"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Пять выдающихся архитекторов, прославивших Харьков

Неординарные, талантливейшие архитекторы творили облик Харькова как промышленного, экономического и научного центра. MyKharkov.info предлагает познакомиться с архитекторами, которые создавали архитектурный облик нашего города в ХІХ — начале ХХ столетия.
Евгений Александрович Васильев
Изысканная архитектура колокольни Успенского собора, архиерейский дом на территории Покровского монастыря, здания по Университетской улице сегодня напоминают харьковчанам о многолетней деятельности яркого представителя русского классицизма, архитектора Евгения Васильева.
В начале ХІХ века выпускник Петербургской Академии художеств и Горного корпуса, ученик Джакомо Кваренги — автора дворцовых построек в Санкт-Петербурге и Петергофе Евгений Васильев, получил направление на службу в Харьковскую губернию.
В 1804 году по ходатайству Василия Каразина талантливый зодчий был переведен на должность архитектора Харьковского университета. С этого времени жизнь и творчество Евгения Александровича неразрывно связаны с Харьковом, где он построил множество интересных частных и общественных зданий.
Архитектор занимался храмовым зодчеством. Под его руководством происходило строительство Дмитриевской (1807), Каплуновской (1809), Мироносицкой (1819) и Свято-Николаевской (1821) церквей. Последняя, расположенная на ул. Цементной, 8, существует и сегодня.
Для размещения главного корпуса Харьковского университета Евгений Васильев осуществил реконструкцию дома губернатора (сейчас Украинская инженерно-педагогическая академия). Здесь же, на улице Университетской, в 1823–1831 годах архитектор руководил строительством нового корпуса университета, где располагались библиотека, обсерватория и университетская Свято-Антониевская церковь.
Одним из наиболее ярких и заметных проектов Евгения Васильева является Александровская колокольня Успенского собора. Сооружение поражает строгостью и простотой архитектурных форм, и сегодня это один из символов города. Возведенная в стиле классицизма, пятиярусная колокольня имеет общую высоту 89,5 метра и является одним из самых высоких зданий Харькова.
Увидеть колокольню Евгению Васильеву не удалось. В 1832 году в построенных архитектором университетских зданиях обнаружилась трещина. Началось разбирательство, которое контролировал лично император Николай І. Вскоре обвинения в допущении ошибки были сняты, но пережитое потрясение пошатнуло здоровье зодчего. В 1833 году Евгений Васильев умер.
Андрей Андреевич Тон
Архитектор Андрей Тон продолжил традиции классицизма в Харькове и завершил постройку колокольни Успенского собора.
Предками архитектора были преимущественно строители, инженеры, художники, необходимые для масштабных строительных работ в Санкт-Петербурге. Андрей Андреевич Тон в 1829 году переехал работать в Харьков, исполнял обязанности архитектора Харьковского института благородных девиц. В 1837–1845 годах назначен на должность городского архитектора Харькова и принимал участие в разработке генерального плана Харькова.
Андрея Тона называют мастером храмовой архитектуры. Авторству зодчего принадлежали здания церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи и Троицкой церкви, возведенные в русско-византийском стиле. При строительстве церквей архитектор использовал элементы старинной русской архитектуры, что качественно отличает их от строгого классицизма с его колоннами и четкостью форм. Под руководством Андрея Тона в Харькове проходило строительство общественных и частных строений. Памятниками его деятельности являются городские усадьбы на улицы Кооперативной, усадьба купцов Павловых на улице Полтавский Шлях.
Именно Андрей Тон в 1841 году построил первое здание Драматического театра на Сумской улице (сейчас — Харьковский государственный академический украинский драматический театр имени Т. Шевченко, позже перестроенный).
Алексей Николаевич Бекетов
Его по праву называют человеком, сформировавшим архитектурный облик Харькова, подарившим улицам нашего города особенную атмосферу тишины и уюта. Ансамбль площади Конституции, улицы Пушкинскую, Дарвина, Мироносицкую сегодня невозможно представить без зданий, построенных одним из выдающихся зодчих конца ХІХ — начала ХХ столетия Алексеем Николаевичем Бекетовым.
Библиотечный корпус был возведен с учетом передовых технологий, отличался удобным функциональным взаимодействием основных частей и книгохранилища, из которого книги подавались в читальный зал при помощи подъемных машин. «Вы отнеслись как настоящий мастер — художник к своему заданию …создали действительно художественное, совершенное произведение, которое станет украшением нашего города…» — писали Алексею Бекетову члены правления библиотеки.
По проектам Алексея Бекетова в городе построено около 50 различных сооружений. Наибольшего внимания заслуживают здания Земельного, Торгового, Волжско-Камского банков, украсивших ансамбль Николаевской площади (сейчас площадь Конституции).
Алексей Бекетов занимался также проектированием городских особняков, которые возводил в разных архитектурных стилях — классическом, барокко, рококо, мавританском, итальянского ренессанса, венского сецессиона. Архитектор с одинаковым вниманием относился как к общему художественному решению здания, так и его внутренней планировке, заботясь о комфорте жителей. Алексей Бекетов непосредственно руководил процессом строительства, разрабатывал внутренние интерьеры и даже предметы декора. Сегодня по его чертежам и возведенным постройкам учатся проектировать здания будущие архитекторы.
На протяжении 1889–1935 годов Алексей Бекетов преподавал на инженерном факультете Харьковского технологического института. Работал главным архитектором Харьковского художественного училища, вел дипломное проектирование в Харьковском художественном институте, читал лекции в Харьковском механико-машиностроительном институте, в 1935–1941 годах — в Харьковском институте инженеров коммунального строительства. Внук Алексея Бекетова, доктор физико-математических наук, профессор Федор Рофе-Бекетов отмечал: «Алексей Николаевич всегда стремился войти в круг интересов студентов. К молодым архитекторам, которые часто бывали в нашем доме, относился как старший товарищ, с уважением…»
За свою продолжительную жизнь архитектор выполнил чертежи около 170 сооружений, из которых 50 так и не были построены. К примеру, проект здания Большого театра по улице Екатеринославской (сейчас — Полтавский Шлях).
Александр Иванович Ржепишевский
Александр Ржепишевский родился в Измаиле (сейчас Одесская область), получил образование в Санкт-Петербурге, а полюбил город Харьков, где смог раскрыть свой художественный талант.
После окончания Института гражданских инженеров и поездки в Европу архитектор зарабатывал на жизнь участием в архитектурных проектах. Одним из таких проектов стало здание для Городского купеческого банка с гостиницей «Астория» на площади Павловской, выполненное совместно с архитектором Н. Васильевым. Харьковских купцов поразила предложенная идея строительства монолита на каркасной железобетонной основе. Подобная конструкция позволяла при отсутствии жесткой внутренней планировки придавать сооружению любую внешнюю форму, что стало особенно актуальным для здания, где, кроме банка, размещалась гостиница и магазины. Александр Ржепишевский строил в городе доходные дома, частные усадьбы, общественные и промышленные строения. В частности, здания мануфактур (ул. Рождественская, 6 и 9), больницы Красного Креста (пл. Фейербаха, 5), особняки на улице Садово‑Куликовской (сейчас ул. Дарвина), доходные дома на улице Пушкинской. Прожив в Харькове всего 10 лет — с 1910 по 1920, зодчий оставил после себя 27 зданий в стиле западноевропейского модерна.
Виктор Абрамович Эстрович
Его называют одним из самых изобретательных зодчих Харькова. Здания Виктора Эстровича отличают монументальность, масштабность, выразительные элементы фасадов.
После окончания в 1907 году Петербургского института гражданских инженеров переехал в Харьков. Наиболее яркими проектами Виктора Эстровича выступают здание Рентгенакадемии (сейчас НИИ медицинской радиологии имени С. П. Григорьева по ул. Пушкинской, 32), НИИ эндокринологии (ул. Алчевских, 12), НИИ гигиены труда профзаболеваний (ул. Тринклера, 6), жилой дом «Банковец» (ул. Алчевских, 6). Продолжал активно работать после революции на должности главного архитектора Харьковского областного отделения Госбанка, главного архитектора Гражданского отдела Проектного института. Представленные зодчие работали в разные периоды, имели различное происхождение, были уроженцами разных городов, но объединяет их любовь к Харькову. Построенные ими здания украшают наш город, дарят ему индивидуальность и незабываемую атмосферу.
Алена Маршала.
По материалам сайта https://mykharkov.info/