ОПЕРА & БАЛЕТ = «СХІД ОПЕРА»
Почти две недели харьковчане и гости города имели возможность погрузиться в особую атмосферу высокого искусства и увидеть лучшие оперные и балетные постановки последних лет, познакомиться с творчеством наших коллег из разных театров Украины, встретиться с любимыми исполнителями.
Немаловажно, что именно на сцене Харьковского оперного, и тоже традиционно, состоялось открытие международного музыкального фестиваля «Харьковские ассамблеи», который в этом году посвящен 100-летию основания Харьковского национального университета искусств им. И. Котляревского. Его мероприятия проходят параллельно со «СХІД ОПЕРА» и свидетельствуют о родстве традиций и эстафете творческих школ знаменитого вуза. Ведь подавляющая часть музыкантов оркестра и певцов — выпускники Харьковского университета искусств.
Так уж случилось, что главным оперным героем «СХІД ОПЕРА» стала музыка легендарного Джакомо Пуччини. Больше двух тысяч зрителей уже побывали на спектаклях «Флория Тоска» и «Богема». И это не связано ни с одним юбилеем композитора или календарным событием. Великий итальянец не очень часто писал оперы о своих современниках и земляках, а выбирал отдаленные страны и экзотических героев. Однако достоверность и сила их чувств, выраженная в страстных, возвышенных ариях, продолжает волновать зрителей во всем мире.
Сегодня, например, харьковчане и гости города могут встретиться с героями его оперы «Турандот». За дирижерским пультом — художественный руководитель Одесского филармонического оркестра Хобарт Эрл.
Завтра, в воскресенье, балет «Лебединое озеро» П. Чайковского. Это — бенефис ведущего солиста балетной труппы Анатолия Казацкого, посвященный 25-летию его сценической деятельности. Его партнершей выступит прима-балерина, заслуженная артистка Украины Алена Шевцова.
В среду, 11 октября, — закрытие фестиваля «СХІД ОПЕРА». Зрители увидят уникальный в своем жанре проект Балет-гала. Он объединяет в один вечер и на одной сцене лучшие хореографические номера, которые демонстрируют гармонию музыки, танца и пластики. Концерт покажет многогранность хореографических стилей и направлений. Он представляет своеобразное путешествие-экскурсию по лучшим образцам мирового балета. Зрители увидят разные по характеру, стилистике и образности номера, которые воплощаются как с помощью классической хореографии, так и средствами современного танца.
Финал фестиваля «СХІД-ОПЕРА» обещает зрителям много открытий и ярких впечатлений от встречи с молодыми, талантливыми исполнителями, которыми богат коллектив. Сегодня их рады видеть во многих европейских странах, Китае, а отдельные солисты успешно выступают в странах Латинской Америки, США.
В нашем репертуаре много спектаклей, которые пользуются большой популярностью у взрослых и маленьких зрителей — это все три балета П. Чайковского, «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига, «Маленький принц», «Золушка», «Корсар», «Дон Кихот», «Жизель» и много других. И достаточно было бы исполнить только фрагменты этих балетов, чтобы обеспечить концерту успех. Но балетный Гала построен по другому принципу. Разнообразие и новизну ему придадут номера современной хореографии, подготовленные специально для фестиваля. А это работы Дж. Баланчина, Б. Эйфмана, Йорга Маннеса, Бена ван Ковенберга и других известных балетмейстеров ХХ столетия.
В концерте дебютирует харьковчанин, недавний выпускник Киевского хореографического училища Владислав Босенко, который исполнит ироничную и остроумную композицию «Буржуа» на песню Жака Бреля. Художественный руководитель балета Инна Дорофеева вместе с постановщиком балета «Пер Гюнт» Вадимом Писаревым передали молодым коллегам Светлане Исаковой и Алексею Князькову свой номер на музыку В. А. Моцарта «Март» — трогательную и немного забавную историю о перипетиях любовных отношений мужчины и женщины, которые особенно обостряются весной.
Под всегда волнующую музыку вальса А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад» артисты балета исполнят концертный номер, поставленный заслуженным артистом Украины Леонидом Марковым.
Выдающемуся мастеру балета Асафу Мессереру, который почти столетие назад выступал на харьковской сцене, наши молодые артисты посвятят поставленный им номер на музыку «Мелодии» К. В. Глюка. А в композиции «Познание» на музыку Т. Альбинони будет солировать любимец харьковской публики Андрей Писарев. В финале концерта будет исполнен фрагмент «Вальпургиевой ночи» из оперы Ш. Гуно «Фауст», героями которого станут Вакх, Вакханка и Пан.
Также на сцену во время концерта выйдут персонажи балетов Мариуса Петипа, к 200-летию которого сейчас готовятся харьковские артисты вместе с классическими танцовщиками всего мира.
В балетном празднике участвуют также заслуженные артистки Украины Антонина Радиевская, Елена Шевцова, лауреаты международных конкурсов Анатолий Хандажевский, Карина Шатковская, солисты Кристина Кадашевич, Елена Леонтьева, Денис Панченко, Андрей Козарезов, Владимир Василенко, Лариса Грицай, Алексей Абраменко, Артем Рязанов.
Режиссер-постановщик концерта — народная артистка Украины Инна Дорофеева. Дирижеры Дмитрий Морозов, Павел Багинский.
Главный балетмейстер — народная артистка Украины Светлана Колыванова.
Из досье «Харьковских известий»

Неоценимую роль в творческом становлении артиста сыграли педагоги-наставники: заслуженная артистка Украины В. Маркова, заслуженные артисты России М. Беззубиков и И. Сурнева, Н. Сильвестрова, народные артисты Украины С. Колыванова и Т. Попеску.
С 1994 года, работая в Харькове, А. Казацкий сотрудничает также с Киевским, Львовским, Одесским Национальными театрами оперы и балета, со многими зарубежными коллективами. Широка его гастрольная деятельность. Страны, в которых Анатолий с успехом выступал: США, Канада, Франция, Испания, Германия, Польша, Чехия, государства Центральной и Латинской Америки и балканского полуострова, ЮАР, Корея, Китай, ОАЭ, Япония.
В 2004 году А. Казацкий окончил Киевский национальный университет культуры и искусств по специальности «режиссер‑хореограф». В 2008 году — Харьковскую государственную академию культуры по специальности «балетмейстер классической и современной хореографии». Принимал участие в многочисленных международных конкурсах балета и стал дипломантом конкурса им. Сержа Лифаря в Киеве в 2002 году. Имеет ряд премий и наград Харьковской городской администрации за творческий вклад в развитие культуры города. В 2008 году сам организовал и возглавил гастрольный коллектив артистов Украины и России (в его репертуаре — популярная балетная классика), который существует поныне.

В 1987 г. основал в Вене камерный оркестр, специализировавшийся на исполнении американской музыки в Австрии и австрийской музыки в США. С этим коллективом осуществил ряд записей и несколько мировых премьер.
С 1991 г. живёт и работает в Одессе, работая художественным руководителем и главным дирижёром Одесского филармонического оркестра. Впервые оказавшись в Одессе с гастролями своего венского коллектива, Эрл был приглашён сперва выступить с местным оркестром, а затем и возглавить его. Под руководством Эрла оркестр, прежде имевший исключительно региональное значение, был выведен на международный уровень, дебютировав на международной сцене весной 1992 года на фестивале американской музыки в Брегенце (Австрия), а 30 ноября 1993 года впервые в своей истории выступил в Карнеги‑холле. Эрл значительно обновил репертуар оркестра, введя в него сочинения британских композиторов, позднюю венскую классику, американскую музыку. В то же время Эрл уделяет внимание популяризации украинской академической музыки: им, в частности, записаны диски с произведениями Николая Колессы, Мирослава Скорика, Евгения Станковича. В Харькове с успехом дирижировал оперными спектаклями и заявил новый проект.
Подготовил Александр Чепалов.
Фото: Александр Шахматов,
Александр Чепалов и из ресурсов Интернета.