинки. Вновь корректируется репертуар артиста. Тогда же Ив Монтан начал исполнять песни из кинофильма «Врата ночи»: «Дети, которые любят друг друга» и «Осенние листья». Последняя со временем становится самой популярной в его репертуаре. Весной 1949 года певец с огромным успехом выступает в ABC вместо Эдит Пиаф (по ее просьбе), а осенью на концертах в «Этуаль» впервые выносит на суд публики песню Франсиса Лемарка «В Париже».
С 1951 года Монтан начинает регулярно выступать в «Этуаль» с большими сольными программами. Двадцать две песни за вечер и два стихотворения. В это время певец устанавливает абсолютный рекорд Франции: более двухсот представлений подряд, продано более 200 тыс. билетов, сбор от концертов составил 118 млн франков. Фирма «Одеон» выпустила золотой диск «Осенние листья».
Любовь
На рубеже 1950‑х Ив Монтан знакомится с актрисой Симоной Синьоре, и в его жизнь входит самая большая любовь. Симона на тот момент жила с режиссером Ивом Аллегре и долго не решалась с ним расстаться, тем более, что у них росла дочь.
Пройдут годы, десятилетия, но Симона всегда безошибочно называла не только дату, день, место, но даже время встречи: «Это было 19 августа 1949 года в Сент-Поль-де-Ванс, в кафе «Коломб д’Ор», в половине девятого».
К тому времени Монтан уже был звездой французского мюзик‑холла, Симона — преуспевающей киноактрисой.
После их первой встречи прошло еще четыре дня, и… «произошло нечто молниеносное, неприличное и необратимое». Это сильнейшее чувство будет продолжаться двадцать семь лет. «Сердце мое разрывалось на части. Надо было особенно сильно любить, чтобы ринуться в это удивительное путешествие», — скажет актриса.
Она собрала вещи и переехала к нему, а «иначе, — как сказал Монтан, — все это ни к чему, и звонить незачем». Они поженились 22 декабря 1951 года в мэрии Сент-Поля.
Иву Монтану и Симоне Синьоре было по тридцать лет.
Несколько первых лет совместной жизни Синьора предпочла провести рядом с мужем, отказываясь от ряда заманчивых предложений из Голливуда. Она так полюбила его, что стала примерной итальянской женой: готовила еду, стояла за кулисами во время его концертов. В их доме царили тишина и интеллигентность. Его это очень раздражало, потому что он был итальянцем и привык к другому. Он сказал ей, что она превратилась в клушу, и решил взорвать ситуацию. Чтобы как-то расшевелить Симону, завел несколько романов на стороне.
И Симона наконец-то показала характер. Ее дочь Катрин, которую он удочерил, говорила, что в их доме закончилась горячая вода: теперь были только лед и кипяток. Они стали ссориться, выяснять отношения, швырять друг в друга разные предметы, сквернословить и даже иногда драться. Но Монтану все это нравилось — он был счастлив.
Самая большая измена
Американцы долго отказывались выдавать въездные визы Монтану и его жене вследствие их «левых» взглядов, однако в 1959 году певец все же смог провести гастроли в США, которые обернулись оглушительным успехом. Стиль монтановских песен-историй, нуждающихся в мимике и движениях, был совершенно непривычен для американцев и настолько оригинален, что они окрестили его «стилем Монтана». У Ива были серьезные проблемы с английским языком, но благодаря кропотливым репетициям и тщательной проработке сценария эти трудности удалось затушевать. Монтана выручала врожденная естественность поведения на сцене и непринужденность, с которой он бравировал заученными фразами. Газеты писали о «почти животном магнетизме» певца и называли его новым секс-символом, что было непривычно для Монтана.
После успешных гастролей по США артисту предложили главную мужскую роль в музыкальной комедии «Займемся любовью» (1960), где его партнершей стала Мэрилин Монро.
Очень скоро Монтан начал высказывать недовольство поведением на съемках Мэрилин. Иногда без предупреждения она исчезала из студии и могла не появиться до самого вечера. Несмотря на профессиональные разногласия, у них завязался роман. На съемочной площадке было видно, что им нравится изображать из себя влюбленных. Симона Синьоре почувствовала опасность, но, связанная контрактом, была вынуждена выехать в Европу. Муж Монро, Артур Миллер, находившийся то в Лос-Анджелесе, то за его пределами, закрыл глаза на грозившую опасность, так как, похоже, смирился с тем, что брак не сегодня-завтра может рухнуть. Мэрилин и Монтан в своих соседних бунгало все чаще оставались предоставленными самим себе.
В то лето, когда работа над фильмом была завершена, Монтан через Нью-Йорк возвратился в Париж. Тем временем Мэрилин на Восточном побережье предприняла хитроумный перехват возлюбленного. Короткая остановка превратилась в пятичасовую отсрочку. Мэрилин и Монтана видели в ее лимузине, где они в обнимку сидели на заднем сиденье. После того сбитый с толку и сконфуженный француз вернулся в Париж, где его ждала исстрадавшаяся жена.
Мэрилин не хотела отпускать его. На протяжении многих месяцев она тешила себя надеждой, что сумеет склонить Монтана на свою сторону. Но больше они не встретились.
5 августа 1962 года Ив Монтан вместе со всем миром узнал о трагедии, произошедшей с Мэрилин Монро. Известие надолго выбило его из колеи. Он не стал изливать свою боль на страницах газет и журналов.
Вскоре жизнь принесла ему другую страшную весть: 14 октября 1963 года весь Париж оплакивал Эдит Пиаф. Ив и Симона провожали в последний путь женщину, с которой было связано так много хорошего в их жизни…
Конец
Несмотря на то что в жизнь Симоны все вернулось — и успех и муж, все же роман Ива с Мэрилин стал для нее началом конца. Монтан перестал узнавать свою Симону: она опустилась, постарела, стала пить. Но они продолжали жить вместе.
Она прощала ему все, но Монро она ему не простила и пила все больше. Ее дочь писала в своей книге: «Мама не могла смириться с тем, что стареет. Монтан, который отказывался стареть, обожал Симону, но и любил жизнь. Я служила ему алиби. Мы с ним часто совершали различные загулы. И порой я помогала ему в его похождениях…».
В мае 1987 года на Международном кинофестивале в Канне Ив Монтан был председателем жюри, и здесь он впервые появился на публике в сопровождении своей новой подруги — Кароль Амьель.
Ив Монтан был старше Кароль Амьель более чем на пятьдесят лет. Он был счастлив как ребенок. После смерти Симоны Ив приобрел новую, более просторную квартиру на бульваре Сен-Жермен, неподалеку от прежней.
Кароль знала о тайной боли Ива Монтана. Казалось, он достиг всего в жизни. Но не было самого главного — собственного ребенка, продолжателя рода. А жизнь фактически уже заканчивалась, и ничего ожидать не приходилось… Валентин родился 29 декабря 1988 года, когда Иву Монтану было уже шестьдесят семь лет. Ив, узнав о рождении сына, сказал: «Чувствую себя намного лучше, чем большинство молодых отцов. Конечно, Валентин ни в чем не будет нуждаться, но я считаю, что ребенку нужно присутствие отца и матери, и в этом не может быть ничего лишнего. Я могу обеспечить его своим присутствием так долго, как будет мне отпущено…».
Но недолго длилось счастливое отцовство. Когда малышу исполнилось 2 года 11 месяцев и 20 дней, во время съемок фильма Ив Монтан почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу Санли. Кароль оставалась с ним всю ночь. Казалось, кризис миновал, ему стало легче, и, обращаясь к жене, он сказал: «Возвращайся домой, но никому ни о чем не говори…». Уехав, она в час дня позвонила в больницу, и ей сообщили о его смерти.
Ив Монтан умер 9 ноября 1991 года. Похоронили его на кладбище Пер-Лашез рядом с Симоной.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА