Людмила Касаткина родилась 15 мая 1925 года в деревне Новое Село (ныне Вяземского района Смоленской области). Ее первые годы жизни прошли в деревне под Вязьмой, пока с их большой трудовой семьей не случилось несчастье…
У семьи было середняцкое хозяйство: корова с теленком, лошадь с жеребенком, три овцы, три поросенка, двадцать кур. В один день все это забрали. Угроза быть сосланными в Сибирь была вполне реальной, и тогда в одну ночь все из деревни сбежали. В неизвестность… В Москву…
«После многих испытаний мы получили на троих (а вскоре родился и четвертый «жилец» — мой брат Леонид) в Борисоглебском переулке двенадцатиметровую комнату в глубоком подвале с одним окном под потолком. Нас заливал то дождь, то тающий снег», — вспоминала Людмила Ивановна.
Когда она училась в пятом классе, в школу к ним пришел артист Большого театра, хореограф Игорь Дмитриевич Лентовский. Он был также балетмейстером в Оперной студии имени Шацкого при Московской консерватории. Лентовский отбирал девочек для занятий в хореографическом классе и участия в оперных спектаклях Студии имени Шацкого. Отобрана была и Людмила.
Эти несколько лет занятий балетом сыграли большую роль в ее жизни. Во-первых, она увидела и услышала оперные спектакли, певцов, начала слушать и понимать классическую музыку. Во-вторых, училась двигаться, танцевать, общаться с творческими людьми, наконец, соблюдать режим. Режим был суров, и здоровье Люси стало ухудшаться. Врачи запретили ей заниматься балетом. Хореографический класс пришлось оставить.
Пришло новое увлечение, совсем другого сорта, — она стала играть… в дворовой хоккейной команде. Из девчонок оказалась одна хоккеистка. Эти занятия хоккеем положительно сказались на ее здоровье, она окрепла. И Люся вновь стала искать возможность приблизиться к искусству. Но началась война…
ГИТИС
Людмила пробыла в столице все военные годы. Однажды по радио между сводками с фронта она услышала объявление о том, что Московский городской дом пионеров набирает желающих заниматься в различных кружках. Не раздумывая долго, она отправилась на улицу Стопани у Красных Ворот и сразу попала на вечер Студии художественного слова — Пушкинский вечер. И обо всем забыла. Почувствовала, какой силой и магией обладает Слово!
Людмила попросилась в эту студию, и ее взяли. Здесь она встретила двух удивительных педагогов: Анну Гавриловну Бовшек и Анну Владимировну Шнейдер.
…Лето 1943 года. На вступительном экзамене в ГИТИС, только что вернувшийся из эвакуации, я читала одну из «Итальянских сказок» Горького. Читала, а думала о судьбе матери. Комиссия слушала меня очень внимательно и доброжелательно, дали дочитать до конца, а когда закончила, то увидела, что некоторые члены комиссии вытирали слезы. Комиссию возглавлял великий мхатовский актер Михаил Михайлович Тарханов. Он спросил:
—Девочка! А у тебя нет чего-нибудь повеселее?
Я начала читать «Онегина». Потом Тарханов сказал:
—Иди, девочка, отдохни.
Я пошла. У меня создалось впечатление, что я не прошла экзамена. Забилась в какой-то уголок. И плачу. Вдруг кто-то дотронулся до моего плеча, поворачиваюсь — Тарханов: «Девочка, не плачь. Ты принята…»
Любовь всей жизни
62 года семейного счастья! Рука об руку… И уходили в мир иной они тоже почти вместе. Она пришла к нему на похороны — красивая, как истинная кинозвезда. Из больничной палаты, но со свежим маникюром и макияжем, как всегда, с прямой спиной и на каблуках. И ушла вслед за ним через 11 дней, не выдержав расставания… Их история началась с розыгрыша. Студенты Людмила Касаткина и Сергей Колосов познакомились во дворе ГИТИСа в день ее рождения в 1943 году. То, что это и есть подарок судьбы, Людмила сразу не поняла.
Более того, эта улыбчивая и веселая барышня тут же по актерской своей природе разыграла эффектного старшего лейтенанта Колосова, вернувшегося с фронта по ходатайству профессора ГИТИСа Михаила Тарханова для продолжения учебы на режиссера. Дело было так. Сергей Колосов, узнав о ее дне рождения, решил действовать немедленно.
18 июля 1957 года. Людмила позирует в сари, подаренном ей индийской актрисой Наргис.
Спросил разрешения принести ей домой цветы. Тем же вечером, изрядно пропетляв по арбатским переулкам, лейтенант с букетом пионов по придуманному ею адресу нашел-таки Людмилу, но не Касаткину… И вместо того чтобы обидеться на лукавую, но неотразимую блондинку, ранним утром следующего дня Колосов с пионами стоял у входа в ГИТИС. После этого они шли к своей свадьбе еще 4 года. Но уже было ясно, что после той майской встречи они не могут обходиться друг без друга.
…В конце мая 1946 года Сергей Колосов вовлек Людмилу Касаткину в состав студенческой бригады артистов, направленной для выступлений перед строителями, восстанавливающими Севастополь после войны. Таким образом он укрепил знакомство — с помощью красот Черноморского побережья.
На всю жизнь Людмила Касаткина запомнила вкус веточки муската, купленной Сергеем на южном рынке на последние деньги. Тогда же, в 1946 году, Сергей Николаевич подарил Людмиле Ивановне первый серьезный подарок — книгу стихов Ильи Сельвинского с пророческой надписью: «Побываем и в Париже». За свою прекрасную жизнь они побывали в Париже, Каннах, Монте-Карло, Варшаве и много где еще, представляя созданные ими шедевры мирового кинематографа.
В браке у Людмилы и Сергея родился сын Алексей. Кино его не заинтересовало, но творческий потенциал в Колосове‑младшем тоже дал о себе знать. Алексей является джазменом и руководителем собственного джаз-бенда «Аура». Кроме того, как композитор он написал музыку для нескольких фильмов отца и длительное время вел цикл передач о джазе на радио.
Кстати, свою первую дочь Алексей назвал в честь ее бабушки — Людмилой.
Укротительница тигров
Укротительница Воронцова стала поворотной ролью, принесшей успех, любовь зрителей и в то же время профессиональным и личностным испытанием для Касаткиной. На съемки она ездила из Москвы в Ленинград в течение полугода, и для достоверности образа ей пришлось реально войти в клетку к тигру. Фильм вышел на экраны в 1955 году.
По всей Москве на громадных афишах были свирепая морда тигра, обаятельнейшее лицо суперпопулярного актера Павла Кадочникова и ростовой портрет Людмилы Касаткиной с хлыстом.
Билеты достать было невозможно даже самим актерам, хотя фильм крутили во всех московских кинотеатрах с утра до ночи… По воспоминаниям известного советского кинорежиссера Михаила Ромма и драматурга Георгия Колтунова о торжестве по случаю премьеры фильма, когда Людмила Касаткина в легком розово-сиреневом платье, будто «юная принцесса, сияя русской красотой», появилась в зале, многие из присутствовавших деятелей культуры сказали: «Мы являемся свидетелями рождения новой звезды». «Вечерняя Москва» в те дни писала о роли Касаткиной: «Это первоклассная актерская работа».
Театр и кино
Также с 1947 года Людмила Касаткина была ярчайшей театральной актрисой, поступившей по совету мужа в Центральный театр Советской Армии и служившей в нем всю творческую жизнь. В первые годы она в основном исполняла роли молодых героинь — веселых и жизнерадостных девушек или подростков. Ее амплуа тогда было лирико-комедийным. Видимо, поэтому, когда режиссер театра А. Д. Попов предложил ей роль Оксаны в пьесе М. Алигер «Первый гром», Касаткина расплакалась. Она посчитала, что не сможет справиться с такой серьезной ролью (Оксана была прообразом участницы Краснодонского подполья Ульяны Громовой). Однако режиссер был настойчив. Результат удивил всех, кто до этого видел Касаткину только в лирических ролях. Эта победа молодой актрисы заставила поверить ее в свои силы, открыла новые возможности ее таланта.
В этом театре за 50 лет Людмила Ивановна сыграла 60 ролей. В 50‑е годы в числе самых лучших спектаклей был «Укрощение строптивой», по которому Колосов, написав сценарий, в 1961 году снял первый в стране телевизионный фильм. За роль Катарины Касаткина, будучи с 1956 года заслуженной актрисой, получила первый Международный приз на Международном кинофестивале в Монте-Карло. Да и сама Людмила Ивановна между тем признавалась, что самая любимая ее роль — Катарина из «Укрощения строптивой».
В совместной фильмографии Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова 12 киношедевров, вошедших в золотой фонд нашего кино. В их числе и первый отечественный телесериал «Вызываем огонь на себя», «Оптимистическая трагедия», «Операция «Трест», «Мать Мария», «Душечка», а также переворачивающий души зрителей фильм «Помни имя свое» — по сути антифашистский манифест.
Народная артистка
Одну из лучших своих картин «Помни имя свое» об узнице концлагеря, разлученной с маленьким сыном и увидевшейся с ним 25 лет спустя, Колосов снимал непосредственно в Освенциме. Режиссера и Касаткину, игравшую главную роль, поселили не в гостинице, а в кабинете бывшего коменданта лагеря Рудольфа Хёсса.
Каждое утро Касаткина видела из окна то же самое, что видел в свое время комендант — сторожевые вышки и здания, где содержали узников. Чтобы вжиться в образ и почувствовать, что такое Освенцим, и этого оказалось мало: Касаткина тайком от мужа села на жесточайшую диету, похудела на 12 килограммов и временами теряла сознание от истощения. Наградой ей стало восхищение всех кинозрителей союза и звание народной артистки.
Съемки в этом фильме в одном из интервью вспоминала актриса Людмила Иванова:
—Говорят, у нее трудный характер — на меня это не распространялось. Сколько раз перед тем фильмом мне говорили: не ходи сниматься — она премьерша, будешь играть спиной. Когда прочла сценарий, аж воскликнула: да и пускай спиной.
Нелегкие были съемки — мы с Касаткиной, держась за руки, проплакали весь этот год. Снимали в Освенциме, в Польше, — переживали все по-настоящему. Особенно Людмила Ивановна историю матери и сына восприняла как собственную. Тем более, что и ее настоящий сын был тогда болен, после гриппа получил осложнение на глаза, там же, в Польше, в госпитале лежал…
* * *
В последние годы Людмила Касаткина страдала от болезни Альцгеймера, полгода жила в больнице, где ей оказывали специальный уход. Но смерть любимого супруга подкосила легендарную актрису, и Касаткина пережила Колосова всего на 11 дней, скончавшись 22 февраля 2012 года на 87‑м году жизни.
Похоронили Людмилу Ивановну с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой мужа.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА