По местам Зинаиды Серебряковой. Харьков

29.08.2016 07:00   -
Автор:

—Михаил, я знаю, что это не первый Серебряковский пленэр…

—Четвертый по счету и второй международный. Первый и второй пленэры проходили на родине художницы в селе Нескучном Харьковского района Харьковской области в 2012 и 2014 годах, а третий — в селе Гайдары на Змиевщине, где на даче у знаменитого фотографа Алексея Иваницкого в 1918 году бывала Серебрякова.

—А в чем для вас смысл этих пленэров?

—Наши пленэры — это духовный мостик через столетие. Ведь участники их рисуют в мемориальных местах и могут здесь ощутить то, чего не ощутишь километром дальше. Каждая созданная здесь картина — это невольный диалог с нашей великой землячкой. А собранная в результате пленэров коллекция — художественный мир, позволяющий «придвинуть» к нам творчество Зинаиды Серебряковой, осознать его не только как «всемирное наследие», но и как нечто свое, родное, теплое.

—Каковы были особенности нынешнего пленэра?

—Он проходил в городе, что вообще для пленэров — редкость. Участниками были художники из Кракова, Львова, Москвы, Сум, Харькова. В общей сложности приняли участие порядка 30 человек. Самому старшему было за 70, самой младшей из приглашенных была 14-летняя Аня Шульженко, но некоторые художники иногда приходили с детьми 5–7 лет, так что оказалось, что любви к Серебряковой «все возрасты покорны». Среди авторов наиболее интересных, запоминающихся работ хотелось бы назвать краковских художников Малгожату Хвялковску и Адама Похопеня, львовян Юрия Ямаша и Марту Лукив-Любицкую, москвичей Нину Кибрик и Андрея Бабаева, сумчанина Владимира Ратнера, харьковчан Зою Пилипенко, Александра Лысенко, Вадима Колтуна, Ирину Селищеву, Ольгу и Егора Смолиных, Наталью Войценю. Для художников‑харьковчан, кстати, пленэр не закончился: многие авторы еще не раз выйдут на натуру и попытаются уловить неуловимый дух времени в старых, но живущих в современных реалиях улочках или аллейках парка.

—И каков же он — Серебряковский Харьков? Что рисовали художники?

—Пленэру предшествовала многолетняя исследовательская работа. Поэтому выбирались знаковые для Серебряковой места. Разумеется, это дом на Конторской, 25-А, где она жила в 1918–1920 гг., где умер ее муж Борис и где в 1919 г. были созданы всемирно известные работы «На террасе в Харькове» и «Карточный домик» (терраса и деревянная лестница, ведущая на нее, сохранились!), рядом — медресе (мусульманское духовное училище) 1906 года постройки, возможно, тоже запечатленное художницей на картине «Мечеть в Харькове», бывшая Университетская церковь (в последнее время — УКЦ «Юность»), где в 1920 г. в Археологическом музее работала художница и в свободное время создала ряд портретов харьковчан (в частности, своих друзей и коллег Елены Никольской и Владимира Дукельского). Прекрасно сохранившийся дом Никольской, где с 1914 г. висит на дверях квартиры отца Елены, известного зоолога, табличка «Профессор Александр Михайлович Никольский» на ул. Семинарской, 36, тоже стал объектом нашего художественного внимания: от Конторской сюда идти не более получаса. А по дороге — старинный Карповский сад и знаменитая Карповская криница, которые наверняка напоминали Зинаиде ее родное Нескучное (теперь — Харьковский район нашей области), где тоже бил источник возле реки и манили прохладой в знойный день липовые аллеи. Наших художников можно было увидеть и на углу ул. Гиршмана и Мироносицкой, поскольку здесь стоит дом великого офтальмолога, где в 1904 г. профессор спас Зинаиде зрение. Полдня провели художники в зоопарке, рисуя цапель: почти 100 лет назад тут рисовала цапель Серебрякова. Кульминацией пленэра было посещение Донецкого городища на окраине Харькова: сюда вместе с другими сотрудниками музея и старшими детьми неоднократно ходила пешком из Харькова Зинаида Евгеньевна, а потом делала зарисовки находок.

—Первый вернисаж пленэрных работ уже состоялся?

—Да, но он прошел не в музее или выставочном зале, а на ступеньках бывшей Университетской церкви. Ступеньки эти заросли не только травой, а целыми кустарниками — и прямо между зарослей художники и расставляли свои картины. Получилось очень символично: борьба с «травой забвения». К тому же пленэр, в сущности, был «приношением Серебряковой», и на ступенях храма, ставшего «храмом Искусства» (тут, пусть и недолго, хранились произведения древнего искусства и тут создавала шедевры наша гениальная землячка), картины наших современников выглядели именно благодарным приношением Художнику, продолжающему вдохновлять тысячи людей на творчество, на гармоническое восприятие жизни.

—Но в музеях эти работы мы тоже, надеюсь, увидим?

—Разумеется. В день памяти художницы, 19 сентября, в 17 часов приглашаем в Музей знаменитых харьковчан им. К. И. Шульженко на первую выставку в небольшом формате. А в полном объеме пленэрные работы можно будет увидеть позже в Харьковском художественном музее и Пархомовском художественном музее им. А. Ф. Лунева.

—А как обстоит дело с созданием в Харькове мемориального музея Серебряковой?

—Увы, сейчас завис вопрос выкупа квартиры, где жила художница.

Мы просим состоятельных и неравнодушных харьковчан сделать городу такой подарок. Если бы каждый, кому дорого творчество этой светоносной художницы, сделал бы хоть небольшой вклад, можно было бы сохранить память о ней для наших потомков.