Пятьдесят лет под бекетовской крышей

05.09.2018 07:50   -
Автор:
— Какому? — спросите вы, а я отвечу, что 23 августа минуло ровно 50 лет с того момента, как председатель Харьковского горисполкома Г. Власенко в 1968 году торжественно разрезал ленточку на входе в здание, переданное властями театру кукол, которое и ныне красуется на площади Конституции, 24 (тогда — Тевелева).
Подробно об этом событии расскажет заведующая литературно-драматургической частью театра кукол Инга Лобанова.
Юбилей — праздник для детей
— Инга Вячеславовна, почему именно таким образом решили отметить юбилей?
— Хорошие идеи, как говорится, носятся в воздухе. Директор театра Владимир Решетняк раздумывал, каким образом лучше обозначить важную для коллектива дату, а когда с предложением торжественно отметить это событие к директору обратился депутат Харьковского облсовета Михаил Пилипчук, то оно пришлась по душе всем нам. Очень хотелось сделать этот день праздничным именно для наших зрителей. При поддержке заместителя харьковского мэра по вопросам здравохранения и социальной защиты населения Светланы Горбуновой-Рубан на благотворительный спектакль «Айболит» по сказке К. Чуковского пригласили детей так называемого льготного контингента. И когда выяснилось, что небольшой зал театра не сможет вместить всех желающих, то решили показать два спектак­ля. Среди наших гостей — дети-сироты, оставшиеся без родительской опеки, дети с ограниченными возможностями, ребята, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах, дети, чьи родители входят в Союз ветеранов АТО, дети-переселенцы, дети из психоневрологического санатория № 1 и дети из многодетных семей, входящих в ассоциацию «Амма», — причем не только из Харькова, но и области. Многие из них, увы, редко попадают в наш зрительный зал. Театр подарил им такую возможность, и восторженная реакция маленьких зрителей стала для наших артистов самым желанным выявлением благодарности.
— Театр уже 50 лет беспрерывно работает в уникальном здании. Что это означает для театра с эстетической точки зрения?
— Это одно из тех замечательных бекетовских строений, которые, по сути, формируют лицо «старого» центра Харькова (под «новым» имею в виду ансамбль площади Независимости с его конструктивистским духом). Волжско-Камский банк — третье здание, возведенное для этих целей Бекетовым. В отличие от соседних Земельного и Торгового банков с их более строгими линиями, Бекетов решает это здание в стиле модерн, мастерски вписывая его в общий архитектурный ансамбль. Изначально фасад был украшен красивой майоликой. Но когда в 1960‑е годы проводилась реконструкция, художником Алексеем Щегловым была создана мозаика, соответствующая новому предназначению здания, а тот прекрасный орнамент, к сожалению, был утрачен.
— Почему это здание использовалось не по прямому назначению, а было передано теа­тру кукол?
— В 1952 году руководителем, в общем-то, ординарного театра, который хоть и собрал много интересных артистов, но не имел творческого вожака, становится талантливый актер, режиссер, а главное — блестящий организатор Виктор Афанасьев. Благодаря его усилиям Харьковский театр кукол превращается не просто в лидера украинских кукольников, а в коллектив, реально конкурирующий с самим «флагманом» этого вида искусства — московским Центральным теа­тром кукол, которым руководил С. Образцов. Конечно, условия для перспективного развития у этих двух театров были просто несравнимые. Один имел, как большинство столичных трупп, буквально всё: внимание властей и соответственное материальное обеспечение, получив собственное здание еще в 1937‑м, а другой…
Ждем сюрпризов — хороших и разных!
— Следуем за Шекспиром — «Нет повести печальнее на свете…»: кочевая жизнь, необходимость работать на износ, по три-четыре спектакля в день, при этом трудно сводить концы с концами и так далее и тому подобное…
— Достаточно сказать, что на момент прихода Афанасьева харьковские кукольники ютились в крошечном деревянном павильоне на Коммунальном рынке, и в театре — это в советское-то время! — были огромные задолженности по зарплате. Отдельный анекдот о том, как новый директор ухитрился продать тот павильон и из полученной суммы выплатить актерам причитающиеся деньги… Но главное, что он добился первого в истории этого театра нормального стационарного помещения на улице Красина, 3 (ныне — Манизера, 3, Харьковский Дом Актера). Там состоялась премьера легендарного, до сих пор успешного спектакля для взрослых — «Чертова мельница» и начал работать музей театральных кукол. Слава о теа­тре гремела, попасть на спектакли было невозможно. Надо полагать, предприимчивый директор наверняка неоднократно намекал руководству Харькова о необходимости как-то расшириться.
— Ваши слова вряд ли удивят тех, кто хорошо знал Виктора Андреевича!
— Вот уж кому энергии было не занимать! Однако дело сдвинулось с мертвой точки как раз тогда, когда Афанасьева в Харькове не было. В 1963 году он уехал в длительную творческую командировку, организовывать первый театр кукол в Египте, а новое здание решили открыть к 30‑й годовщине создания театра. Кстати, предложено было на выбор несколько вариантов помещений. Право выбора Афанасьев доверил замечательному художнику Владимиру Кравцу, автору оформления нескольких знаковых для театра спектаклей. И как видите, он в выборе не ошибся.
— Правда, что в это самое помещение театр уже въезжал в июне 1941‑го?
— В некоторых источниках такое событие упоминается. Как было бы красиво, да? Мол, «все вернулось на круги своя». Хотя, вот парадокс, театр действительно перед войной въехал в здание на площади Тевелева, 24. Но дело в том, что нумерация тогда была иная, круговая. То есть четной и нечетной сторон, как сейчас, не было. Нынешнее же здание театра находилось в то время под номером 29. Это подтверждают и схемы, составленные известнейшим харьковским архитектором Александром Лейбфрейдом, благодаря которому в свое время было раскрыто немало архитектурных секретов.
Теа­тр действительно некоторое время работал в здании № 24 на противоположной стороне площади. Этот дом был снесен, когда площадь реконструировали при строительстве первой линии метрополитена.
— В театре кукол новый сезон будет юбилейный?
— Да — 80‑й сезон! Юбилей на юбилее! 8 сентября откроемся сказкой «Айболит». А затем зрителей ждут самые разнообразные события: премьеры, открытия выставок, презентации книг. Надеемся, что на базе театра совместно с Международным союзом театров кукол UNIMA проведем всеукраинский смотр-конкурс театров кукол — «Премьеры сезона 2017/2018», на который съедутся кукольники со всей Украины. Своеобразный «блуждающий» фестиваль, который каждый раз проводится в разных городах. Но замечу: четыре или пять его победных номинаций неизменно попадают в Харьков! На прошлых UNIMA лауреатами и победителями в разных категориях становились: главный режиссер театра Оксана Дмитриева, главный художник Наталия Денисова, актеры Татьяна Тумасянц, Александр Маркин, Геннадий Гуриненко и многие другие. Так что будем ждать юбилейных сюрпризов… и не только от этого фестиваля!
— У Вас, да еще в таком здании и с таким главным режиссером, не может быть плохо. Удачного театрального сезона!
Александр Анничев, искусствовед
timeua.info