По ком тоскует Джонни Депп, или Несколько слов о Хантере Томпсоне
Хантера Томпсона, писателя и журналиста, Депп сыграл в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Кроме того, он также сыграл главную роль в фильме «Ромовый дневник», снятого по книге, автором которой был Томпсон. Кстати, на съемках этого фильма он и познакомился с Эмбер Херд. Но Томсон знаменит совсем не тем, что был близко знаком с Джонни Деппом. На самом деле, Хантер Томпсон в первую очередь известен как основатель гонзо-журналистики.
Гонзо-журналистика — это направление в журналистике, для которого характерен глубоко субъективный стиль повествования от первого лица. В переводе с английского Gonzo обозначает «рехнувшийся, чокнутый, поехавший». Здесь репортёр выступает не как беспристрастный наблюдатель, а в качестве непосредственного участника описываемых событий, используются чувства и эмоции журналиста, благодаря чему подчёркивается основной смысл этих событий. Для гонзо-журналистики также характерны активное использование цитат, сарказма, юмора, преувеличений и даже ненормативной лексики, что является неотъемлемой чертой этого стиля.
Впервые термин гонзо был использован редактором американского журнала The Boston Globe Биллом Кардозо. Он прочитал опубликованную в журнале Scanlan’s Monthly в 1970 году статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно», написанную журналистом Хантером Томпсоном, позже популяризовавшим стиль гонзо, и проиллюстрированную английским художником Ральфом Стедманом.
«То, что ты делаешь — абсурдно, чудовищно, но до гениальности круто. Полное gonzo!» — прокомментировал Кардозо.
Молодому журналисту была поставлена редактором четкая задача: отправиться в Кентукки для освещения известных лошадиных скачек. Присутствуя на скачках, Томпсон был впечатлён поведением зрителей, которые приехали напиться и повеселиться, о чем и написал в своем дневнике журналист. «Пурпурные физиономии с типичной южной одутловатостью, старый Айви стиль, полосатые пиджаки и консервативные воротники на пуговицах… Цветущее старческое слабоумие… рано угасшие, а может, просто еще не перегоревшие».
К концу сроков сдачи статьи Хантер Томсон, ничего не редактируя, отправил свои записи и наброски, которые были крайне жёсткими и имели глубоко субъективную окраску. Опубликованная статья вызвала большой общественный резонанс. Ведь в ней не было практически ни строки про сами скачки, автор даже не указал победителя. Он сделал акцент на том, что его действительно интересовало, и, как считал, интересует читателей – это общественное поведение. Сам Томпсон заявлял:
«Я покончил с американской журналистикой. Упадок нашей прессы очевиден, а у меня слишком мало времени, чтобы тратить жизнь на ежедневное скармливание людям с улицы всем приевшихся клише».
Его работы, такие как «Ромовый дневник» (1999 издана; написана 1960), «Ангелы Ада» (1967), «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» (1971), «Наших бьют! Кровавый спорт, американская доктрина и водоворот тупости» (2004) сделали из него короля гонзо-журналистики.
Возвращаясь к Деппу отметим, что на него сильно повлияла дружба с Хантером, а также с Марлоном Брандо. С их смертью актер потерял двух людей, которые могли понять его фантазии и способ жизни. «Марлон и Хантер. Мне нужны мои парни», – говорит он.
«Харьковские Известия», Ольга Тараб