Отпечаток восходящего солнца

14.08.2017 07:07   -
Автор:
Японская цветная ксилография — уникальное явление в истории мирового искусства. На каждом этапе развития изобразительного искусства в Японии она имела собственный неповторимый облик. Однако лишь в период Эдо (1613–1868) произошло выделение гравюры в самостоятельный вид искусства.
Деревориты XVII в. создавались малоизвестными художниками и предназначались в основном для иллюстрирования развлекательных изданий и учебных пособий. Они были черно-белыми. Позже их начали подкрашивать киноварью, желтой и зеленой краской. Введение использования цветной печати традиционно относится к середине 1760‑х годов. Японская цветная гравюра на дереве (ксилография) была результатом коллективного творчества. Художник рисовал черно-белую основу и обозначал цвета отдельных деталей, резчик непосредственно переносил изображение на дерево. Общее колористическое решение гравюры в значительной мере зависело от печатника. Для каждого цвета вырезалась отдельная доска. Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров обусловили своеобразие японской ксилографии. Именно ей представилась возможность сыграть определенную роль в культуре Японии XVIII — начала ХХ в.
В многочисленных разносюжетных произведениях нашли свое воплощение события, которые происходили в жизни горожан, распространялись новые идеи и настроения, формировалась культурная традиция. В изобразительном искусстве наиболее характерной формой этого вида творчества стала гравюра укиё-э («искусство изменчивого мира»). Квинтэссенция понимания такого рода гравюры изложена в повести «Новые времена» (1661): «Мы живем лишь мгновение. И в это мгновение наслаждаемся красотой лунного света, снегом, цветением сакуры и оттенками осенних листьев клена. Мы радуемся дню, согретому теплом вина, бедность смотрит нам в лицо, но мы не позволим, чтобы грусть поборола нас. Мы плывем по течению жизни, словно тыква, которая была подхвачена потоком. Это и носит название изменчивого мира».
Природа всегда играла важную роль в изображении радостей жизни. Однако на протяжении XVII–XVIII вв. и особенно в XIХ в., атмосфера жизнеутверждающего бытия передавалась в первую очередь в портретах красавиц (бидзин-га) и актеров театра Кабуки (якуся-э). Цветная гравюра подарила их образам бессмертие.
Вторая половина XVIII в. считается временем, когда искусство ксилографии достигло наивысшей точки развития. В это время работали такие мастера, как Китагава Утамаро, Утагава Кунимаса, Харусиге Судзуки и многие другие. Сейчас с творчеством этих художников можно ознакомиться на выставке, которая дает яркое представление об уникальном японском искусстве, которое воспринимается в наши дни как символ культуры этой страны в целом.
Музей японской гравюры в Днепре был открыт в 2016 году, накануне проведения года Японии в Украине (2017). Его уникальная коллекция цветной гравюры формировалась в течение 10 лет. Ныне она насчитывает более 300 экспонатов 55 художников — самых известных мастеров этого вида искусства.
По материалам сайта artmuseum.kh.ua