Он знал жизнь – газета «Харьковские известия»

06.11.2020 21:08   -
Автор:
В возрасте 86 лет 6 ноября из жизни ушел великий Михаил Жванецкий. За месяц до этого он отказался от сцены, посчитав, что выступать ему уже не под силу.
О ДЕТСТВЕ
Михаил Жванецкий появился на свет в 1934 году в семье врачей из Одессы, какое-то время рос в городе Томашполь Винницкой области. Отец, Мане (Эммануил) Моисеевич Жванецкий, — хирург, мать, Раиса Яковлевна Жванецкая, — стоматолог.
В Томашполе глава семейства получил должность главврача и квартиру при больнице, в бывшем барском доме. О своем детстве писатель говорил так: «Что-то очень солнечное, пляжное… Пока не грохнула война. Дальше — поезд, Средняя Азия, школа, Победа, возвращение в Одессу». Во время войны отца призвали на фронт, а мать с сыном уехали в эвакуацию в Ташкент. Там Миша пошел в первый класс. Позже в интервью он вспоминал, что первая учительница написала в его характеристике: «Подвержен чужому влиянию». Семье повезло: Мане Моисеевич вернулся с фронта, и после окончания войны Жванецкие вернулись в Одессу, в 133-й дом на Комсмольской улице.
После школы Михаил Жванецкий поступил в Одесский институт инженеров морского флота и с отличие окончил его в 22 года, получив специальность инженера-механика подъемно-транспортного оборудования портов. Уже во время учебы Жванецкий основал свой театр — студенческий театр миниатюр «Парнас-2». По окончании ему предлагали должность в альма-матер, но он отказался и устроился механиком в порт. Это была тяжелая работа, но будущему писателю она оказала незаменимую услугу, подарив огромное множество характеров.
КАРЦЕВ, ИЛЬЧЕНКО, ЖВАНЕЦКИЙ
В 1958 году в студенческом театре Жванецкий познакомился с Романом Карцевым, который учился в том же институте, сблизились они благодаря творчеству. Роман начал выступать вместе с Виктором Ильченко, а Михаил писал для них тексты. В начале 60-х друзья познакомились с Аркадием Райкиным, и творчество Жванецкого легло в основу многих его миниатюр. Позднее Аркадий Исаакович пригласил Михаила на должность завлита. Настоящая известность пришла к писателю после того, как Райкин начал лично исполнять миниатюры Михаила, но для этого потребовались 4 года «осады» и феноменальный успех сценки «Авас». Чуть позже под руководством Аркадия Исааковича Райкина театр поставил программу «Светофор», полностью основанную на произведениях Михаила Жванецкого. В программе прозвучали теперь уже легендарные миниатюры: «Авас», «Век техники», «К пуговицам претензий нет».
Однако амбиции писателя заставили его задуматься об уходе: пока другие читали его слова, сам он оставался в тени. Да и Аркадий Исаакович был недоволен новым завлитом: по его мнению, Жванецкому не хватало сговорчивости, тактичности и усидчивости. Михаил отвергал все чужие идеи, ему не нравились ни язык, ни содержание. При этом он был потрясающе работоспособным и написал для своих товарищей более 300 монологов и сценок. Когда Михаил Жванецкий начал выступать сольно, Райкин вспылил и выгнал его. Друзья же наоборот поддержали и тоже покинули Райкина: сначала самый тихий из тройки, Ильченко, затем Карцев.
В начале 70-х его монологи стали необычайно популярными — никто не шутил так остро, метко и злободневно. Выступления Жванецкого записывались на пленку, распространялись и переслушивались столько раз, что слова различались с трудом.
В 1990-е годы выходил иронический журнал «Магазин Жванецкого», в котором публиковались произведения сатирика, а также Аркадия Арканова, Юрия Роста, Юнны Мориц и других авторов. Главным редактором был Игорь Иртеньев.
В 2000—2001 годы Михаил Жванецкий вместе с поэтом Вадимом Жуком вел программу «Простые вещи». С 2002 года являлся ведущим ежемесячной телепередачи «Дежурный по стране». В ноябре 2019 года сатирик сообщил о решении сделать творческий перерыв в роли ведущего этой программы.
АХ, ОДЕССА!
Жванецкий родился в Одессе и всю жизнь рассказывал об этом городе. В Приморском районе Одессы есть бульвар Жванецкого. А скульптура сатирика стоит в литературном музее города.
Юморист вспоминал, как работал в Одесском порту: «Восемь лет погрузкивыгрузки, разъездов на автопогрузчике, сидения в пароходе, в трюме, в угле, когда видны только глаза и зубы. Там я мужал». «На вопрос, что меня связывает с Украиной, хочется ответить: «А что вас связывает с родителями?» «Откуда я знаю? Что-то связывает», — говорил Жванецкий, — Одессу люблю. Киев люблю, Днепропетровск уважаю. Ялту люблю. Севастополь, Харьков, Донецк… Так тысячу извинений, кто я такой? Кроме того, что еврей. Конечно, украинец, — еще одна цитата Жванецкого.
ЦИТАТНИК
Выступления сатирика давно разобрали на цитаты — в день трагической утраты мы вспоминаем лучшие афоризмы Жванецкого. Самый грустный из них: «Жизнь как рояль: клавиша белая, клавиша черная… крышка».
О жизни
— Лучше длинная живая очередь, чем короткая автоматная.
— Лучше пузо от пива, чем горб от работы.
— Лучше промолчать и показаться дураком, нежели заговорить и не оставить на этот счет никаких сомнений.
— Лучше с трудом заниматься любовью, чем с любовью заниматься трудом.
— Лучше промолчать и показаться дураком, нежели заговорить и не оставить на этот счет никаких сомнений.
— Я же говорил: или я буду жить хорошо, или мои произведения станут бессмертными. И жизнь опять повернулась в сторону произведений.
Об интеллекте
— Все люди братья, но не все по разуму.
— Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один.
— Мысль только тогда мысль, когда ее головой думают.
— Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.
— Все идет хорошо, только мимо…
— Обидно, когда твои мечты сбываются у других!
— Мало знать себе цену — надо еще пользоваться спросом.
— Как трудно ползти с гордо поднятой головой!
— Идея пришла в его голову и теперь упорно ищет мозг.
О людях
— Из двух зол я выбираю то, какое раньше не пробовал…
— Нашедшего выход затаптывают первым.
— Рожденный ползать — везде пролезет.
— Хорошо не просто там, где нас нет, а где нас никогда и не было!
— Никогда не преувеличивайте глупость врагов и верность друзей…
— Ничто так ни ранит человека, как осколки собственного счастья.
— Только в день рождения узнаешь, сколько в мире ненужных вещей.